ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ


Государства, созданные хеттами (ин­доевропейским народом) и хурритами (племенами неизвестного проис­хождения), существовали недолго, но их творчество отразилось в ис­кусстве последующих эпох. Художественное видение окружающего мира хеттов и хурритов было во многом сходным: памятники хетт­ского и хурритского искусства пора­жают суровостью и особой внутрен­ней энергией.

Хеттское царство, возникшее в XVIII в. до н. э., достигло расцвета к XIV—XIII вв. Военная мощь позво­ляла ему конкурировать с Египтом и Ассирией. Однако в конце XII в, до н. э. оно погибло от нашествия кочевых племён — так называе­мых «народов моря». Основная тер­ритория Хеттского царства — полу­остров Малая Азия — представляет собой обширную горную котлови­ну. Вероятно, горы для хеттов бы­ли чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их рели­гиозного и художественного мира. В религии хеттов существовал культ камня, даже небесный свод они считали каменным.

Большинство памятников хетт­ского искусства известно по раскоп­кам их столицы — Хаттусы (ныне Богазкёй в Турции). Город окружала мощная стена с пятью воротами, а центром его была находившаяся на скале крепость. Все постройки хет­ты возводили из крупных каменных или глиняных блоков. Хеттские со­оружения обычно асимметричны, перекрытия у них плоские, в качест­ве опор использовались не колонны, а мощные четырёхгранные столбы. Нижняя часть здания (цоколь), как правило, оформлялась большими каменными плитами — ортоста'тами, украшенными рельефами.

Бережное, исполненное религи­озного трепета отношение хеттов к камню определило главные черты хеттской скульптуры: предпочтение отдавалось рельефу, в котором ост­рее, чем в статуе, чувствовалась связь с формой каменного блока. Пожа­луй, самое замечательное в искусст­ве хеттов заключается в том, что их памятники гармонично вписыва­лись в окружающую природу и при этом пейзаж превращался в своеоб­разную «естественную архитекту­ру». В трёх километрах от Хаттусы было открыто горное святилище, названное Язылы-Кая (Расписные Скалы). Это два связанных друг с другом ущелья; на их гигантских «стенах»-скалах расположены рель­ефы со сценами торжественного шествия богов. Процессии богов в виде воинов в конических шлемах, вооружённых мечами, и богинь в длинных одеяниях движутся на­встречу друг другу. В центре компо­зиции изображены фигуры бога грозы Тешуба и его супруги — боги­ни Хебат.

Не только хетты создавали святи­лища в скалах. Многие народы Древнего Востока стремились пре­вратить окружающий мир в гранди­озный храм. Но из-за монументаль­ного размаха и суровой простоты скульптурных изображений именно святилище Язылы-Кая производит особенно сильное впечатление.



Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 3462;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.