Источники и опыт реконструкции


 

Ни один средневековый требюше не дошел до наших дней. Это неудивительно – дерево недолговечный материал. К тому же до середины XIX века сознанию даже образованных людей была совершенно чужда мысль о необходимости сохранения технического наследия прошлого. Если личное оружие еще сохранялось в семьях как фамильная ценность, то хранящиеся в арсеналах машины утилизовались сразу же, как только теряли практическую ценность.

Во Франции последние 2 средневековых требюше погибли в 1830 г. во время пожара в городе Аррас. В целом по Европе в последний раз требюше был найден в 1890-х годах, когда решили снести старую церковь в Либенмюле (liebenmuhl) в Восточной Пруссии. Судьба его характерна: местные жители сразу же распилили его на дрова.

Уже в наше время на юге Франции были найдены остатки требюше, установленного во время осады замка Монсегюр в 1243 г. Эта находка имеет определенную историческую ценность, поскольку подтверждает данные хроник и позволяет точнее представить поле боя, однако для технической реконструкции требюше она не дает ничего. То же можно сказать и о многочисленных находках каменных ядер.

Таким образом, наши знания о требюше основаны только на текстах и иллюстрациях средневековых рукописей. Этот источник столь же обилен, сколь и поверхностен. Обычными составителями средневековых хроник были монахи или отставные политики, люди, совершенно безразличные к технике и упоминающие ее только вскользь. Размытость средневековой терминологии часто не позволяет даже с уверенностью определить, о каком типе военной машины в данном случае идет речь. К сожалению, столь же чуждо техническим подробностям было и подавляющее большинство средневековых миниатюристов. Большинство рисунков показывают метательные машины только схематически, и даже там, где они показаны крупным планом, нет никакого внимания к точности пропорций и мелким, но важным для реконструктора деталям.

Только небольшое число источников более конкретно описывают военную технику, но и в этих случаях часто трудно определить, что перед нами – описание реальной машины или произвольная фантазия автора, к практике не имеющая никакого отношения. В качестве примера можно привести рис. 17.

 

Рис. 17. Требюше из "De Machinis" Паоло Сантини

 

Интересны иллюстрации из "Bellifortis" Конрада Киезера фон Эйхштадта (Konrad Kyeser von Eichstadt), ок. 1405 г., например рис. 18. Однако и они производят впечатление скорее теоретических изысков.

 

Рис. 18. Требюше из "Bellifortis" Конрада Киезера фон Эйхштадта, ок. 1405 г.

 

Из подлинной "технической документации", практически использовавшейся при строительстве требюше, до нас дошла только "Записная книжка" Виллара де Онкура (Villard de Honnecourt), ок. 1250 г. (Biblioteque Nationale, Париж). Именно она является отправной точкой для всех современных реконструкций больших требюше.

 

Рис. 19. Чертеж Виллара де Онкура

 

Всё, что мы знаем об авторе, содержится в заметках на полях этой записной книжки, предназначенной, как предполагают, быть опорой для памяти автора и помогать ученикам и наемным рабочим в его мастерской. Ее большая часть посвящена архитектуре и содержит профессиональные чертежи соборов, причем заметки на полях приводят современных исследователей к мысли, что Виллар де Онкур мог принимать непосредственное участие в их проектировании и постройке (наверняка, собора в Реймсе и, возможно, соборов в Кёльне и Лозанне). Однако "требюшестроителей" интересует самый конец "Записной книжки", содержащий единственный бесспорный дошедший до нас чертеж опорной рамы требюше, см. рис. 19. Предполагают, что "Записная книжка" могла содержать и другие, несохранившиеся рисунки, поскольку в тексте называются и верхние части машины. Было бы неуместным переносить в данный краткий обзор все подробности современных исследований, посвященных "Записной книжке", скажем лишь, что опорная стойка требюше Виллара де Онкура должна иметь высоту 7.9 м, а балка-рычаг – длину 13.4 м. Примерно на такие размеры и стали ориентироваться современные исследователи.

Реконструкции помогают и сохранившиеся образцы других средневековых устройств, прежде всего подъемных кранов. Такие краны были встроены во многие средневековые здания, особенно расположенные на берегах рек. Склады товаров в них находились на верхнем этаже во избежание порчи во время наводнений. По конструкции средневековый кран очень похож на требюше, только работает в замедленном "управляемом" режиме.

Последний раз в Европе всерьез обсуждали возможность военно-прикладного применения требюше в 1575 г., затем наступило трехвековое забвение. Только в середине XIX века в Европе вновь пробудился интерес к Средневековью и, в частности, к средневековым военным технологиям. Появились и первые, пока теоретические, опыты реконструкции требюше. Самая известная из них принадлежит Эжену Виолле-ле-Дюку (Eugene Viollet-le-Duc), французскому архитектору, при поддержке императора Наполеона III сохранившему от разрушения и поставившему под охрану государства многие средневековые памятники.

 

Рис 20. Рисунок Виолле-ле-Дюка

 

На рис. 20 можно видеть реконструкцию требюше по чертежу Виллара де Онкура из работы Виолле-ле-Дюка "Обзор военной архитектуры средних веков", 1854 г. В последующем эта реконструкция была подвергнута критике некоторыми историками, утверждавшими, что Виолле-ле-Дюк произвольно собрал ее из всевозможных средневековых узлов и деталей и что она вообще носит искусственный характер. Однако современные реконструкторы вновь высоко оценили эту работу, отметив, что чистый теоретик Виолле-ле-Дюк смог замечательно предугадать основные пропорции и элементы реальных, проверенных опытом машин.

Тогда же во Франции была предпринята и первая попытка практической реконструкции. По указанию Наполеона III капитан Фаве (Fave) построил требюше с опорным рычагом длиной 10.6 м и противовесом 4500 кг, причем пращу и зубец проектировал лично Наполеон III. Изображений этого требюше не сохранилось, при первом выстреле ядро полетело на 70 м в обратную сторону из-за неправильно установленного зубца (см. раздел 3Г). Следующие 4 выстрела показали дальность 120-175 м, причем боковое отклонение не превысило 3 м. На 5-м выстреле требюше развалился, поскольку конструкция его была слишком слабой.

Затем еще столетие не предпринималось никаких действий. Реконструкторы этого времени уделяли главное внимание торсионным машинам античного образца. Только в середине 1980-х годов интерес к требюше возродился во Франции, Англии и, особенно, Дании. В 1989 г. датский центр средневековых исследований Middelaldercentret начал первую действительно серьезную, тщательную реконструкцию большого требюше. За основу были взяты чертеж Виллара де Онкура и рисунок Виолле-ле-Дюка, однако они подверглись серьезной доработке с учетом изученных средневековых миниатюр, узлов средневековых машин и практического плотницкого опыта. В последующем создавались другие машины, самой мощной и поистине "образцовой" (хотя и состоящей только из доступных в Средневековье материалов и узлов) является машина 1997 г., см. рис. 21. Она сделана из дубовых бревен, весит 6 т и использует противовес 15 т, способна бросать снаряды до 300 кг весом и может поворачиваться по горизонтали при помощи ломов, поскольку ее рама поставлена на другую деревянную платформу. Балка-рычаг состоит из двух брусьев, продольно скрепленных веревками. Хорошо видны зубец на конце балки-рычага и спусковое устройство вверху Х-образной стойки. Видны желоб, по которому скользит праща со снарядом во время пуска, и два "беличьих колеса".

 

Рис. 21. Современный супер-требюше Middelaldercentret

 

К настоящему времени Middelaldercentret сделал более 6000 выстрелов из требюше разного калибра и получил серьезные статистические результаты..

Исследования Middelaldercentret вызвали резкий всплеск интереса к требюше в 1990-е годы, особенно за океаном. Отчасти этот интерес стимулируют и компьютерные военно-исторические игры вроде Age of Empires. Появилось множество любителей, строящих модели требюше разной величины и даже устраивающих соревнования, появились математические исследования и компьютерные имитаторы. Появились даже выпускаемые заводским способом игрушечные конструкторы для детей разного возраста (вплоть до преклонного) из пластмассовых деталей. По-своему все это хорошо и правильно, но к истории имеет мало отношения. Особенно такой "военно-развлекательный" подход характерен для США.

Из более-менее серьезных организаций, занимающихся реконструкцией требюше с тщательным соблюдением исторической достоверности, можно выделить датский центр средневековых технологий Middelaldercentret (главный специалист по требюше – Петер Вемминг Хансен, Peter Vemming Hansen), австралийское общество любителей средневековой военной истории The Grey Company (Рассел Майнерз, Russell Miners), французскую компанию по реставрации и выпуску средневековой техники Armedievale (Рено Беффейт, Renaud Beffeyte), аналогичную английскую компанию Artefacts и американскую телекомпанию научно-популярной направленности WGBH/NOVA. Хансен, Майнерз и Беффейт олицетворяют собой три главных категории людей, интересующихся такой техникой. Хансен профессиональный историк. Для Майнерза (программиста в обычной жизни) требюше – хобби, однако столь углубленное, что он стал практически профессионалом в этом деле. Беффейт – профессиональный ремесленник-реставратор (правильнее сказать, мастер по дереву и металлу), сделавший своей специализацией создание точных копий средневековой техники (не только метательных машин, но и пушек). Среди современных историков-"теоретиков" главным знатоком требюше считается американец Пол Чеведден (Paul Chevedden).

Именно на основе сайтов пяти вышеуказанных организаций сделан данный обзор. На этих сайтах можно найти и обширные списки литературы, прямо или косвенно затрагивающей тему требюше.

К настоящему времени создано значительное число точных реконструкций средневековых требюше, наиболее активные и исторически точные исследования проводились в Дании, Франции и Великобритании (в последней отчасти на американские деньги). Действующие большие требюше можно разделить на две категории: одни создаются любителями в познавательно-развлекательных целях, другие эксплуатируются музеями в познавательно-коммерческих целях. Среди таких музеев наиболее впечатляющие коллекции в нескольких французских замках (Кастельморон, Сен-Бриссон, Тиффож, Кастельно и др.) и английском (точнее, уэльсском) замке Каэрфилли (Caerphilly).

Фактически исследования требюше проводятся всего лет 10-15 немногими людьми, в большинстве своем ограниченными в средствах. Поэтому данная тема еще далека от полного раскрытия. В частности, в доступных через Интернет источниках заметен явный перекос в сторону средневековой истории скандинавских стран, Великобритании и Франции. Изученность в этом разрезе средневековых рукописей Германии, Италии, Испании, арабских стран ниже, хотя в них требюше и другие метательные машины использовались не менее активно.

Также и реконструированные машины еще не ответили на некоторые существенные вопросы. В частности, нет еще точной количественной оценки стенобитных способностей требюше. Возможно, это связано с тем, что по-настоящему отработанные большие требюше появились только в 1997/8 гг., проведение же длительных стрельб по замковым стенам требует значительных расходов, непосильных для музеев и относительно небогатых любителей. Можно надеяться, что со временем и этот вопрос будет решен.

 



Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 256;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.028 сек.