Ландшафтные исследования степей во второй половине XX века физико-географическое районирование степной зоны и изучение проблем природопользования
Начало этого этапа связано с глубокими изменениями биологического и ландшафтного разнообразия степей Евразии, которые были вызваны экстенсивным земледелием и животноводством и «освоение целинных и залежных земель» (в 1954 — 1963 гг.) степной зоны Нижнего Поволжья, Южного Урала, Казахстана и Сибири. В этот период были почти полностью распаханы сухие степи азиатской части СССР. В 1960-е гг. окончательно сформировался современный вид степной зоны, где господствуют агроландшафты. Итогом проведённой компании по «освоению целины» и игнорирования научного опыта предыдущих периодов стали глубокие изменения экологического равновесия степных ландшафтов, резкое обеднение биологического и ландшафтного разнообразия. Последующие компании по «дораспашке склонов», развитию орошаемого земледелия, особенно на Прикаспийской низменности, привели к развитию очередного экологического кризиса (1963 — 1992 гг.) охватившего всю степную зону. Пик антропогенной нагрузки пришёлся на середину 1980-х гг.
Как реакция на углубляющийся экологический кризис происходит развитие природоохранного движения, направленного на создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и рациональное использование природных ресурсов. В 1970-е гг. учёные стали всё большое внимание уделять геоэкологическим проблемам.
Вопросы о воздействии человека на природу были поставлены В.В. Докучаевым и А.И. Воейковым ещё в конце XIX в. В XX в. делались многочисленные попытки классификации ландшафтов, в различной степени измененных (Л.С. Берг, Л.Г. Раменский, С.В. Калесник, В.С. Жекулин и др.). Одна из наиболее разработанных классификаций принадлежит А.Г. Исаченко (1980, 1991). Он выделяет: условно неизмененные, слабо измененные (вызывающие модификацию отдельных компонентов), сильно измененные (затронута структура ландшафтов), преобразованно-культурные (они обладают высокой производительностью и оптимальной экологической средой) ландшафты.
В 1970-е годы возникло новое научное направление в географии – антропогенное ландшафтоведение (Ф.Н. Мильков). Предметом его изучения является антропогенный ландшафт, под которым понимается природно-территориальный комплекс (ПТК), или геосистема любого ранга как заново созданный человеком, так и тот, в котором коренному изменению подвергся любой из компонентов. Термин «антропогенный ландшафт» нельзя признать удачным, так как «за кадром» остается природная составляющая, которая не перестает действовать и в антропогенном ландшафте. Ф.Н. Мильков предложил многочисленные классификации антропогенных ландшафтов (по характеру использования, по генезису, по глубине воздействия, по целенаправленности возникновения, длительности существования, хозяйственной ценности). Однако во всех этих классификациях речь идет, по-существу, не о ПТК, а о хозяйственных угодьях или видах использования земель (лес, пашня, дороги и т. д.). Ф.Н. Мильков внес огромный вклад в изучение ландшафтов лесостепной зоны Русской равнины и развитие физической географии в целом в 1950 — 1990 -е гг. (Мамай, 2005).
В.А. Николаев, который на протяжении многих лет проводит исследования ландшафтов сухих степей и полупустынь Прикаспийской низменности и ландшафтов азиатских степей предпочитает говорить не об антропогенных, а о природно-антропогенных ландшафтах. Изучая такие ландшафты, он старается учитывать морфологическую структуру геосистем. Им много сделано в познании характера изменения естественных геосистем под различным, особенно сельскохозяйственным воздействием.
Большой вклад в изучение степных экосистем в первую очередь сибирских и центральноазиатских внёс В.Г. Мордкович. Он рассматривал их происхождение, эволюцию. Так же им было рассмотрено их тесное взаимодействие и влияние друг на друга.
В 1970 — 1980-е гг. большое внимание многими учёными уделялось изучению биологическойпроодуктивностьстепныхэкосистем, восстановительным сукцессиям, географическимзакономерностями экологическим особенностям растительности степей Сибири, Забайкалья и ЦЧО (В.А. Снытко, Н. И. Базилевич, А.А. Титлянова, Т.И. Казанцева, Н.И. А.А. Тишков и др.)
В этот период Б.В. Сочавой были разработаны классификации растительности и биоценозов, а также учение о геосистемах.
В работах ландшафтоведов в 1970 — 1980-е гг. (Исаченко, 1971, 1980; «Топология степных геосистем» (1970) и др.) большое внимание уделяется вопросам динамики и взаимоотношений компонентов степных ландшафтов, экологической оптимизации изменённых и нарушенных геосистем. Значительное внимание уделяется методам комплексных исследований в целях рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
В разных степных регионах начинают создаваться сети ООПТ. И среди специалистов (географов, биологов и др.) и среди любителей природы заметно усиливается интерес к уникальным природным объектам и комплексам, их состоянию и охране. Первоначально процесс выявления памятников природы, в значительной мере, проходил стихийно, в основном благодаря местным энтузиастам Всесоюзного общества охраны природы. В 1980-е гг. появляются научно обоснованные проекты по сохранению и восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия степей Евразии. Например, система ООПТ Оренбургской области, созданная Оренбургской лабораторией ландшафтной экологии и заповедного дела УрО АН СССР (в настоящее время — Институт степи РАН), а также проект «Зелёная книга» (Чибилёв, 1983), как единый и полный кадастр существующих и перспективны ООПТ всех рангов и видов. (Геоэкологические проблемы степного региона, 2005). В 1989 г. был организован первый в России степной государственный заповедник «Оренбургский». Обоснование структуры и проектирование заповедника выполнены Оренбургской лабораторией ландшафтной экологии и заповедного дела УрО АН СССР.
В целом рассмотренные исследования Ф.Н. Милькова, В.А. Николаева, А.Г. Исаченко, В.Г. Мордковича, В.Б. Сочавы, А.А. Чибилёва, В.А. Снытко и др. внеслифундаментальный вклад в изучение природных режимов степей, структуры, динамики и развития ландшафтов, а также в разработку методики составления геоэкологических прогнозов.
Современный период (начало 1990-х гг. - настоящее время). Разработка стратегии сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, оптимизации степного природопользования.
Начало современного периода ландшафтно-экологических исследований совпадает с глубоким государственным экономическим кризисом и проведением земельной реформы.
С принятием в 1995 г. Федерального закона об особо охраняемых природных территориях работа по созданию природных парков получила правовую основу. В этот период для выявления уникальных и зональных природных геосистем, перспективных для организации особо охраняемых природных территорий (ООПТ), широко начинают использоваться не только экспедиционные методы исследования, но и наиболее современные методы, такие, как дешифрирование аэрокосмических снимков и ГИС.
Приоритетным направлением исследований степной зоны в 1990 - 2000-х гг. являются разработка стратегии сохранения и восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, оптимизации степного природопользования. В 1995 г. был создан государственный заповедник «Ростовский», где охраняются эталонные участки типчаково-ковыльных степей с участками солончаков и солонцов. Положительный опыт реализации региональной стратегии сохранения ландшафтного и биологического разнообразия степей накоплен в Оренбургской, Волгоградской, Самарской, Саратовской областях, в Бурятии, Калмыкии, на Алтае. Однако, его распространение сдерживается недостаточным информационным обменом.
Фундаментальный вклад в разработку стратегии сохраненияи восстановления ландшафтного и биологического разнообразия, оптимизации степного природопользования внесёнА. А. Чибилёвым организатором и директором Институт степи УрО РАН, автором многих работ посвященных степеведению. Он также является организатором первого в России степного заповедника кластерного типа «Оренбургский» и одним из основоположников Оренбургской ландшафтной степеведческой школы. По его инициативе в г. Оренбурге в Институте степи УрО РАН, который координирует деятельность учёных России и стран СНГ по изучению степей Северной Евразии и их современных геоэкологических проблем, раз в три года проводятся Международные симпозиумы «Степи Северной Евразии».
Несмотря на все экономические и кадровые трудности 1990 - 2000-х гг., большая работа по изучению современного состояния природной среды, выявлению новых ООПТ и созданию на них научных обоснований в Волгоградской области. Впервые территории наиболее перспективные для организации крупных высокого ранга ООПТ были выявлены автором при проведении ландшафтного районирования и анализа современного состояния региональных геосистем Волгоградской области в середине 1990-х гг. (Рябинина, 1997). В результате проведённых исследований были выявлены достаточно крупные территории с наименее изменёнными геосистемами, отличающимися высокой репрезентативностью, которые были рекомендованы в качестве основных ядер формирующейся сети ООПТ, частьиз них сталаприродными парками. В последующие годы автор принимала активное участие в подготовке документации по созданию природных парков «Донской», «Цимлянский»,«Нижне-Хопёрский» и пр.Итог этой многолетней работы был опубликован в коллективной монографии «Особо охраняемые природные территории Волгоградской области» (2006).
В наше время существуют научные центры, которые сложились в различных регионах России и занимаются разработкой приоритетных направлений по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия степей, по восстановлению степных участков измененных антропогенной деятельностью. Такие центры расположены в Москве, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Курске, Новосибирске, Оренбурге, Пензе, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Саратове, Ставрополе, Томске, Уфе. А так же за пределами России на Украине – Киев, Харьков, Херсон, в Казахстане – Алмата, Астана, Уральск.
Также в ряде центров сформировались новые современные научные школы степеведов, во главе с ведущими учеными : Москва – В.А. Николаев, А.А. Тишков, Б.И. Кочуров; Санкт-Петербург – Н.И. Бобровская, Ю.М. Мирошниченко, Н.И. Сафронова, Т.И. Казанцева; Оренбург – А.А. Чибилёв; Воронеж – В.Б. Михно, О.П. Негров; Екатеринбург – П.Л. Горчаковский; Иркутск – В.А. Снытко; Новосибирск – В.Г. Мордкович, А.А. Титлянова; Самара – А.П. Виноградов, А.В. Елизаров, Т.И. Плаксина; Ставрополь – Д.С. Дзыбов; Уфа – Б.М. Миркин, Е.В. Кучеров и др.
Вопросы для самоконтроля
- Какие периоды можно выделить в развитии представлений о степях и степных ландшафтах?
- Когда начинаются научные исследования степных ландшафтов?
3. Какие фундаментальные географические законы и понятия были сформулированы В.В. Докучаевым в работах «Русский чернозём» и «Наши степи прежде и теперь»?
4. Какие причины возникновения геоэкологического кризиса в степях Европейской России выявил В.В. Докучаев?
5. Охватывал ли геоэкологический кризис всю степную зону Европейской России?
6. Какие из предложений В.В. Докучаева по «разумному» природопользованию не утратили актуальность?
7. Что по мнению В.В. Докучаева необходимо для преодоления геоэкологического кризиса в степях?
8. Какими особенностями характеризуется современный период исследования степей?
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 525;