Библиографический список по теме американская социологическая мысль


Американская социологическая мысль. М., 1994.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Голосенко И. А. Оглядываясь на Огюста Конта // СоцИС. 1992. № 1.

Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. М., 1995.

Громов И. А., Воронцов А. В., Мацкевич А. Ю. Социология: ХIХ-ХХвв.: Учебное пособие. М., 1997.

Громов И. А., Мацкевич А. Ю, Семенов В. А. Западная теоретическая социология. М., 1996.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предназначение М., 1995.

Ковалевский М. М. Социология. Соч.: В 2-х т. М., 1997.

Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993.

Очерки по истории теоретической социологии XX столетия / Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. М., 1994.

ПарсонсТ. Система современных обществ. М., 1997.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Сорокин П. А. Система социологии: В 2-х т. М., 1993.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Эмпирическая социология США

Томас, Уильям Айзек (1863-1947) - американский социолог и социальный психолог. Знанецкий, Флориан (1882-1958) - польско-американский социолог.

Союз Томаса и Знанецкого был связан с исследованием "Польский крестьянин в Европе и Америке", после выхода в свет которого Знанецкий вернулся в Польшу, а Томас всю жизнь посвятил Чикагскому университету. Предмет своего исследования они определили как исследование мотивации поведения - пружины всего исторического процесса. Вопрос для них состоял в моделировании внутреннего механизма адаптации и фиксации ее количественных перепадов в различных группах эмигрантов и у людей с различными социальными характерами. Томасом и Знанецким был разработан оригинальный метод сбора информации. Так как статистика способна дать лишь бесстрастную картину реальности, они стали искать живое свидетельство переживаний человека, обратившись к качественному анализу личных документов "новых американцев", т.е. польских эмигрантов. В процессе сбора информации социологи выделили три типа социального характера (филистайн, богемиан, креативный), влияющих на успешность или неуспешность адаптации поляков к новой культурной среде. Причина формирования социальных характеров лежит в социальной эволюции, по мере развертывания которой от индивида требуется, более индивидуализированные реакции сознания и поведения. В указанной работе Томас разрабатывает методологический аппарат социологии в русле идей символического интеракционизма: фиксирование внешнего, наблюдаемого поведения при учете бесконечного многообразия субъективных мотивов, могущих лежать за внешним единообразием форм поведения. Основными понятиями Томаса стали "установка" и "определение ситуации". По его мысли адекватным объяснение поведения человека может быть только с точки зрения субъективного восприятия ситуации действия действующим лицом. "Установка" - это конкретизация социальной обусловленности индивидуального сознания, поэтому она дает возможность эмпирически изучать внутренний мир человека. "Определение ситуации" означает, что среда влияет на индивида не непосредственно, а через определение (оценку) ее индивидом и самого себя в ней. Знанецкий, будучи философом по образованию и складу ума, полагал, что основой бытия являются ценности, а общество - это комбинация культурных ценностей (языка, религии, техники и т.д.), а не естественная система, состоящая из индивидов. Ценности создают культурный мир, который и должна изучать социология. Предметом социологии являются четыре поля: социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий вывел принцип учета человеческого фактора: человек существует как социальная ценность, только это и обусловливает его поведение. Применение этого принципа на практике стало основой эмпирических обобщений в работе "Польский крестьянин...".

Парк, Роберт (1864-1944) - американский социолог, идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход Парка к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы. Социология и экология, т.о., имеют в своем основании один и тот же принцип рассмотрения систем и экология по своим задачам и методам близка социологии. Процессы, происходящие в обществе, по Парку, зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. Равновесие общества со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции: животная соревновательность заменяется социальной. Эта идея Парка подкрепляла вывод об однопорядковости борьбы за существование в природе и конкуренции в обществе. Социальная экология Парка и его последователей выступает частью экологического знания, но и представляется структурным элементом обществознания. Это обстоятельство знаменует собой достижение единства во всей системе научного знания. Актуальность идей Парка подтверждается оформлением различных направлений, развивающих их. Одно из них существует в виде инвайронментальной социологии (социологии среды), появившейся в 70-х гг. и проведшей теоретический анализ реальных отношений общества со средой обитания.

Берджесс, Эрнст (1886-1966) - американский социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследования города.

Берджесс учился в Чикагском университете, ученик Р.Парка, У.Томаса, Дж.Г.Мида. С 1934 г. - Президент Американского социологического общества. Берджесс создал теорию "концентрических зон", основной идеей которой является механизм формирования социально-неоднородных районов в процессе роста городов, и формирования локальных сообществ. Методом определения этих зон является социальное картографирование, осуществляемое на основе включенного наблюдения, интервью, анализа документов. Берджессу принадлежит также разработка модели городской социальной среды, основанной на выделении локальных сообществ по различным основаниям. По Берджессу, в социальной организации городской среды решающее значение имеет экологический порядок, а в социальной дезинтеграции - девиантное поведение. Большая вовлеченность в разработку социально-экологической концепции на микроуровне привела Берджесса к пониманию общества как взаимодействия, т.е. к интеракционистскому взгляду на него.

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 355;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.