Больший удельный вес постоянных расходов в структуре расходов компании обеспечивает большее влияние на прибыль при изменениях объема продажи.

Меру использования постоянных расходов в структуре расходов компании называют операционным рычагом.

Операционный рычаг (Operating Leverage) - соотношение постоянных и сменных расходов, которые обеспечивает больший процент роста прибыли, чем соответствующий процент роста объема продажи.

Поэтому операционный рычаг больший у компаний, которые имеют больший удельный вес постоянных расходов и, как результат, больший коэффициент марджинального дохода.

Количественным показателем операционного рычага есть его фактор, рассчитанный по формуле:

Фактор операционного рычага =

До сих пор мы рассматривали методику анализа взаимосвязи "затраты - объем - прибыль" на примере предприятий, которые вырабатывают и реализуют лишь один вид продукции. Но на практике существует много предприятий, которые вырабатывают несколько видов продукции (услуг).

В таких случаях анализ усложняется и основывается на комбинации продажи.

Комбинация продажи (Sales Mix) - соотношение отдельных видов продукции в общем объеме продажи. Это соотношение можно выразить в процентах или в пропорции изделий (например, 1:2).

Для иллюстрации анализа безубыточности при условиях ассортиментов рассмотрим такой пример.

Компания "Фарос " изготовляет два вида продукции: круглые и плоские батарейки для фонарей. Есть такие данные об этих изделиях за отчетный период

 

№ Показатель Батарейки Вместе
        Круглые Плоские    
Объем продажи, од. 100 000
Цена за единицу, грн. х
Сменные расходы на единицу, грн. х
Общие постоянные расходы, грн. х х

По приведенным данным видно, что компания "Фарос "имеет такую комбинацию продажи:

60% общего объема продажи представляют круглые батарейки, а сдачу (40%) - плоские.

Для определения точки безубыточности каждого вида продукции необходимо определить величину марджинального дохода на одну условную единицу.

Средневзвешенный марджинальный доход (Weighted Average Contribution Margin) -сумма величин марджинального дохода разных изделий, взвешенных с помощью комбинации продажи их.

Т.е.:

WCM = S CMі • SMі

где WCM - средневзвешенный марджинальный доход;

CMі - марджинальный доход на единицу і-го изделия;

SMі - комбинация продажи.

Для расчета средневзвешенного марджинального дохода воспользуемся данными Расчет марджинального дохода на единицу продукции, грн.

№ Вид продукции Цена за единицу Сменные расходы на единицу Марджинальный доход на единицу
Круглые батарейки
Плоские батарейки

Используя формулу, рассчитаем средневзвешенный марджинальный доход:

(С 0,6) + (2-0,4) = 1,8 + 0,8 = 2,6 грн.

Следует отметить, что существует и другой путь вычисления средневзвешенного марджинального дохода:

Средневзвешенный марджинальный доход = Общий марджинальный доход Общее количество продукции

Подставив в эту формулу соответствующие данные, получим:

(С 60 000) + (2 40 000) : 100 000 = 2,6 грн.

Знавая средневзвешенный марджинальный доход и общие постоянные расходы компании, можем вычислить точку безубыточности (формула 4.3):

182 000 : 2,6 = 70 000 од.

Итак, для возмещения всех расходов компания должна реализовать 70 000 батареек. Но которых именно: круглых или плоских?

Для ответа на этот вопрос надо воспользоваться комбинацией продажи. Точка безубыточности:

а) для круглых батареек 70 000 х 0,6 = 42 000 од.;

б) для плоских батареек 70 000 х 0,4 = 28 000 од.

Анализ безубыточности при условиях ассортиментов можно также осуществлять с помощью уравнения.

Если обозначить количество плоских батареек через X, то с учетом комбинации продажи (0,6:0,4) количество круглых батареек будет 1,5Х. Исходя из этого, составим уравнение (формула 4.1):

10 (1,5А) + 8JT=7(1,5A) + 6Х + 182 000; \5Х+ 8Х= 10,5* + 6Х+ 182 000; 6,5Х= 182000; X = 28 000 од.

Следует иметь в виду, которые возможные другие комбинации объемов продажи, за которые компания "Фарос" будет безубыточной. Для иллюстрации этого предположим, что компания будет изготовлять лишь круглые батарейки. Тогда точка безубыточности будет равнять (од.):

182 000 = 60667

Если компания будет изготовлять лишь плоские батарейки, точка безубыточности будет (од.):

182 000 = 91 000

Исходя из этого, построим график, на котором на оси Y отобразим безубыточный объем продажи круглых батареек, а на оси X - объем продажи плоских батареек

Любая точка на линии, приведенной на графику, является точкой безубыточности компании "Фарос ".

91 000 Плоские батарейки

Отсюда:

Плоские = 91 000 – 1,5 х круглые батарейки

Предположим, что объем продажи круглых батареек будет составлять 20 000 од., тогда, чтобы быть безубыточной, компания ''Фарос "имеет о давать одновременно 61 000 (91 000 – С0000) плоских батареек.

В этом случае общий маржинальный доход компании будет равнять ее постоянным расходам, грн:

(61 000 2) + (20 000 3) = 182 000

Приведенная методика анализа зависит от точной и фиксированной комбинации продажи. Если изменяется комбинация продажи, то изменяются и результаты анализа.

 

ГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ

Графический способ нахождения точки равновесия заключает­ся в построении так называемого графика равновесия (РВ), пока­занного на рис. 11-1. Размеры выручки от продаж, переменных и постоянных затрат откладываются по вертикальной оси, а объем производства — по горизонтальной оси. Точкой равновесия яв­ляется точка пересечения прямой полной выручки от продаж с прямой полных затрат. Этот график, кроме того, наглядно отра­жает потенциал роста прибыли по широкому спектру производ­ственных показателей и поэтому может быть использован в ка­честве пособия при обсуждении и демонстрации. График зависимости прибыли от объема производства (П-О), показан­ный на рис. 11-2, непосредственно отражает то, как изменяется прибыль с изменением объема производства. Показатели при­были откладываются по вертикали, а объемы произведенной про­дукции — по горизонтали. График П-О предназначен для быст­рой сравнительной оценки влияния различных вариантов цен, переменных и постоянных затрат на чистую прибыль при изме­нении объема производства. График П-О легко строится как производный от графика РВ. Обратите внимание на то, что тан­генс угла наклона графика составляет удельную МП.

Каждое предприятие стремится максимизировать прибыль, но невозможно продавать неограниченное количество продукции по одинаковой цене. Увеличение объема продаж приводит к насы­щению рынка и падению платежеспособного спроса на продукцию. В определенный момент времени - для того, чтобы продавать боль­шее количество товара, потребуется снизить цену, что приведет к снижению прибыли.

Для того, чтобы определить максимально возможную при­быль, необходимо в график взаимосвязи затрат и объема реализа­ции ввести кривую спроса. Этот график представлен на рисунке 2—7.

Точка оптимальной цены продажи продукции определяет объем продаж, позволяющий предприятию получать максималь­ную прибыль.

 

Объем производства в единицах




Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 3225;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, добавьте сайт познайка в закладки и расскажите о нем друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2026 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. Политика конфиденциальности
Генерация страницы за: 0.016 сек.