Роль воспитания в моральном развитии личности


 

Моральное развитие является одной из важных сторон становления личности. Изучение морального развития невозможно без воспроизведения феноменов морального поведения в контролируемых условиях. Специально создаются ситуации, в которых дети могут поступать честно или нечестно (подделать результат или оставить его неизменным; сказать правду или солгать; присвоить чужие вещи или отдать их по назначению и т.п.). Каждый из альтернативных поступков побуждается определенной системой мотивов. Поступок, противоречащий непосредственным интересам ребенка, побуждается одним или несколькими мотивами, которые делают его выгодным, приятным или удобным и которые иногда называют эгоистическими. Соблюдение нормы в этих условиях побуждается другими мотивами (моральными).

Для практики воспитания необходимо ответить на вопрос, почему у детей преобладает тот или иной тип мотивации. Зависимость между мотивацией и уровнем интеллекта, условиями семейного воспитания, эмоциональной устойчивостью, социально-экономическим статусом, участием в детских организациях и другими характеристиками играет большую роль в воспитании личности. Среди факторов, влияющих на моральную мотивацию, можно назвать убеждение в правильности норм и в необходимости следовать им.

Соблюдение норм связывается с неприятными переживаниями, вызванными наказанием за противоморальный поступок и сопутствующими обстоятельствами. Однако наказания за нарушение норм могут порождать агрессию и негативное отношение к последним. «Тактика лишения любви», выражающаяся в подчеркнутом игнорировании ребенка после проступка, отказе от общения с ним, заявлениях типа «мама не любит такого лживого ребенка» не приводит к выбору морального поведения. Не подтвердилась и возможность формирования морального поведения через наблюдение ребенком поведения других. Из трех демонстрировавшихся детям типов поведения - соблюдение нормы, ее нарушение с последующим наказанием, безнаказанное нарушение - только последний тип повлиял на их собственные действия. Он привел их к росту нарушений поведения.

Выражение родительского неудовольствия по поводу нарушения норм принципиально отличается от разных форм наказания (лишения развлечений и сладостей, физического наказания, прекращения общения и т.п.)- При наказании внимание ребенка сосредоточивается на отрицательных последствиях поступка для него самого. Если же взрослые, выразив свое неудовольствие и обратив внимание ребенка на проступок, указывают на последствия для других, они вызывают у ребенка сопереживание этим людям и показывают, что причиной зла были его действия. Тем самым ребенку открываются отрицательные последствия поступка для других. В основе переживаний лежит осознание чувства вины, которое актуализируется в аналогичной ситуации и является основой формирования моральных суждений.

Факторы, формирующие моральные суждения (суждения о происхождении правил, о санкциях за нарушения норм и суждения о справедливости поступков и ответственности за них), включают в себя два типа отношений взрослого и ребенка. Первый тип - принуждение, при котором взрослый в одностороннем порядке предписывает ребенку правила поведения, следит за их выполнением и налагает санкции за нарушения. Ребенок должен строить свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями и занимает пассивную роль. Второй тип отношений - кооперация, характеризуется активностью ребенка, который сам предъявляет требования к себе и другим, участвует в создании правил и в контроле за их выполнением.

Эволюция морального сознания ребенка зависит от когнитивного развития, так как ребенок проходит путь от эгоцентрического отношения к окружающим до выработки гибкой позиции, когда в своих суждениях он начинает опираться на свои критерии. Выделяются три уровня нравственного развития, каждый из которых имеет несколько стадий (Л. Колберг):

1. Преднравственный уровень. Поведение определяется внешними обстоятельствами, а точка зрения других людей в расчет не принимается. Ребенок слушается, чтобы избежать наказания.

Первая стадия: суждение выносится от того вознаграждения или наказания, которое может получить ребенок за данный поступок («Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут»).

Вторая стадия: суждение о поступке выносится в соответствии с выгодой, которую можно извлечь («Если ты мне сделал плохо, то и я тебе сделаю плохо»).

2. Конвенциональный уровень. Поведение строится с ориентацией на принципы других людей.

Третья стадия: суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет («Я делаю то, что приятно и одобряется окружающими»).

Четвертая стадия: суждение формируется в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанным ею законами («Я обязан соблюдать закон»).

3. Постконвенциональный уровень. Истинная нравственность достигается только на этом уровне. Человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что связано с высоким интеллектуальным развитием.

Пятая стадия: суждение о поступке основывается на уважении демократически принятого решения или на принципиальном уважении прав человека («Я должен исполнять эти законы, так как они установлены обществом»).

Шестая стадия: поступок классифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей («Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»).

В рамках данного подхода, автором которого является Л. Колберг, описано три типа переживаний, которые испытывает человек при нарушении моральных норм: 1) страх по поводу возможных последствий и ожидание наказания; 2) желание возместить нанесенный ущерб и восстановить исходное положение; 3) осуждение себя и переживание своей вины. По мнению Л. Колберга, только переживания третьего типа свидетельствуют о собственно моральном развитии.

Л. Колберг и его последователи организовали экспериментальные занятия по нравственному воспитанию детей и подростков. Занятия были построены вокруг обсуждения гипотетических моральных дилемм. Результаты эксперимента показали, что моральным суждениям можно научить даже малолетних преступников. Ребенок, имеющий возможность рассматривать в безопасных условиях различные варианты решения ситуаций морального выбора, переходит на более высокий уровень морального развития.

В отечественной психологии моральное развитие как самостоятельная психологическая проблема начало привлекать внимание ученых не так давно. Изучение этого вопроса велось в контексте таких проблем, как становление качеств личности, усвоение правил поведения, проблема идеалов и их роли в воспитании (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Человека необходимо рассматривать как субъекта в связи с его деятельностью. Его онтогенетическое развитие психики тесно связано с овладением кристаллизованной в предметах человеческой культуры деятельностью. Возникновение первичных этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В качестве образца могут выступать сверстники, дети более старшего возраста или знакомые взрослые, собирательные образы людей с определенными нравственными качествами. Следование образцам является одним из механизмов интериоризации внешних социальных требований, в том числе требований морали.

Важно понимание того, кто выступает в качестве образца на разных возрастных этапах. С возрастом значительно увеличивается роль сверстника как пример для подражания. Это объясняется легкостью сопоставления себя со сверстниками, пониманием того, что достижения сверстников доступны и самому субъекту, возможность получения от товарища конкретных советов, помощи и даже выполнение совместных действий в достижении намеченных целей по самовоспитанию. На этой идее построено волонтерское движение, в котором в случае затруднений дети обращаются за помощью не к взрослым, а к своим сверстникам.

Л.И. Божович [2] выявила возрастную динамику изменения образцов поведения детей и особенности овладения ими этими образцами. Среди них обязательная реальная практика следования образцам, знакомство с моральными нормами лишь с опорой на уже сложившиеся у ребенка нравственные чувства и привычки.

В качестве показателя уровня морального развития выступает поведение ребенка в альтернативной этической ситуации [3]. Противоречивость психического развития выражается в стремлении заслужить признание взрослого, являющееся мощным стимулом формирования многих положительных качеств, а при определенных условиях может спровоцировать детскую ложь.

Подведя итог рассмотрению вопроса о моральном развитии ребенка, назовем механизмы, благодаря которым происходит интериоризация норм и правил поведения.

Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или сверстник, учитель или герой художественного фильма). Важно то, что между ними возникли эмоционально значимые отношения.

Идентификация - усвоение чужих моделей поведения, установок, ценностей как своих собственных.

Чувство стыда - механизм запрета определенного поведения. Возникает при осознании того, что могут быть санкции, наказания за нарушения общепринятых норм поведения.

Чувство вины - механизм, лежащий в основе глубокого внутреннего переживания несоответствия поведения собственным представлениям о должном, правильном, принимаемом самой личностью.

Важным является также накопление собственного опыта, критическая переработка содержания культуры. М.Г. Битянова [1] называет следующие механизмы перехода внешнего мира во внутренний: интериоризация целей и ценностей в процессе самостоятельной деятельности; испытание, связанное с риском; катарсическое переживание.

Вопросы и задания

 

1. Какие этапы морального развития выделены американским ученым Л. Колбергом?

2. От чего зависит уровень морального развития ребенка?

3. А.С. Спиваковская в книге «Как быть родителями» выделяет несколько типов родительского воспитания в соответствии с ведущим мотивом, лежащим в его основе:

воспитание как удовлетворение потребности родителя (ей) в эмоциональном контакте;

воспитание как реализаций потребности в жизни взрослого человека;

воспитание как формирование определенных качеств;

воспитание как реализация определенной системы вне зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Сравните эти типы воспитания между собой, назовите их возможности и ограничения для развития ребенка.

План семинара

«Моральное развитие ребенка»

 

1. Психологический анализ факторов морального развития.

2. Этапы морального развития.

3. Механизмы морального развития ребенка.

Основная литература

 

1. Битянова М.Г. Соприкосновение с внутренним миром // Школьный психолог. 2001.№ 4.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. М., 1976.

4. Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

5. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

Дополнительная литература

 

6. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996. С. 129-148.

7. Репина ТА. Гостюхина О.М. Некоторые характеристики детских играющих групп // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду. М., 1984.

8. Субботский Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников // Вести. Моск. ун-та. Сер. Психология. 1978. № 3.



Дата добавления: 2021-01-11; просмотров: 379;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.