Лекция №2. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.

Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориаль­но охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых на­родностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятель­ности — искусству — одно из величайших событий в истории человечест­ва. Первобытное искусство отразило первые представления человека об ок­ружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом, В духовной культуре первобыт­ного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую за­острённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображе­ний, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очер­тании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопро­сы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени учёные при­держивались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натурали­стическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и гео­метрические фигуры. Сейчас боль­шинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы по­явились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплете­ния волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

 

Условно культуру первобытного общества на несколько периодов:

Палеолит

нижний – до 150 тыс. до н. э.

средний – 150 – 40 тыс. до н. э.

поздний (верхний) – 40 – 10 тыс. до н. э. (Ориньяк-Солютрейский – 40 – 20 тыс.до н.э;

Мадлен – 20 – 10 тыс. до н.э.).

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА

Первые произведения первобытно­го искусства созданы около тридца­ти тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменно­го века.

Самыми древними скульптурны­ми изображениями на сегодняш­ний день являются так называемые «палеолитические венеры» — при­митивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сход­ства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобыт­ных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заклю­чалась не в том, чтобы воспроизве­сти конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы оча­га. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: ло­шадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульп­тура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выде­ляют несколько периодов. В глубо­кой древности (примерно с XXX ты­сячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобыт­ные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллель­ными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться до­полнительными цветами (различ­ными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (на­пример, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случа­ях контуры или наиболее вырази­тельные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н. э. пещер­ное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени пере­давала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живо­писные «полотна», покрывшие сво­ды глубоких пещер.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселипо Саутуола, занимавшийся рас­копками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб­ных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пе­щер с изображениями первобыт­ного времени.

Выдающееся открытие было сде­лано совершенно случайно в сен­тябре 1940 г. Пещеру Ласко во Фран­ции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнару­жили четыре мальчика, которые, иг­рая, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеоли­та. Наиболее эффектны изображе­ния лошадей, например маленьких темных низкорослых степных ло­шадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ни­ми чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрас­но оборудованный музей.

В дальнейшем пещерные изо­бражения утратили живость, объём­ность; усилилась стилизация (обоб­щение и схематизация предметов). В последний период реалистиче­ские изображения отсутствуют со­всем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появи­лись беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схема­тические знаки.

 

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА

 

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячеле­тии до п. э.), изменились климатиче­ские условия на планете. Одни жи­вотные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли дру­гие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приру­чили собаку. Все эти перемены, без­условно, оказали влияние на созна­ние первобытного человека, что отразилось и в искусстве.

Об этом свидетельствуют, напри­мер, наскальные рисунки в при­брежных горных районах Восточ­ной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего худож­ника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеоли­тические рисунки представляли от­дельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сце­ны, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охот­ников того времени. Кроме различ­ных оттенков красной краски при­меняли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом слу­жили яичный белок, кровь и, воз­можно, мёд.

Центральное место в наскаль­ной живописи занимали сцепы охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачиваю­щимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, 11а бе­гу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельны у! удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изо­бражения драматических эпизодов военных столкновений между пле­менами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на пер­вом плане — фигура лежащего че­ловека, пронзённого стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, под­нявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизнен­ны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для то­го, чтобы изображать массовые сце­ны. Первобытный художник освобо­дил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего, Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.

 

ИСКУСТВО ЭПОХИ НЕОЛИТА.

 

Таяние ледников в неолите, или но­вом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение наро­ды, начавшие заселять новые про­странства. Усилилась межплемен­ная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпо­ху неолита человеку угрожала худ­шая из опасностей — другой чело­век! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на не­больших холмах, т. с. в местах, защи­щённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится все более схе­матичной и условной: изображе­ния лишь слегка напоминают чело­века или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные па территории Норве­гии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, дости­гающие восьми метров в длину.

Помимо схематизма они отличают­ся небрежностью исполнения. На­ряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фи­гуры (круги, прямоугольники, ром­бы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и ко­рабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыгра­ло важную роль в истории и культу­ре древнейшего человечества. Нау­чившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некото­рую власть над временем. Воображе­ние человека воплотилось в новой

форме бытия - художественной развитие которой прослеживается историей искусства.

 

Типы мегалитических сооружений

Менгиры — вертикально поставленные обработанные или не обработанные камни. Они достигали высоты 20,5 м и весили 300 т.

В Бретани (Франция) сохранились целые поля менгиров. Мен­гиры ставились в Испании, в Армении, на Кавказе, в Сибири. Существует несколько версий назначения менгиров:

а) они посвящались памятным событиям, битвам;

б) служили памятниками над могилой или посвящались па­
мяти знаменитых людей;

в) были местом поклонения или церемоний.

Менгиры имели самые различные формы, зависящие от мест обитания человека: это и оленные камни, камни в форме рыбы-вишапы и др.

Дольмены — композиция из 2-х и более опорных камней, пе­рекрытых плитой — прототип стоечно-балонной конструктивной системы. Распространены они там же, где и менгиры, назначе­ние то же. Встречаются в основном в горах, на Северном Кавка­зе. Иногда дольмены использовались как гробницы, некоторые — в качестве временных жилищ. Встречаются дольмены круглые и многогранные в плане. Ранние дольмены небольшие — до 1,5 м в высоту из 2—3 вертикальных камней, накрытых одной плитой, поздние — более крупные. Иногда в них устраивали вход.

Кромлехи — каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. В основном являлись местом религиозного поклонения. Возможно, были прообразом театра или цирка. Существует версия, что кромлехи использовались как астрономические обсервато­рии. Обычно они имеют близкую к овалу или круглую форму плана, состоят из отдельных менгиров, иногда в сочетании с дольменами. В некоторых из них намечен композиционный центр.

Наиболее сложным и крупным является кромлех Стоунхсндж в Англии (рис. 1). Он обладает геометричностью, хорошей обработкой камней и ярко выраженным композиционным центром в виде жертвенника – алтаря. Стоунхедж состоит из 2813 камней высотой до 15 м и весом до 40 тонн.

 

 

ИСКУСТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

 

Этапы культуры Древнего Египта:

Додинастический и архаический периоды – с конца 4 тыс. до н.э;

Древнее (раннее) царство – 3000 – 2400 г.г. до н.э;

Среднее царство – 2100 – 1700 г.г. до н.э;

Новое царство – 1584 – 1071 г.г. до н.э;

Поздний Египет – 1071 – 332 г.г. до н.э;

Эллинистический период – 332 -30 г.г. до н.э;

 

В 30 г. до н.э. Египет становится одной из римских провинций.

 

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геро­дот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхож­дения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «чёрная зем­ля». В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал па греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Ново­го царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создаёт впе­чатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, тес­нимая с запада и востока песками пустынь, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по сво­им законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, ог­ромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые ро­щи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и фор­мы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на по­ля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и го­лод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разли­вами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повли­яло на развитие строительного искусства и точных наук. Чёткая организа­ция государственного управления стала возможной благодаря созданию ие­роглифической письменности.

Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фара­она (греч, «фарао», от егип. «пер-о» — «большой дом») — так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и но­сил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложным цере­мониалам, пышность которых возрастала по мере того, как Египет расши­рял свои владения. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иностранных послов, получал богатые дары и сам раздавал награды.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, рас­тения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как со­единение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила под­земного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил стра­ной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сы­ну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а так­же судьёй в загробном мире.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обы­чай мумифицировать тела умерших, т. е. подвергать их специальной обработ­ке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них оби­тала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу — архитектур­ное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знат­ности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться все­ми благами, окружавшими его при жизни.

Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные к гробницах произведения искус­ства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обла­дали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестны­ми. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое поло­жение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством зна­ний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульп­туры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды ис­кусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единсгво.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

 

По преданию, первый фараон I династии Менее (около III тысячелетия до н. э.). объединивший Верхний и Нижний Египет, основал на правом бе­регу Нила город Мемфис. В эпоху Древнего царства (ХХУШ—XXIII вв. до н. э.)

Мемфис стал главным религиозным и художественным центром страны. Древнее царство — эпоху создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества - можно считать подлинно золотым веком египетского искусства.

Этапы развития пирамид

 

1. Первоначально подземная часть захоронений делалась ввиде погребальной камеры, имеющей сверху земляную насыпь.В эпоху первых фараонов гробницы с наклонными стенами иплоской крышей, называемые мастаба ( каменная скамья-араб.)
имели сходство с хижинами земледельцев. Постепенно подзем­ная часть расширялась, а надземную стали облицовывать кам­нем. Делалось несколько кенотафов — камер с ложными захо­ронениями, устраивались помещения для вложений домашнейутвари, украшений и делалось настоящее захоронение. При входена невысокой площадке размещали скульптурные головы быков(отголосок тотемистических верований).

Во внутренней отделке использовали дерево и камень. В бо­лее поздний период перед мастаба помнились дворики — молельни. В наземной части размещают заупокойные храмы со статуями богов и фараонов. С отмиранием тотемизма перед входом исче­зают головы быков.

2. Ступенчатые пирамиды появляются путем надстройкиодной мастаба над другой. Примером является пирамида Джосера в Саккара (2650 г. до н.э., архитектор — Имхотеп). Пирами­да построена на месте пирамиды основателя III династии Санах-та из мелких каменных блоков. В плане пирамида прямоуголь­ная (107 х 116м). Большую роль играет декоративное оформление комплекса. Молельня увенчана карнизом с уреями. В каменной кладке гробницы имитируются деревянные конструкции. В ор­наментике фризов и в капителях колонн использованы стилизо­ванные изображение бутонов лотосов, урей, цветов папируса.

Пирамида лишена декора, она проста, лаконична, динамична. Впервые применяются полуколонны и колонны, стоящие рядом со стеной и не несущие нагрузку. У пирамиды 6 ярусов и 1 под­земный этаж. Высота пирамиды 60 м. Внутри некоторых поме­щений сохранились панно из зеленых фаянсовых плиток.

Гениальность Имхотепа, являющегося первым строителем каменных зданий, астрономом и врачом, заключалась в том, что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на площади в 1500 кв.м им был сформирован архитектурный комплекс. Вокруг главной постройки Имхотеп разместил^дворы, в том числе для ритуального бега фараона, молельни, заупокойные храмы, ко-ридорообразный проход, украшенный полуколоннами.

3. Трехступенчатая пирамида в Медуме (рис. 2а) является, посути, следующим этапом в строительстве пирамид. Она достро­ена на месте пирамиды фараона III династии. Первоначальнопирамида имела 7 ступеней, которые постепенно, при возведе­нии рядов кладки, облицовывались, а промежутки между нимизасыпались обломками строительного материала и тоже облицо­вывались. Сейчас пирамида имеет 2 ступени и верхнюю сильно
разрушенную часть.

4. Пирамида Снофру в Дашуре (рис. 26) представляет собойпирамиду не с прямыми, а изломанными гранями, верхняя имеетбольший уклон. Внутри ее впервые применены свободно стоящиестолбы, выполняющие конструктивную роль опор. Рядом нахо­дятся 2 заупокойных храма.

5. Классические пирамиды в Гизе, 27 в. до н.э. (рис. 3).
Знаменитые пирамиды в Гизе последовательно правивших

фараонов IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура, которых греки называли Хеопс, Хефрен и Миккерин, являются следующим логическим звеном в этой цепи построек. В них идея величия и мощи нашла свое наиболее полное воплощение. Пирамиды пра­вильно ориентированы, имеют кенотафы, сокровищницы, мно­жество ложных ходов и камер, всевозможные звуковые и дру­гие «охранные» эффекты.

Пирамида Хеопса имела высоту 146,6 м. (сейчас — 137 м) и длину основания 234 м. Архитектор Хемиун, племянник Хеопса. Пирамида сложена не из мелких блоков, вторящих кирпич­ной кладке, а из крупных блоков известняка, плотно подогнан­ных друг к другу без раствора. Вес их от 2 до 40 тонн.

Для распределения давления над погребальным покоем уст­роена система разгрузочных камер, регулирующих процесс усадки, и свод из двойных каменных блоков, притесанных наклонно друг к другу. Гранитный саркофаг пометен в небольшой камере, к которой ведет галерея длиной в 50 м. В пирамиде имеется сис­тема вентиляции и водоотводных каналов.

В течение 10 лет прокладывалась дорога для доставки бло­ков и 20 лет шло, по словам Геродота, строительство пирамиды. 100 тыс. рабов уложили 2.3 млн. каменных блоков, держащихся за счет силы тяжести. Пирамида была облицована отполирован­ными плитами из известняка, а верх пирамиды — алебастровы­ми плитами. Нижняя часть, возможно, была покрыта плитами из красного гранита.

Камень доставлялся из каменоломен на правом берегу Нила. Блоки вырубались при помощи смачиваемых кусков дерева (кли­ньев) и доставлялись на полозьях, смазываемых жиром или илом, а также на бревнах — катках. Через Нил камень переплавляли на плотах.

Пирамида Хефрена является второй по величине. Возле нее сохранился один из заупокойных храмов. Мощные блоки его гранитных архитравов поддерживают свободно стоящие массив­ные гранитные прямоугольные столбы. Стены выполнены из розового гранита, пол — из белого известняка. Статуи Хефрена, стоящие вдоль стен, выполнены из черно-зеленого диорита. Высота пирамиды 132 м, Рядом с пирамидой находится Большой сфинкс (длина 60 м) в образе льва с человеческой головой в цар­ском платке. Сфинксы меньшего размера установлены с 2 сторон прямоугольных входов в нижний заупокойный храм. Это самые крупные пирамиды Египта. Каждая из пирамид в Гизе окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мас-таба придворных.

6. Последней ступенью развития строительства пирамид ста­ли пирамиды среднего царства. Они намного ниже, очень часто вместо полноценной каменной постройки выполнялся только каменный остов пирамиды, между подпорными стенами кото­рого производилась засыпка из строительного мусора и битого т\ камня. Сверху пирамиды облицовывались каменными плитами.

 

ПИРАМИДЫ И БОЛЬШОЙ СФИНКС

Пирамида выдающегося военачаль­ника и основателя III династии фа­раона Джосера (XXVIII в. до н. э.) - первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она на­ходится в Саккаре, на южной окра­ине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. Сложен­ная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зод­чим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Пта­ха — создателя Вселенной, покрови­теля искусств и ремёсел.

В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооруже­ний — гигантские размеры, пирами­дальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позд­нее получили развитие в пирамидах фараонов IV династии.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (грен. Хефрен), Менкаура (греч. Микерин). Пирами­ды были когда-то облицованы глад­ко отполированными плитами бе­лого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид име­ет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные тре­угольники. Величайшая из них -пирамида Хеопса -- построена в XXVII в. до н. э. Её создатель — пле­мянник фараона Хемиун. Пирами­да (высотой около ста сорока семи те силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой ка­менные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают пол­миллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведёт в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошённым саркофагом фараона. По венти­ляционной системе в камеру посту­пал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирами­ды первым из семи чудес света. Ар­хитектурные памятники последую­щих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы — со­бор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хе­опса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Вес сведения, факты, цифры, до­мыслы отступают на второй план при непосредственной встрече с пирамидами. Один из спутников Наполеона в его египетском походе 1798— 1799 14 г.г. французский учёный Франсуа Жомар записал: «...когда вы подойдёте к подошве великой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясе­ния и подавленности, вызываемые величием и простотой форм, конт­растом между человеком и колос­сальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его...».

Пирамиды в Гизе, как и в Саккаре, составляли центр огромного по­гребального ансамбля -с поми­нальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним.

В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Боль­шой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров — вы­рубленное в основной своей части из скалы изображение льва с чело­веческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос ГУ (XV в. до п. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменно­го исполина, просившего освобо­дить его от тяжести песка. Став фа­раоном, Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить сфин­кса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне.

Судя по описаниям и гравюрам европейских художников, в начале XIX столетия снова были видны только голова и плечи сфинкса. Его лицо, обезображенное солдатами наполеоновской армии, лишилось носа (величина которого достигала роста среднего человека). После того как вновь произвели раскопки, открылись могучее львиное тело и вытянутые вперёд когтистые лапы сфинкса. Его широкое скуластое лицо (некогда окрашенное в крас­ный цвет), возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном, непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого сфинкса Отцом Ужаса, но это изваяние, издав­на манившее к себе людей, вызыва­ет скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

 

СКУЛЬПТУРА В ХРАМАХ И ПОГРЕБЕНИЯХ.

В искусстве Древнего царства ог­ромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись со­гласно канону (греч. «норма, «пра­вило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное ис­кусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой впе­рёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещённые в поминаль­ные храмы и гробницы, статуи оли­цетворяли собой умерших и явля­лись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высе­калась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделы­валась в деталях.

Образы, созданные в придвор­ных мастерских Мемфиса, обрете­ны, как и всё древнеегипетское ис­кусство, к вечности, поэтому из них изгонялось всё случайное, суетное, второстепенное. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равнове­сие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстраст­ность лиц. В то же время они удиви­тельно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего царства уникален. В портретных изображениях фараонов скульпторы воплотили стремление к значительному, со­вершенному. Существовало не­сколько видов канонического изо­бражения фараона: идущего с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне — его руки ле­жат на коленях; усопшего — в обли­ке бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть. Ат­рибутами фараона были также клафт - полосатый платок с концами, спускающимися на пле­чи; немее — головная повязка: короны — белая, в форме кег­ли (символ Верхнего Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закруглённым высту­пом сзади (символ Нижнего Египта). Иногда одна корона возлагалась поверх другой. На повязке в середине лба укреп­лялся урей - изображение священной кобры, хранитель­ницы царской власти па зем­ле и небе. Непарадный голов­ной убор, хепреш, имел вид синего шлема. В облике вла­стелина портретное сходство должно было обязательно со­четаться с торжественной мо­нументальностью и величием. Примером тому может слу­жить статуя фараона Хефрена (XXVII в. до н. э.), охраняемо­го богом-соколом Гором (в заупокойном храме в Гизс).

 

Деревянная статуя вельмо­жи Каапера (середина III тыся­челетия до н. э.) — дородного степенного пожилого египтя­нина с посохом в руке — так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э.), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержан­ный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово сво­его властелина. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыся­челетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наив­ной чистоты, доверчивого приоб­щения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окраше­на в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет — в светло-жёлтый. Царевна изображена в белой обле­гающей одежде и в коротком чёр­ном парике, на шее у неё" разноцвет­ное ожерелье. У молодой женщины плотная фигура, её округлое, не­сколько тяжеловатое лицо, вырази­тельные глаза подкупают непосред­ственной жизненностью.

 

Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVIII в. до н. э.), построивший великую пирамиду Хеопса, — туч­ный мужчина с оплывшим телом и властным, холодным, надменным выражением лица. Его облик отме­чен несомненной интеллектуаль­ной незаурядностью.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на пло­скости) и настенных росписей ис­пользовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в про­филь, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища — в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались та­ким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. В созда­нии рельефов участвовало несколь­ко мастеров. Сначала опытный ху­дожник намечал общую композицию на стене, которую завершали в дета­лях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изо­бражении главную роль играла ли­ния, а не цвет. На одном из рельефов представлен зодчий Хесира (XXVIII в. до н. э.). Стройная мускулистая фигу­ра с широким разворотом плеч, гор­дый орлиный профиль говорят о его внутренней силе.

Наряду с плоским, почти не вы­ступающим над поверхностью сте­пы рельефом возник, а позже широ­ко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изо­бражение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.

Рельефы развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фи­гуры располагались вереницами - в схожих позах, с одинаковыми жестами; на светлом фоне чётко вы­делялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые — женщин. Изо­бражались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная лов­ля, процессии носителей даров, по­гребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены.

«Владелец» гробницы как бы наблюдает за всем происходящим. Фараон, вельможа или хозяин

поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н. э.) огромная фигура вельможи расположена, согласно традиции, близ входа в гробницу. У его ноги сидит изящная Херватетхет, которая едва достигает колена супруга. Сильные мира сего выглядят торжественно и величест­венно даже в сценах, полных опас­ности и азарта, как, например, в сцене охоты на гиппопотама (гробни­ца Ти, XXVIII в. до н. э.).

Окружающий человека мир жи­вых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнооб­разные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения. В символиче­ских атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообра­зы: в урее (эмблеме власти) — встав­шая на хвост египетская кобра, в скарабее (солнечном талисмане) — африканский навозный жук. Эти об­разы навеяны самой природой.

 

ИСКУССТВО СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

 

В последние века III тысячелетия до н. э. мощное централизованное госу­дарство, ослабленное войнами и грандиозным строительством, распалось. В эпоху Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н. э.) политический центр стра­ны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествлённый с древним богом Ра.

В этот период возросла само­стоятельность отдельных областей (номов) и их правителей (номар­хов), что привело к расцвечу мест­ных художественных школ. 11рисво-ив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти пол­ной независимости, номархи стро­или свои усыпальницы в собствен­ных владениях, а не у подножия Царской пирамиды. Сами пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с проклад­кой из щебня и песка между стенами, они быстро разрушались.

Вырубленные в скалах гробницы номархов, сохранившиеся около временного селения Бепи-Гасан, постепенно превратились в сокронцницы произведений искусства. Росписи преобладаю здесь над рельефами; это объясняется тем, что для исполнения последних не годился мягкий скальный известняк.

К наиболее известным произведе­ниям этого времени относятся изо­бражения сцен рыбной ловли и охо­ты в нильских зарослях (гробница номарха Хнумхотепа, конец XX в. до н. э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Ди­кая кошка прячется на прогнув­шемся под сё тяжестью стебле цве­тущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрывается в ажурной листве акации, среди них красавец удод, оранжевый, с чёрно-белыми крыльями.

В гробницах обнаружено множество деревянны

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе | ЛЕКЦИЯ 62. Столыпинская аграрная реформа.

Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 4916;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.044 сек.