Краткий словарь персоналий


по теории культуры

Августин Блаженный (Аврелий) (354–430) — христианский теолог и церковный деятель, родоначальник христианской философии истории. «Граду земному» - государ­ству, - противопоставлял мистически понимаемый «Божий град» — Церковь. Развил учение о благодати и предопределении. В «Исповеди» представил процесс становления человека как личности, преодоление себялюбия в любви к Богу. Труды Августина и благочестивая жизнь послужили его признанию одним из отцов Церкви и причислению к лику святых. Основные труды: «О граде Божием», «Исповедь».

Аверинцев, Сергей Сергеевич (1937–2004) — российский литературовед, культу­ролог, переводчик, публицист; основные работы посвящены истории позднеантичной и средневековой литературы, а также западноевропейской философии культуры XX в. Основные работы: «Культурология Иоганна Хёйзинги»; «К истолкованию символики мифа об Эдипе»; «Плутарх и античная биография: к вопросу о месте классика жанра»; «Поэтика ранневизантийской литературы»; «Культура Византии IV— первой половины VII века»; «От берегов Босфора до берегов Евфрата»; «Бахтин. Смех. Христианская культура»; «Попытки объясниться: беседы о культуре»; «Византия и Русь: два типа духовности».

Адорно, Теодор (1903–1969) — немецкий философ, культуролог, социолог искусства. Подверг критике современную ему культуру и общество. В центре внимания учёного — рецессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише), связанные с развитием массовой культуры и стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе». Основные работы: «Диалектика просвещения», «Философия новой му­зыки», «Авторитарная личность», «Негативная диалектика».

АксаковИван Сергеевич (1823-1886) - русский публицист, поэт и общественный деятель, представитель «младших» славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Отстаивал нерушимость русских национальных традиций и идеалов, выступал за общинно-артельное «народное производство», был против насаждения западных экономических форм, материалистической философии и студенческого движения, но при этом защищал демократические свободы, критиковал бюрократический аппарат и требовал отмены сословных привилегий. Редактировал славянофильские издания: «Московский сборник» (1840 - 1850-е), журнал «Русская беседа», газеты «Парус», «День» (1861-1865), «Москва» (1867-1868), «Русь» (1880-1886). Одно из наиболее известных произведений А. – «Исследование о торговле на украинских ярмарках».

Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860) - русский писатель, историк, публицист, филолог, один из основоположников славянофильского движения. Сын писателя С. Т. Аксакова, брат И.С. Аксакова. Противопоставлял две главные движущие силы истории — народа (земли) и государства (власти). Если в Западной Европе эти две силы «смешались», народ устремился к власти и в борьбе возник конституционный строй, то в России народ и государство мирно сосуществовали вплоть до реформ Петра I, когда дворянство и интеллигенция оторвались от народа. При этом народ, «земля» отождествлялись с общиной, с патриархально-общинным бытом, гарантирующим русскому обществу отсутствие классовых и национальных противоречий, единение царя, народа и Церкви. Основные работы: «Об основных началах русской истории», «Родовое или общественное явление был изгой?», «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности», «Семисотлетие Москвы».

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, педагог и ученый. Ученик Платона. Внёс существенный вклад в античную систему образования, основав в 335 г. до н. э. в Афинах Ликей, который продолжал свою деятельность многие столетия. Учение Аристотеля относится к объективному идеализму. Философ признавал материю одной из первопричин всего сущего, однако он видел в ней только пассивное начало – «субстрат», их которого всё возникает. Сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, «перводвигатель» мира – бога, представляющего высшую цель всех развивающихся по собственным законам форм. Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делят по содержанию на 7 групп: логические трактаты, объединённые в своде «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика»); физические трактаты - «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах»; биологические трактаты - «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных»; трактат «О душе»; сочинение о «первой философии», получившее впоследствии название «Метафизика» и рассматривающее сущее как таковое; этические сочинения – «Никомахова этика» (посвящённая сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвящённая ученику Аристотеля); социально-политические и исторические сочинения - «Политика», «Афинская полития»; работы об искусстве, поэзии и риторике - «Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика».

Барт,Ролан (1915-1980) – французский философ, критик, эссеист, один из лидеров французского структурализма, позже – виднейший идеолог постструктурализма. Письмо (текст) считал орудием закрепощения личности, отчуждения слова: слово означает не только то, что хотел бы сказать говорящий, сколько то, что требует говорить общество. Барт обосновал понятие «Текста», принципиально отличающегося от традиционного «произведения» открытым характером и множественностью смыслов и кодов, а также разработал идею «смерти Автора». Основные труды: «Мифологии», «Система моды», «О Расине», «Сад, Фурье, Лойола», «Империя знаков», «Удовольствие от текста», «Фрагменты любовного дискурса».

Бахтин, Михаил Михайлович (1895–1975) — русский литературовед, филолог, философ, культуролог, теоретик искусства, эстетические идеи которого оказа­ли влияние на гуманитарную науку последней трети ХХ в. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который истолковывался и как форма общения отдельных личностей, и как способ взаимодействия личности с объектами культуры, а также общения различных культур в исторической перспективе. Ввел в научный обиход понятие средневековой смеховой, «карнавальной культуры». Основные труды: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», «Фрейдизм. Критический очерк», «Проблемы поэтики Достоевского».

Белл, Дэниел (1919-2011) — американский политолог, социолог, футу­ролог, журналист. С точки зрения учёного, общество состоит из трех независимых сфер, которые управляются различными принципами: экономика -эффективностью, политическая система - принципом равенства, а культура - принципом самореализации личности. Культуру Белл понимает как сферу, которой чужды поступательные изменения. Источником социальных противоречий и конфликтов в современном западном обществе Белл видит утрату прежнего единства экономики и культуры. Учёный занимался разработкой теории постиндустриального общества. Изменения социальной организации связаны с изменением смысловых значений; каждому состоянию человеческого общества присущ особый символический принцип, определяющий смысловые значения и ориентацию человека в мире. Естественным миром доиндустриального общества управляют случай и религия, техническим индустриального общества миром управляют рациональность и труд, в социальном мире постиндустриального общества на месте религии и труда оказывается культура. Основные работы: «Конец идеологии», «Становление постиндустриального общества», «Противоречия капитализма в сфере культуры».

Бенедикт,Рут Фултон (1887-1948) - американский культурантрополог, представитель этнопсихологического направления. Ученица Ф. Боаса. Сыграла важную роль в разработке междисциплинарного подхода к проблемам человека. Работы Р. Бенедикт отличаются психологическим детерминизмом: с точки зрения исследовательницы, психология народа определяет его культуру. По словам Р. Бенедикт, культура – это «индивидуальная психология, отражённая на большом экране». Основные работы: «Понятие ангела-хранителя в Северной Америке», «Мифология кочити», «Мифология зунья», «Формы культуры»; «Раса: наука и политика»; «Хризантема и меч».

Бергсон, Анри (1859–1941) — французский философ–идеалист, пред­ставитель интуитивизма и «философии жизни». Утверждал в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, сущность которой определял в понятиях «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Жизнь не может быть «схвачена» интеллектом, так как он связан с деятельностью рассудка; воспроизвести реальность во всей органичности, универсальности и целостности можно только с помощью «эмоционально-интуитивного» постижения, направленного на «первичную данность» — собственное сознание. При этом способность к самонаблюдению и осознанию является своеобразным «божественным даром», которым обладают лишь избранные. Основные работы: «Непосредственные данные сознания», «Материя и память», «Смех», «Введение в метафизику», «Творческая эволюция», «Два источника морали и религии».

Бердяев, Николай Александрович (1874–1948) — русский философ- экзистенциалист, литератор, публицист. В творчестве Н.А. Бердяева отразились борьба и взаимодействие двух мотивов: экзистенциалистского принципа неограниченного духовно-творческого начала личности и христианского сострадания. Н.А. Бердяеву принадлежит мысль о превращении человеческого рода в «человечество» (главным образом благодаря христианству); идея единства и вечности культуры, которая в различные эпохи переживает разные моменты своей жизни; близка ему также мысль о том, что европейская цивилизация клонится к своему закату. Основные работы: «Конец Ренессанса»; «Предсмертные мысли Фауста»; «Новое Средневековье»; «Философия свободы», «Смысл творчества», «Судьба России», «Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма», «О назначении человека» и т.д.

Библер, Владимир Соломонович (1918-2000) – отечественный философ и культуролог. Исследовал творчество М. М. Бахтина и развил его культурологические идеи. В результате исследования проблемы диалога культур пришел к выводу, что в XX в. формировался новый, всеобщий, диалогический разум – «разум культуры». Культурологические идеи В.С. Библера отражены в работах: «XX век и диалогический смысл культуры»; «Диалог, сознание, культура: Идея культуры в работах М. М. Бахтина»; «От наукоучения к логике культуры»; «М. М. Бахтин и поэтика культуры»; «Культура, нравственность, современность» и др.

Бицилли, Пётр Михайлович (1879-1953) - историк и философ культуры, литературовед. Один из основоположников историко-психологического и культурологического методов в отечественной науке. Основные работы посвящены средневековой культуре; их отличает целостный и тщательный анализ духовной и религиозной культуры, структур средневекового сознания, пространственно-временных представлений, символики и иерархии средневекового общества. Идеи П.М. Бицилли близки к ряду теорий европейских мыслителей: Г. Риккерта, Э. Трёльча, В. Дильтея, М. Вебера, а также французской «Школы Анналов». Основные работы: «Элементы средневековой культуры», «Введение в мировую историю»; «Очерки теории исторической науки»; «Этюды о русской поэзии»; «Введение в изучение новой и новейшей истории»; «Два лика евразийства»; «Место Ренессанса в истории культуры».

Блок, Марк (1886--1944) — выдающийся французский историк, один из основателей «Школы анналов». Вместе единомышленником Л. Февром в 1929 г. основал журнал «Анналы социальной истории» (ныне «Анналы. Экономика - Общество - Цивилизация»). Создал концепцию истории, ориентированную на культурную антропологию, известную как «новая историческая наука», или «история ментальностей». Среди его последователей - Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель и др. Наиболее известные работы, изданные на русском языке - «Феодальное общество», «Апология истории, или Ремесло историка».

Боас, Франц (1858-1942) – немецкий этнограф, лингвист, философ, эмигрировавший в 1880-е гг. в США, где активно изучал культуры индейцев и эскимосов. Основатель американской культурантропологии, один из основателей этнопсихологического направления. Создал школу исторической этнологии; отталкиваясь от эмпирических фактов, утверждал, что каждый народ имеет свою неповторимую историю и культуру, но при этом существуют определённые законы, управляющие развитием культуры. Задачей культурантропологии учёный считал открытие этих законов и выявление процессов развития культуры. Работы Ф. Боаса положили начало изучению феномена аккультурации: по мнению учёного, необходимо не столько изучать сами контакты между культурами, сколько результаты влияния этих контактов. Основные работы: «Культура квакиутль – отражение в мифологии», «Раса, язык и культура», «Раса и демократическое общество», «Ум первобытного человека» и др.

Бодрийяр, Жан (1929–2007) - французский философ, социолог. Предпринял попытку создать структуралистскую теорию мира искусственных объектов, в которой отражена логика производства и потребления знаков. Согласно концепции Ж. Бодрийяра, любые виды стоимости (потребительная, меновая, знаковая) рассматриваются как результаты символического обмена, лишённые естественных оснований, и потому оказывающиеся симуляцией. Философ разрабатывает понятие «симулякра» - образа отсутствующей действительности, лишённого подлинности, поверхностного объекта, за которым отсутствует реальность, или «правдоподобного подобия», являющегося результатом симуляции. Производимая в результате симуляции реальность становится «гиперреальной». Рассматривая проблематику массового общества Бодрийяр констатировал невозможность описания массы в положительных понятиях, отмечая её инертность и способность превращать любое информационное воздействие в зрелище. Основные работы: «Система вещей», «Симулякры и симуляции», «В тени молчаливого большинства».

Бокль, Генри Томас (1821-1862) – английский историк. Отрицал роль случайности в истории, читал, что человеческая история - цепь закономерных событий, а свобода воли человека – иллюзия. По мнению Бокля, прогресс должен подчиняется законам, аналогичным законам природы; задача историка - открыть эти законы. Учёный был сторонником применения в историческом исследовании методов естествознания. Считал, что физическое и умственное развитие наций определяются географическими и климатическими особенностями. Основная работа: «История цивилизации в Англии».

Бродель, Фернан (1902–1985) - французский историк, представитель «новой исторической науки» - истории ментальностей. Один из основателей важнейшего направления в исторической антропологии - истории повседневности. Ввёл в историческую науку понятие «времени большой длительности». Основные труды: «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II», «История и социальные науки: время большой длительности», «Материальная Цивилизация, экономика и капитализм».

Бубер, Мартин (1878–1965) — немецкий религиозный философ, близкий к экзистенциализму, писатель, деятель образования, комментатор Библии и теоретик сионизма. Центральные идеи ученого – бытие как диалог между богом и человеком, между человеком и миром, переход от мистицизма к религиозному экзистенциализму, переход от идеи слияния человека с божественным началом к идее встречи человека с Богом, предполагающей отдельное существование и «диалог» обеих сторон. «Диалогический дух» библейского мироощущения Бубер противопоставлял греческому «монологизму». Основные произведения: «Я и Ты», «Между человеком и человеком», «Учение пророков», «Моисей».

Булгаков, Сергей Николаевич (1871–1944) — русский религиозный философ, богослов, теолог, социолог. Придавал большое значение идеям западных социологов, в первую очередь М. Вебера, однако исходил из того, что, признавая религию важным фактором экономического развития, следует учитывать специфические черты, диктуемые историческими и национальными особенностями конкретного общества. Пытаясь решить вопрос о роли православия в экономическом развитии России, С.Н. Булгаков придавал хозяйственной деятельности смысл религиозного «делания», без которого не может быть достигнуто экономическое обновление и процветание. Важнейшие работы: «Два града», «Философия хозяйства», «Героизм и подвижничество», «Народное хозяйство и религиозная личность», «Апокалиптика и социализм», «Религия чело­векобожия в русской революции», «Церковь и культура».

Буркхардт, Якоб (1818–1897) — швейцарский историк и философ культуры, основатель «культурно­-исторической школы» в историографии, один из создателей систематической истории искусства. Выдвигал на первый план историю духовной культуры, произведения искусства рассматривал в культурно-историческом контексте, на фоне общественных изменений. В ренессансном индивидуализме учёный видел истоки европейского буржуазного мироощущения Нового времени. Критика позднебуржуазной культуры у Буркхардта близка идеям Ф. Ницше и О. Шпенглера о «новом варварстве». Я. Буркхардт - автор трудов по истории греческой культуры и куль­туры Италии эпохи Возрождения. Наиболее известная работа: «Культура Италии в эпоху Возрождения».

Бэкон, Френсис (1561–1626) — английский философ, родоначальник английского материализма. Размышлял о возможности создания гармоничного и справедливого общества, основой экономического могущества которого были бы наука и техника. Заложил основы философии науки; провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой; предложил реформировать научный метод с помощью очищения разума от заблуждений и обращения к эксперименту: учение Бэкона об ошибках мышления, возникающих в процессе взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта, лежит в основании современной гносеологии. Внес существенный вклад и в развитие теории культуры: в отличие от гуманистов Ренессанса, Ф. Бэкон считал главными показателями культурного уровня достижения в области хозяйства, науки и техники. Культура для Бэкона - не столько результат «возделывания души», сколько следствие деятельности человека по подчинению сил природы. Наиболее известные работы Ф. Бэкона: «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», «Новая Атлантида».

Вазари, Джорджо (1511–1574) - итальянский живописец-маньерист, архитек­тор, историк искусства, основоположник современного искусствознания. Самой большой заслугой Д. Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Вебер, Альфред(1868-1958) - немецкий философ, социолог, экономист; брат М. Вебера. Взгляды учёного сформировались под влиянием О. Шпенглера и В. Дильтея. Разделял мировую историю на ряд всемирно-исторических культур, каждая из которых имеет свои периоды молодости, зрелости и упадка, однако, в отличие от О. Шпенглера, рассматривал «культуру» и «цивилизацию» не как фазы развития, а как относительно самостоятельные аспекты. Представлял историю структурно, в виде трех связанных, но протекающих по различным законам процессов: социального (формирование социальных институтов), цивилизованного (развитие техники и естествознания) и культурного (развитие искусства, религии, философии). Концепция А. Вебера отличается трагическим мироощущением перед лицом развивавшегося индустриального общества. Наиболее известная работа: «Идеи социологии государства и культуры».

Вебер, Макс (1864–1920) - немецкий философ, социолог, экономист, историк, культуролог, юрист. Брат А. Вебера. М. Вебер разработал теорию идеальных «социальных типов», представляющих собой образцы, схемы (например, античность, феодализм, капитализм), которые позволяют упорядочить фактологический материал. Методу О. Шпенглера «вживания» и «вчувствования» в историю и культуру М. Вебер противопоставлял естественнонаучный способ объяснения. Анализ экономики и политики он увязывал с анализом культуры, религии, нравов, быта. Культура, с точки зрения М. Вебера, выступает одним из решающих факторов экономического прогресса. Фундаментом культуры учёный считал общечеловеческие ценности; совокупность ценностных ориентаций и правил поведения, по его мнению, составляют суть трудовой этики конкретного общества. Сопоставив статистику с историческим материалом, учёный пришел к выводу о том, что на развитие капитализма и современного индустриального общества в наибольшей мере повлиял тип религии и связанная с ним трудовая этика протестантизма. Основные работы: «Социология религии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Социальные причины падения античной культуры», «Рациональные и социологические основания музыки», «Аграрная история древнего мира», «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество».

Вернадский, Владимир Иванович (1863–1945) — естество­испытатель, минералог и кристаллограф, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, выдающийся мыслитель. Учёный уделял особое внимание истории науки и фундаментальным философским проблемам естествознания. В.И. Вернадский - основоположник учений о биосфере и о ноосфере. Совокупность живых организмов в биосфере учёный назвал живым веществом, которое, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот. Биосфера, под влиянием научных достижений и человеческого труда, переходит в новое состояние — ноосферу, или сферу разума. Основные труды: «О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах»; «Очерки и речи»; «Биосфера»; «Очерки геохимии»; «Проблемы биогеохимии»; «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения».

Вико, Джамбаттиста (1668–1744) - итальянский философ-просветитель, один из основоположников историзма. Один из первых, кто попытался увидеть порядок и последовательность в исторических событиях. Высказал мысль об объективном характере и закономерности исторического процесса, которая, в понимании философа, подобна индивидуальному развитию человека. Историю считал наукой о человеческой деятельности. Учёный считал, что все народы развиваются циклами, состоящими из трех эпох: «века богов» - детства человечества, характеризующейся отсутствием государства, подчинением общества жрецам и мифологическими представлениями; «века героев» - юности человечества, отличающейся господством аристократического государства; «века людей» - зрелости человечества, связанной с монархией или демократической республикой и осмыслением процессов, происходящих в обществе. Главное сочинение Вико – «Основания новой науки об общей природе наций».

Винкельман Иоганн Иоахим (1717-1768) — немецкий ученый, историк и теоретик искусства, представитель Просвещения, один из создателей методики искусствоведческого анализа. Очевидец раскопок Геркуланума, Помпей и Пестума. И. Винкельману принадлежит первый опыт научной истории искусства, рассматривающей не отдельных мастеров, а искусство эпохи в целом. Создал теорию развития искусства, основанную на связи с природной средой и социальной жизнью народа. Не ограничиваясь описанием сюжета, пытался охарактеризовать образный язык и художественные особенности произведения искусства. Способствовал формированию эстетики классицизма. Главное произведение - «История искусства древности» (1764).

Виндельбанд, Вильгельм (1848–1915) — немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Основные труды посвящены истории философии. Философию рассматривал как критическую науку об общепринятых ценностях. Основоположник «философии ценностей», в рамках которой решал вопросы соотношения между сущим (природой) и должным (нормативным – культурой). Трактовал культуру как процесс осознания и воплощения ценностей. Делил науки на «науки о природе» (естественные) и «науки о культуре» (исторические). Основные работы: «Прелюдии. Философские статьи и речи для введения в философию», «Учение о познании с точки зрения психологии народов», «История древней философии»; «История новой философии»; «Философия культуры и трансцендентальный идеализм»; «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия».

Вольтер (Аруэ, Франсуа Мари) (1694-1778) — французский писатель, великий философ-просветитель, один из идеологов Великой французской революции. Представлял историю человечества как историю борьбы человека за прогресс и образование. Ввел в науку выражение «философия истории». В противовес Ж.Ж. Руссо подчеркивал ценность культуры (просвещения). С именем Вольтера связано распространение в европейской, а затем и в русской культуре духа свободомыслия, иронии, ниспровержения авторитетов, антиклерикализма. Основные произведения: повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», трагедии в стиле классицизма «Брут», «Танкред»; сатирическая поэма «Орлеанская девственница», «Философские письма», «Философский словарь».

Вундт, Вильгельм (1832–1920) — немецкий психолог, физиолог, философ, языковед, один из создателей этнопсихологии. Главная заслуга учёного — внедрение в психологию экспериментального метода. Однако, высшие психические процессы (речь, мышление, воля), недоступные эксперименту, по мнению учёного, необходимо изучать с помощью культурно-исторического метода. В. Вундт предпринял попытку психологического истолкования культурно-исторических явлений (мифа, религии, искусства и т.д.). Основные труды: «Психология народов», «Очерки психологии», «Основания физиологической психологии», «Лекции о душе человека и животных», «Система философии», «Введение в психологию», «Естествознание и психология».

Гадамер, Ханс Георг (1900-2002) - немецкий философ, основоположник философской герменевтики, которая не сводится к разработке методологии понимания текстов, а представляет собой философию понимания. Понимание, с точки зрения Гадамера, - фундаментальный способ существования познающего, действующего и оценивающего человека; всякое понимание, по мнению философа, осуществляется в рамках культурно-исторической традиции. Отношение между текстом и интерпретатором философ рассматривал как диалог, важнейшими условиями которого выступают осознание интерпретатором своих предрассудков, своей принадлежности к определённой исторической традиции, а также его открытость к истине текста. Основные работы: «Истина и метод. Основы философской герменевтики»; «Актуальность прекрасного».

Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) — великий немецкий философ, представитель классической немецкой идеалистической философии. Первооснову всех явлений природы и общества Гегель видел в безличном духовном начале, которое он называл «абсолютом», «мировым разумом», «абсолютной идеей», развивающейся через противоречия от абстрактного состояния к конкретному. Сначала «мировой разум» отчуждает себя в природе, потом возвращается к себе в человеческом мышлении и истории человеческого общества, проходя ступени субъективного, объективного и абсолютного духа. Абсолютный дух выступает в трех формах: искусство, религия, философия. История, согласно Г.В.Ф. Гегелю, представляет собой «прогресс духа в осознании свобо­ды», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Основные работы: «Феноменология духа», «Философия истории», «Лекции по истории философии» и др.

Гельвеций, Клод Адриан (1715–1771) – французский философ-материалист, просветитель. Участвовал в работе по созданию знаменитой «Энциклопедии». Природа понималась им как совокупность материальных тел, образующихся в результате соединения и разъединения мельчайших частиц – атомов. К. Гельвеций заложил основание целостной системы утилитаризма: определив человека как природное существо, стремящееся лишь к удовлетворению материального интереса и получению физических удовольствий, философ сделал вывод о себялюбии как основном инстинкте человека, и с этих позиций объяснял чувства человека, поведение, отношения между людьми, устройство общества. Например, любовь к ближнему Гельвеций считал результатом любви к самому себе. Основные работы: «Об уме», «О человеке», поэма «О счастье».

Гердер, Иоганн Готфрид (1744–1803) — немецкий философ, просветитель, педагог, теоретик движения "Буря и натиск", друг И. Гёте, ученик И. Канта. Рассматривал культуру как специфическую форму дея­тельности, присущую только человеку, выступил с идеей преемственности и всеобщности социально-культурного процесса. И. Гердеру принадлежит мысль о том, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию человеческой цивилизации. Философ считал культуру смыслом истории человечества, связывал идею исто­рического прогресса с утверждением начал гуманности, которые несет с собой культура. Его идея становления и развития мира как органического целого, созданная им философия культуры оказали влияния на развитие немецкой философии, способствовали формированию культурологических идей. Гердер предложил целостную программу наук о культуре, в которой выделял точное описание культур с точки зрения приспособления к окружающей среде, а также познание собственной культуры через познание других культур. Необходимым элементом воспитания считал уважение к истории и культуре других народов. Основное произведение: «Идеи к философии истории человечества».

Герцен, Александр Иванович (1812–1870) — русский писатель, фи­лософ, публицист, политический деятель. Один из главных представителей отечественного западничества. В своём понимании культуры выступил последователем Д. Вико. А.И. Герцен был одним из первых, кто в середине ХIХ в., осудив идею социально-­эконо­мического прогресса, обратился к циклической модели культур­ного развития. Издавал в Лондоне журналы «Полярная Звезда» и «Колокол». Основные произведения: «Письма из Франции и Италии», «С того берега», «Записки одного молодого человека», «Москва и Петербург», «Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Былое и думы».

Гёте, Иоганн Вольфганг (1749–1832) — великий немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, просветитель, участник движения «Буря и натиск». В сочинениях И.Гёте получили художествен­ное осмысление идеи Нового времени: свобода, творче­ство, смысл жизни и т.д. Мыслитель рассматривал всю природу и все живое как единое целое. В итоговом философском сочинении - трагедии «Фауст», И. Гёте сконцентрировал внимание на поисках смысла бытия, вечном стремлении человека постичь тайну мироздания, поставил вопрос о возможностях и пределах человеческого разума и духа. Основные произведения: стихотворные циклы «Римские элегии», «Западно-восточный диван», роман «Страдания молодого Вертера», «роман воспитания» «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», «Поэзия и правда», «Фауст».

Гессе, Герман (1877-1962) – немецкий писатель, поэт, критик, публицист. Лауреат Нобелевской премии 1946 г. в области литературы. Виднейший сторонник и выразитель игровой теории культуры. В центре романа «Игра в бисер» – метафора культуры как игры, идея перевоссозданиия культуры на основе достижений человечества. В творчестве Г. Гессе также нашли свое выражение интерес писателя к восточным религиям и попытки синтеза восточного и западного мышления. Основные произведения: сборники новелл «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути», роман «Гертруда», «Паломничество в Страну Востока», сборник «Из Индии», роман «Демиан», «Последнее лето Клингзора», повесть «Сиддхартха», роман «Степной волк», «Нарцисс и Гольдмунд», «Игра в бисер».

Гирц, (Герц) Клиффорд (р. 1926) - видный американский антрополог. Представитель «интерпретативной антропологии», которая впитала традиции герменевтики, социологии и аналитической философии. Предложил семиотическую концепцию культуры, согласно которой культура — символическая сеть, а человек — существо, запутавшееся в сотканной им же паутине символических значений. Познать эту «сеть» можно только на основе субъективной интерпретации значений. Главным для антрополога учёный считал полевое исследование этнографического материала — повседневных отношений, установок, символов, значений, которыми пользуются люди. Основная работа — «Интерпретация культур».

Гоббс, Томас (1588—1679), – английский философ, один из авторов теории общественного договора; автор значительных трудов по политологии, логике, теории государства и права; автор первых атеистических трудов, опровергавших догматику Священного писания. Развил идеи Ф. Бэкона. Т. Гоббс заложил основы современной семиотики, создав знаковую концепцию языка. Значительны заслуги философа и в теории культуры: Гоббс исследовал проблему генезиса культуры, выявил ряд закономерностей ее развития, раскрыл специфику социальных функций, которые выполняют различные элементы культуры, показал роль государства в становлении и развитии культуры, первым сформулировал и обосновал тезис о государстве как элементе культуры. Исследование государства, по мнению Т. Гоббса, является главной задачей философии, которая, в сущности, является наукой о мире искусственного, т.е. о культуре. Гоббс выделял три вида государства: монархия (тирания), демократия и аристократия (олигархия), соответствующие им три типа правления и три типа организации духовной жизни. Основные труды: «Основы философии», «Левиафан».

Гольбах, Поль (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии. Принимал участие в создании возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии». Разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, идею природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. В понимании человека учёный стоял на позициях эволюционизма, считал человека ступенью в развитии природы, подчиняющейся её объективным законам. Основные сочинения: «Естественная политика», «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного», «Разоблаченное христианство», «Карманное богословие», «Здравый смысл».

Гумбольдт, Вильгельм (1767–1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, друг И. В. Гете и Ф. Шиллера. Брат А. Гумбольдта, выдающегося естествоиспытателя, географа и путешественника. Автор трудов по истории язы­ков и культуры. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме» языка как выражении миросозерцания народа. Согласно Гумбольдту, всемирная история - результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания и действующей через творческие способности и усилия отдельных индивидов, обусловленные потребностями и природной необходимостью. Основные работы: «О пределах государственной деятельности»; «О мышлении и речи», «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие», «О задачах историка»; «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества».

Гумилёв, Лев Николаевич (1912—1992) – великий русский учёный, сын Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Автор известной теории этногенеза. Вслед за В.И. Вернадским, объясняет культурно-исторический процесс не только духовной природой человека, но и пока недостаточно изученными силами Земли и космического пространства. Считал, что история человечества есть история антропосферы, позднейшего и высокоорганизованного слоя биосферы. Главным действующим лицом антропосферы является «этнос» — общность людей, связанная не столько генетически, сколько чувством «мы», общей культурой, обусловленной общей историей, а также ландшафтом и территорией, на которой эта общность зародилась и развивалась. В результате «пассионарного взрыва» появляются большие группы сверхактивных людей — «пассионариев», устремляющихся к подвигам и свершениям, творящих историю и культуру. Эта внезапная активность объясняется притоком особого вида энергии — «энергии живого вещества», образующего биосф<



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 411;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.026 сек.