Кондиционалистская концепция.
Акцентируется на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти факторы заметно влияют на потенциал активности сознания, на творческую активность личности. Вместе с тем, социально-практическая природа сознания со всей отчётливостью обнаруживается в современном обществе, в котором главной ценностью становится информация, которая объединяет людей в новое общественное целое.
Исторически и в ходе своего индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.
Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия – это размышление личности о самой себе. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия осуществляется через механизмы коммуникации с другими людьми и существующей культурой.
Возможность коммуникации реализуется с помощью языка. Язык по отношению к сознанию является объективно значимой системой отсчёта информации и воплощает в себе его внутренний механизм. Сущность языка выявляется в его двойной функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык – это система содержательных, значимых форм. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств, но и других людей, опыт которых он воспринял с помощью языка. Сознание и язык образуют единство, в котором определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно создаёт формы и диктует законы своего языкового бытия. Сознание отражает действительность, а язык обозначает её и выражает в мысли.
3.Термин «общественное сознание» характеризует как реальное сознание конкретного человека, так и идеальную модель общественного сознания.
В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.Также выделяются формы общественного сознания, к которым относятся: политика, правосознание, мораль, религия, искусство, наука, философия.
Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение её существенных связей и закономерностей и находит своё отражение в науке и других формах сознания. Общественная психологияформируется в процессе повседневной практической жизни людей. Но в общественной психологии как уровне общественного сознания доминирующим является не само знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Общественная психология с её эмоциональной окрашенностью играет очень важную роль в общественных движениях, побуждая людей к действию.
Идеология – сложное духовное образование, включающее в себя определённую теоретическую основу, вытекающие из неё программы действий и механизмы распространения идеологических установок в массах. В отличие от общественной психологии идеология создаётся политиками, идеологами, а её роль в обществе зависит от того, чьим социальным интересам она соответствует.
Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Выделяют четыре признака разграничения форм сознания. Во-первых,они отличаются друг от друга по предмету отражения. Политическое сознание отражает отношение между классами, нациями, государствами. В религиозном сознании реальная зависимость человека от земных сил принимает форму зависимости от сверхъестественных сил. Во-вторых,различаются по формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, теорий. Искусство – в виде художественных образов. Религия – в виде церковных догматов. В-третьих, различаются по особенностям своего развития. В науке осуществляется прогресс познания, для искусства важны эстетические критерии развития. В-четвёртых,различаются по выполняемым ими социальным функциям. Наука имеет функции познавательную и практическую. Искусство выполняет идеологическую и эстетическую функции.
Социальные функции характеризуют место и роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку все формы можно разделить на две группы. К первой относятся политика, право и мораль, выступающие как формы духовно-практического освоения социальной реальности. Ко второй группе относятся наука, искусство, философия, представляющие собой формы духовного и духовно-практического освоения всей окружающей действительности.Промежуточное звено занимает религия, которая предстаёт и как форма мировоззрения и как регулятор человеческих отношений.
Лекция 15
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1488;