Происхождение и смысл литургического искусства. Протестантский, католический и православный взгляд на этот вопрос. Библейское обоснование иконопочитания.


Икона включена в определенный контекст - в литургию, в храмовое пространство. Икона рождается из литургии и вне контекста литургии не понятна. Икона отражает соборное сознание (личное откровение, равно как и талант иконописца, не исключается, а включается в это сознание), она является не произведением единичного автора, но произведением Церкви, которое исполнено конкретным художником. Вот почему иконописцы никогда не подписывали своих произведений (сведения об авторстве обычно черпают из косвенных источников), тем не менее иконописцы всегда высоко чтились Церковью

Икона - произведение более молитвенное, нежели художественное. Она создается молитвой и ради молитвы. Ее естественная среда - храм и богослужение. О.Павел Флоренский назвал православное богослужение синтезом искусств; здесь все - архитектура, живопись, пение, проповедь, театральность действа - работает на создание единого образа иного мира, преображенного, в котором царствует Бог. Храм - это образ Горнего Иерусалима и своего рода модель мира. Основой литургии является Слово Божье. В православном богослужении мы видим различные формы Слова: Слово звучащее (чтение Евангелия и Апостола, молитвы, проповеди, пение), Слово зримо явленное (фрески, мозаики, иконы), наконец, Слово, Бог Живой, присутствующий среди народа, собранного во имя Его, и через Причастие соделываемого Его Телом, Телом Христовым.

Икона имеет литургическую связь с богослужением. Событие изображенное раскрывает смысл события празднуемого. Например, икона Благовещения в одном из своих списков-вариантов представляет Богородицу прядущую пупурную церковную завесу. Об этой завесе, которая разрывается в момент Крестной смерти, говорится в текстах Страстной седмицы. Часто икона нарушает даже историчность события: на иконе Пятидесятницы не изображается Богородица. Традиция Ее изображения при сошествии Св. Духа пришла и укоренилась от Запада, а среди апостолов видим ап. Павла, который в то время, конечно, не был христианином. Древняя икона – это образец православного искусства, чего нельзя сказать про современные иконы. Икона всегда более или менее профессиональна, но всегда икона – отражение живой жизни во Христе. Иконописец – богослов, так как призван передать какую-либо идею. Иконописец – это поэт, т.к.идею он передает гармоничной композицией. Цвета на иконе никогда не “кричат”. Есть достаточно активные, но в основном амплитуда колебаний цвета невелика. Чистые цвета не присутствуют.

Католикам легко вернуться к иконе, так как икона - общее наследие Церкви и в западной традиции есть свой опыт иконописания и иконопочитания. Кроме того, православные и католики имеют много общих святынь, например, такие древние иконы, как "Страстная, Ченстоховская, Остробрамская и др. Парадокс современной ситуации в том, что и протестантский мир начинает интересоваться иконой. В раннем протестантизме были сильны иконоборческие настроения, и до сих пор многие протестантские деноминации категоричны и непримиримы в своей позиции к иконопочитанию, считая его язычеством и идолопоклонством. И тем не менее икона интересует современный протестантский мир. Как ни странно, первыми к иконе стали обращаться представители самых "ортодоксальных" направлений - лютеране, кальвинисты, реформаты. В этой среде сейчас наблюдается новый поворот к литургической эстетике, апофатическому богословию и к образному постижению слова. Значение Слова Божьего для протестантского сознания объяснять нет необходимости, фундаменталисты часто доходят до абсолютизации текста Св. Писания и почитания буквы в ущерб духа. Поэтому икона оказывается тем откровением Слова, которое избавляет от крайностей рационального восприятия Благой Вести. В некоторых протестантских конфессиях допускаются священные изображения, но только как иллюстрация текста. Человек при этом не молится, а рассматривает и вспоминает, или заучивает урок.

В протестантском мире, порвавшем с древними христианскими традициями, в том числе с иконописью, изображения обычно носят ложно-символический характер. Библейское событие превращается в туманную аллегорию, похожую на иллюстрацию к сказкам или басням. Например, Христос изображается в виде пингвина, питающего своего детеныша собственной кровью, вытекающей из груди. Такая "живопись" открывает широкий доступ для фантазии и вымысла, и в религиозном плане ведет к ложному мистицизму. "Басенная морализация" характерна для немецких гравюр эпохи реформации. Следует отметить, что эта живопись хотя и пыталась заполнить вакуум, создавшийся после протестантского иконоборчества, однако сама не претендовала на роль иконы. Такое воспринимается православными как профанация святыни, почти карикатура.

Во все времена иконоборцы используют в своих аргументах 2 заповедь «Декалога» Моисея — “Не делай себе кумира и никакого изображения” и пророческие тексты, в которых запрещалось идолопоклонничество. Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на со­здание и почитание изображений. Это было исторически обус­ловлено условиями жизни богоизбранного народа, который на­ходился в языческом окружении. Но, с другой стороны, в Священном Писании имеются и тексты, которые косвенно свидетельствуют о другом, а именно о подобиях и образах, об изображениях, разрешенных Самим Богом, какими, например, являются изображения херувимов в Скинии и Храме. Например, Моисей по непосред­ственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом Завета, который тоже находился в Свя­тая Святых храма, также по непосредственному указанию Бо­жию были сделаны изображения двух херувимов (Исх. 25:22). Таким образом, херувимы и Ковчег Завета были видимым образом невидимого Бога и отношение к этим видимым обра­зам безусловно предполагало благоговейное почитание. Библейский летописец очень подробно описывает сделанные для Соломонова храма изображения. В скинии, устроенной Моисеем, по данному ему самим Богом образу, все имело высокорелигиозное значение, было предназначено служить славой единому Богу и потому требовало и подобающего себе благоговейного внимания и почитания. Наряду с этим символом в Ветхом Завете существуют откровения Бога в других образах. Божия слава явилась израильскому народу в виде символов. Моисей говорит: “ ...гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня…”(Втор. 4:11-12). Эта картина Божьего явления могла быть изображена. В том числе видение Аврааму у дубравы Мамре (Быт. 18), встречу Иакова с Богом “…лицом к лицу” (Быт. 32:25-30), свидетельство Господа Бога о Моисее: Бог являлся Моисею наяву, в определенном образе или виде. Господь являлся некоторым ветхозаветным персонажам в виде ангела в человеческом образе, а между прочим, из слов и действий Его было видно, что это сам Господь Бог. Собственно богословие (т.е. богопознание) в значении, которое ему придают отцы Церкви, было скрыто от ветхозаветного Израиля до воплощения Сына. “В воплощении — основном догматическом событии христианства — «образ» и «богословие» связаны тесно. Священные новозаветные книги содержат идею о Сыне Божьем как ипостасном образе Отца, “образом невидимого Бога”. В данном случае слово «образ» означает целостное, полное изображение невидимого через воплощение. Действительно, Бога никто никогда не видел, но Единородный Сын, Который в недрах Отца, Он Его объясняет после Своего воплощения. Иными словами, только Сын есть подлинная икона Бога. Господь Иисус Христос в Новом Завете упоминает об изваянии, которое сделал Моисей, это изваяние является неким прообразом. “И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:14-15). Сам Господь упоминает об изваянии, которое сделал Моисей, это изваяние является неким прообразом. Нам отцы церкви прекрасно показывают, что это изображение было символом спасения, символом победы Христа над грехом. Если такой символ был допустим в Ветхом Завете, совершенно вопреки всему ветхозаветному учению, по воле Божией, если Господь Иисус Христос этот символ упоминает в беседе с учеником Никодимом, то мы должны отнестись к этому внимательно. Согласно учению Церкви смысл и значение образа напрямую происходит из учения о Боговоплощении. Вы помните, что головотяжи ап. Павла (платочки, покрывала) налагали на больных, и больные тоже исцелялись - предметами. Это, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к иконопочитанию, но имеет отношение к почитанию реликвий. А почитание икон и почитание реликвий тесно связаны между собой. И вот такое почитание реликвий, чудеса от реликвий, мы видим в Деяниях Апостолов.

Раннехристианское искусство. Росписи катакомб, их символическое значение. Первые исследователи катакомб. Рельефные изображения на саркофагах. Языческие мотивы в росписях катакомб. Ранние христианские апологеты об античном и христианском искусстве. Символика креста.

Искусство древних христиан I – III вековХристианство оказывает благодатное влияние на все искусства. Божественная личность Господа Иисуса, озарившего Своим пришествием весь мир, учение веры с ее символикою, разнообразие Священной Истории, как Ветхого, так и Нового Завета, создали благодатный запас художественных идей, много превышающий языческие образы. Евангелие святого Иоанна Богослова можно назвать евангелием для живописцев, ибо в нем представлены прекрасные, действительно, живописные образы доброго Пастыря, виноградника Господня, Тайной вечери, страданий, смерти и Воскресения Господа. Много находим и у Святого евангелиста Луки. Церковное предание говорит о том, что евангелист Лука был мастером живописного дела и написал несколько образов Пресвятой Богородицы.( Церковное предание указывает на существование иконы Спасителя еще при Его жизни. Об этом повествует прп. Иоанн Дамаскин (Точное изложение Православной Веры, гл. 16). С самых первых времен раздавался голос, что христианство уничтожает или стесняет искусства ( Цельс, Лукиан, Юлиан, Ливаний и др). Однако Церковь никогда не допускала никакого пренебрежения или стеснения человеческого искусства. Подобные обвинения относятся к еретикам первых веков. Секты назореев, евионитов, монтанистов считали искусство живописи и скульптуры изобретением лукавого с целью ослеплять и увлекать людей.В первое время своего существования Христианская Церковь мало занималась художествами. Причина здесь, прежде всего, кроется в особом, гонимом положении Церкви. В целом, искусство первохристианское есть, прежде всего, искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, как правило, соответствует священным текстам: ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

ПЕРИОД I-III ВВХристианское искусство зарождалось в определенное время на определенном фоне, который не мог не влиять на христианских живописцев. Христиане не копировали, не следовали прямо, но определенные черты раннего искусства родились именно вследствие общения с языческими образцами. Предание – Нерукотворный Образ. Спас на чрепице (на черепице). В 10в Образ был перенесен в Константинополь. Это предание сохранилось с 3 в. В 6 в это уже авторитетное повествование (доиконоборческий период). Плат Вероники. Вероника – кровоточивая жена, края подала Христу, идущему на крестную смерть, плат. На плате изобразился образ в терновом венце. Есть предание о древних изображениях Христа (рукотворных) – скульптура Христа в г.Панеане, М.А. (4 в Евсевий Кесарийский). Евсевий признает факты чудотворения – народ рвал траву вокруг статуи и исцелялся. Были иконы Христа 4, 5 в, но они не сохранились.. Предания об иконах Пресвятой Богородицы. Повествование есть о написании только одной иконы. В Русской Церкви предание говорит о 3, 10, на западе – 21 иконах, написанных ев.Лукой. Уже в 6 в об этой иконе есть свидетельства, Владимирская икона по красочному слою – 12 в. возможно, это список с иконы ев.Луки, м.б.она написана на той же доске.Предание о нерукотворной иконе Б.М. - [Лиддской] (Римской). О ней свидетельствует св.Германа Конст., 8 в. Собственно древнейшее церковное искусство не сохранилось. Это было вызвано гонением на Церковь, многое было утрачено или вообще изображений в храмах не делалось, чтобы не подвергнуть поруганию святыни. В периоды мекжду гонениями строились отдельные храмы, руины дошли до нас. Искусство скульптуры, бывшее в употреблении в античности, теперь перестает быть актуальным. В этот период создается очень мало скульптур. Например, скульптура Христа в Панаде – 1-3 вв, но в целом отношение к скульптуре неготивное, количество их у ранних христиан незначительное.

Римские катакомбы представляют собой подземные коридоры, достигающие пяти этажей вглубь. Протяжённость их чрезвычайно велико: до 1000 километров. Кроме Рима катакомбы существуют в Неаполе, в Египте, в Палестине. Именно в римских сохранилось наибольшее количество первохристианских памятников. Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие, что библейский символизм находил выражение в живописном и графическом исполнении. Рыба, якорь, кораблик, птицы с оливковыми ветвями в клюве, виноградная лоза, монограмма Христа и т.д. - эти знаки несли в себе основные понятия христианства. Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы. Постепенно христианская культура осваивала язык античной культуры, по мере разложения последней христианские апологеты все меньше опасались ассимиляции христианства античным миром. Язык античной философии хорошо подошел для изложения догматов христианской веры, для богословия. Язык позднеантичного искусства на первых порах оказался приемлемым для христианского изобразительного искусства.

Все изображения (живопись) катакомб обычно разделяют на: 1) символическую (якорь, голубь, феникс, павлин, агнец), 2) аллегорическую («Притча о 10 девах», «Добрый Пастырь»), 3) историческую («Ноев ковчег», «Даниил во рве львином», «Поклонение волхвов»), 4) литургическую (плавающие рыбы, на спинах которых находятся корзины с хлебами), 5) изображения Христа (условное изображение в виде юноши) и Богородицы.( Образ Богоматери достаточно устойчив с самых первых времен христианства - часто изображалась с Младенцем на руках в образе смиренной и кроткой женщины. Древнейшим фресковым образцом изображающим Богоматерь является роспись в катакомбах Прискиллы (I-II вв.), фреска в катакомбах Маркеллина и Петра (начало III в.), фреска в катакомбах Агнии (IV-V вв.). Большинство изображений катакомб носит символический характер. Но самым древним символом доныне остается крест. В катакомбах он часто скрывался под видом буквы «Х» или еврейской буквы «Т». Только в памятниках искусства, начиная со времени Феодосия Великого (379-395 гг.), появляется прямое изображение знамения креста.

Искусство катакомб прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, в большинстве соответствует священным текстам, ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим. Первые христиане употребляли прежде всего библейские символы, как агнец, Ноев ковчег и т.д. Наряду с редкими непосредственными изображениями Христа мы находим множество изображений и символических, как написанных красками в катакомбах, так и барельефных на саркофагах. Из тех, которые прибегают к человеческому образу, на первом месте стоит изображение Доброго Пастыря, которое появляется уже в первом веке. Из античной мифологии символический образ Христа в виде Орфея. Сам Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Но широкое распространение этого символа : значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба - Ichthus (Ichthus - "рыба" греч, Iesous Christos Theou Uios Soter - Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Образ этот встречается повсюду. Другим изображением Спасителя был Его ветхозаветный прообраз - агнец, изображение которого появляется в христианском искусстве с I века. .

Изображения Богоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображения Спасителя. Но в то время, как Христос часто изображается символически, Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно. Наиболее древнее дошедшее до нас Её изображение относится ко II в. Часто изображается Она и одна в виде Оранты, то есть с воздетыми в молитве руками. Такое изображение подчёркивает Её роль Предстательницы пред Богом за Церковь и за мир. Наряду с изображениями, прямыми или символическими, Спасителя и Божией Матери, мы видим в катакомбах и изображения Апостолов, пророков, мучеников, а также образы Ангелов, т.е. всё разнообразие христианской иконографии.

В искусстве катакомб мы находим основной принцип церковного искусства - передаёт учение Церкви и соответствует священным текстам. Нигде в катакомбах мы не встречаем изображений бытового или психологического характера, в катакомбах до сих пор не найдено ни одной сцены мучений. Ещё одна черта, характерная для христианского искусства: образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности. Этот лаконизм, эта скупость в средствах выражения также соответствует лаконичному и сдержанному повествованию Евангелия.

Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.Первые христиане употребляли прежде всего библейские символы, как агнец, Ноев ковчег при этом ветхозаветные символы наполнялись как правило новым евангельским содержанием.Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба, ко-торая играет большую роль в евангельском повествовании. Сам спаситель неодно-кратно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаяясь к рыбакам, Он есте-ственно употреблял образы, им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению, называл их «ловцами человеков» (Мф. 4, 19). Царствие Божие уподобляется Им сети, полной всякого рода рыбами. С рыбой сравниваются и небесные блага (Мф. 7, 9-11, 13, 47-48).

Ветхозаветные образы катакомб: - Три отрока в огненной пещи – символизируют Троицу, Воскресение Христа, победу над смертью, вечную жизнь. - Первое изображение Троицы: Авраам принимает трех странников – 4в. - Даниил с распростертыми руками. - Самсон, побивающий филистимлян. - Лествица Иаковлева. - Жертвоприношение Авраама. - Путешествие Ионы в чреве кита. Крест изображен в виде мачты.

Древнейшие изображения Спасителя.Церковное предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем как Нерукотворный Спас. История: Едесский царь Авгарь больной проказой послал ко Христу своего архивария Ананию с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Анания был художником и Авгарь поручил ему написать образ Христа, если сам Он не сможет прийти. Христос, видя что Анания пытается Его изобразить, потребовал воды, умылся и вытер Свой лик платом на котором отпечатался Его образ, и которым исцелился едесский царь.

Первый исторический образ Христа был найден в катакомбах Понтиана (4в.) – это привычный нам образ Христа как 30-ти летнего мужчины, носящего бороду. Появление его связано с тем, что в 4-м век Константин и Елена обретают крест Господень. В этой связи оживились исторические представления, возникло желание приблизить образ Христа к человеку.

Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.Архитектурной основой возводимых церквей послужили хорошо известные в римской архитектуре здания базилики, Из этой перстроенной формы впоследствии был выработан особый тип христианского храма, но с сохранением прежнего античного названия «базилика».

Базилики представляли собой вытянутые прямоугольники с двумя открытыми галереями-кораблями (нефами) по бокам. Нефы обрамлялись рядом стройных колонн. Там же находились комнаты для уединенной молитвы. По образцу иерусалимского храма в передней (восточной) части базилики находилось алтарное пространство, перед которым возвышалась арка. Углубление за алтарем (апсида) было открытым или задергивалось завесой. Центральную часть храма занимал неф, куда во время службы допускались крещеные, а в западной части (портике) находились оглашенные, то есть те, кто готовился принять таинство крещения. Крышу базилики венчали обычные гладкие скаты. Чаще всего форма такой базилики была крестообразной. Кроме продолговатой, вытянутой формы, рано утвердился тип храма круглой формы со сводчатым потолком и куполом сверху. Такая форма храма также являлась наследием античности;

Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.Отвращение первых христиан к искусству основывается на текстах неск. древ. писат. (Тертуллиан (160-240), Климент Александрийский (150-216), Ориген(185), Евсевий Кесарийский(265-339), Минуциус Феликс (П или Ш век), Арновий(255) и Лактанций (240). Даже если эти авторы и боролись бы против христ.иск-ва, их писания не могут рассм. Как голос Церкви, а лишь как их част-ное мнение или как отраж.нек.враждеб. образу течений внутри Церкви. Климент гов.лишь об изображениях, кот.обольщают и обманывают, выдав. Себя за истину, т.е. борется против изображений ложных. в глазах Климен-та сущ.два совершенно различных рода изобр.: одни полезны для христиан, другие ложны и неприемлемы. если бы христиане не принимали в принципе никаких изображений, то мы не имели бы памятников христ. иск-ва первых веков, кот. найдены как раз в местах собраний христиан. С другой стороны, распростране-ние изображений в последующ.века было бы явл.непонятным и необъяснимым, если бы они не сущ.раньше.Но сущ.еще один текст,кот.неизменно цитируется в кач. док. враж-деб.Церкви к изобр. Это 36 прав.Помест.Собора в Эльвире (Испания) ок.300г. Прав.это гласит: « Изволися нам чтобы живописных изобр. не было в Церкви и чтобы то, что почитаемо и поклоняемо , не было изображено на стенах». Однако, если мы без предвзятости вдум.в смысл этого текста, мы увидим, что он совсем не столь неоспорим, как его пытаются представить. Как мы видим, речь идет лишь об изобр. на стенах, т.е. о монументальной живописи, составл.одно целое со зданием храма, но ничего не гов.о другого рода изобр. Не следует ли видеть в его 36 прав.скорее попытку оградить святыню от поругания?



Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1572;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.