Объекты съемки и проблемы их воспроизведения. Понятие композиции


 

Объектами съемки часто являются участки местности в городах, селах; здания, помещения (при криминалистической, архитектурной, пейзажной съемке); человек, группа лиц (при портретной, репортажной, сигналетической съемке); спортсмены (при спортивной съемке); объекты живой природы (животные, птицы, насекомые); предметы неживой природы, представляющие научный и практический интерес: изделия из металла, стекла, древесины, монеты, медальоны, орудия труда (взлома), инструменты, следы и их слепки, и многое другое.

Предметы окружающего нас мира характеризуют световые, пространственные свойства, а также динамика движения.

Глаз человека хорошо различает яркостные и цветовые оттенки объектов. Совокупность линейных размеров – ширины, высоты, длины (глубины) воспринимается как объемность предмета, а его проекция на какую-либо плоскость – как форма. Попадающие в поле зрения объекты различаются и по величине. Их взаимное расположение в пространстве характеризуется как глубина пространства.

Начинающий фотограф уверен, что все элементы предмета будут зафиксированы фотоаппаратом точно в тех соотношениях, в каких они находятся и какими он их представляет. Но сколько разочарований ждет его при изготовлении снимков! Не один раз освещенная солнцем цветущая поляна (клумба) будет превращаться на снимке в невыразительное серое поле, а заполненная светом березовая роща – в ряд унылых вертикальных стволов, сливающихся в одной плоскости. При съемке спортивных состязаний, танцев красивые выразительные движения людей чаще превращаются на снимке в неестественные застывшие позы. Таким образом, при съемке появляется ряд проблем, связанных с воспроизведением объектов на изображении.

Большинство окружающих нас предметов трехмерны. Они имеют три измерения: ширину, высоту, длину или глубину. Воспринимать пространство трехмерным нам помогает стереоскопичность нашего зрения, поскольку предметы наблюдаются с двух точек, двумя глазами. В фотокамере трехмерный мир с его объемами и глубиной пространства проецируется на картинную плоскость (фотоматериал), имеющую лишь два измерения – ширину и высоту. Третья координата – длина предмета или глубина пространства на плоском снимке теряется. Поэтому при съемке необходимо создать иллюзию объемности предмета, глубины пространства, рельефа поверхности или фактуры объекта.

Любой объект съемки состоит из множества различных по величине деталей. Наблюдая за объектом, событием, мы за счет аккомодации зрения можем сконцентрировать внимание на отдельном, главном (сюжетно важном) элементе, исключить из сферы внимания второстепенные предметы, находящиеся ближе или дальше от интересующего нас участка.

Объектив же подробно рисует все, что попадает в поле его зрения. И если начинающий фотограф не умеет среди множества деталей выделить важное и интересное, то на снимке воспроизводится и главное, и второстепенное, необходимое и случайное. Следовательно, при съемке необходимы приемы, которые помогут фотографу концентрировать внимание (создать акцент) на главном.

Почти все жанры художественной фотографии насыщены движением. В движении находятся объекты репортажной и спортивной видов съемки; необходимо передать движение струящегося ручья, склонившейся под порывом ветра ветки, взлетающей или садящейся птицы; внутренней динамики полны архитектурные и портретные снимки.

Движение, как известно, развивается во времени. При съемке запечатлевается лишь краткий миг этого времени или элемент движения, так как время экспонирования составляет сотые и тысячные доли секунды. И по краткому мгновению зрителю приходится составлять представление о движении в целом. Это обязывает фотографа изыскивать способы построения динамичных изображений, на которых сохраняется иллюзия движения.

Таким образом, фотографическая съемка – дело совсем не простое. Создание художественного произведения в фотографии столь же сложно, как и в любом другом виде искусства. При этом предстоит компенсировать потери, о которых говорилось выше. Многое здесь решает точное и выразительное построение рисунка изображения, удаление из кадра всего лишнего и акцентирование внимания на главном, гармоничное размещение элементов объекта в пределах рамки кадра и многое другое.

Закономерности, по которым строится изображение на картинной плоскости, объединены в общее понятие композиции кадра.

Композиция (от лат. compositio – сочинение, составление, соединение) – продуманное построение изображения, соединение отдельных его частей в единое целое, завершенное и законченное художественное произведение.

Фотограф-художник отыскивает в окружающей обстановке прообраз его будущей картины. Найденный материал фиксируется на фотопленке не механически, а в определенной трактовке, зависящей от его мировоззрения, художественных взглядов. Знание основных принципов построения изображения помогает автору выразить на снимке свой замысел, сделать ясным и четким рисунок изображения, а содержание картины – понятным зрителю. Знание основных закономерностей построения изображения помогает специалисту-криминалисту получать документальные, правильные в художественном отношении снимки.

 



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 378;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.