Изобразительное искусство этрусков
"Верующий" ("вечерняя тень"). Бронза. II - Iвв. до н. э. Этрусский музей Гуанараччи, Вольтерра
На территории современной Италии в I тысячелетии до н. э. существовала довольно развитая цивилизация этрусков, искусство которых приобрело неповторимый характер. У этого загадочного народа была своя философия, свои представления о жизни и смерти, особое восприятие окружающего мира. Жизнь человека представлялась им неразгаданной тайной, а очарование искусства они видели в поисках смысла бытия.
Наиболее известны изделия этрусков из керамики: сосуды с геометрическим орнаментом, фигуры людей и животных, застывшие на их поверхности в самых невероятных ракурсах. Их погребальные саркофаги изобиловали предметами декоративно-прикладного искусства, до сих пор поражающими своим мастерством и тщательностью отделки. Этруски освоили искусство обработки камня, металла, терракоты уже в VIII в. до н. э.
Этруски в совершенстве овладели техникой ювелирного искусства: они изготавливали янтарные ожерелья, покрывали тончайшими крупинками золота миниатюрные серьги, украшали браслеты ажурной филигранью, напоминающей кружевные узоры. На небольшой золотой пластинке художник мог искусно припаять 137 золотых фигурок сфинксов, птиц с девичьей головой, львов и коней. Богатство и изящество художественных образов, причудливая игра света и тени производили неизгладимое впечатление.
До сих пор поражают воображение неестественно удлинённые женские и мужские скульптуры, образно названные исследователями «вечерними тенями» (II—I вв. до н. э.). Взгляните на их причудливые вытянутые очертания. Кажется, всё своё внимание мастер сосредоточил на проработке индивидуальных черт лица, а остальные части тела вытянул до преувеличенных размеров. Руки плотно прижаты к телу, особым образом выделены ступни ног, грудь и колени абстрактно представлены симметричными бугорками. Несомненно, перед нами человеческое существо, пришедшее в этот мир из бездны времени и пустоты.
Капитолийская волчица. Начало V в. до н. э. Музеи Капитолия, Рим.
В искусстве этрусков достигла высокого уровня техника бронзового литья. Лучший памятник этрусской скульптуры — «Капитолийская волчица», ставшая символом «вечного города». Легенда о волчице, вскормившей близнецов Ромула и Рема — основателей города Рима, — послужила основой для создания этой скульптурной группы. У волчицы втянутые бока и выступающие сквозь шкуру рёбра, выразительная морда с оскаленной пастью и настороженными ушами, передние лапы упруго напряжены. Тонкой чеканкой нанесён рисунок гривы, передающий завитки шерсти. Фигурки Ромула и Рема были утрачены и только в XVI в. воспроизведены итальянским скульптором.
На основе греческих образцов этрусками был разработан тип храма, стоящего на подиуме (высоком пьедестале, подножии), с глубоким передним портиком (навесом перед входом в здание или галереей с колоннадой или арками). В подобных храмах появился так называемый тосканский (этрусский) ордер, являющийся по сути разновидностью дорического. Тосканский ордер, в отличие от греческих прототипов, более массивен, на стволе колонн отсутствуют каннелюры, фриз гладкий.
С конца V в. до н. э. Рим начинает теснить этрусков, и вскоре они попадают под его власть. Постепенно исчезают самобытность и оригинальность их художественного творчества. Практичные римляне многое унаследовали у этрусков, но всё же не сумели понять и постичь главное — их душу.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3493;