Сайго Сиро, «гений» дзю-до
Его в возрасте 9 лет взял на воспитание выдающийся мастер боевых искусств Сайго Таномо-Чи-камаса, глава клана Айдзу и школы ацки-дзюцу Дайто-рю (стиль Осикиучи). У Сайго Таномо не было сына, пэтому он надеялся вырастить из этого мальчика своего преемника, продолжателя традиций школы. Он даже дал ему свою фамилию. Под руководством мастера Таномо, юный Сиро освоил ряд приемов, которые впоследствии принесли ему и Кодокану всеобщее признание.
Однако в возрасте 13 лет Сиро покинул приемного отца, и поступил в школу дзюгдзюцу Тэнсин-Синъё-рю, где его и заметил спустя два года Кано Дзигоро. Еще через год Сиро уладил конфликт с мастером Сайго Таномо (в чем была суть трений между ними, осталось неизвестным) и даже женился на его дочери (все-таки, рано тогда взрослели: в 15 – 16 лет женились, получали «мэнкё-кай-дэн», становились знаменитыми бойцами!). У Сайго Сиро были исключительные природные способности и огромная физическая сила. В его лице Кано нашел идеального бойца для победы над врагами и конкурентами.
В поединках с представителями различных школ дзю-дзюцу Сайго побеждал противников с помощью броска из школы Дайто-Рю, называемого яма-араси («горный вихрь»), который стали отождествлять с его именем. Больше никто из его поколения не смог овладеть этой техникой, сочетающей бросок и замок кисти. Она была настолько сильной, что большинство противников некоторое время после броска не могли встать на ноги.
Кано Дзигоро весьма умно, хотя и не вполне честно, использовал мастера техники Дайто-Рю, чтобы показать превосходство своей системы дзюдо. Большинство приемов, с помощью которых Сайго побеждал своих противников, не изучались в школе Кано. Фактически большинство замков кисти, ударов руками и ногами и подсечек не вошли в новое искусство, поскольку считалось, что они слишком опасны и могут вызвать травмы у занимающихся в новой школе Дзюдо. К 1905 г. система Кодокан включала около 150 так называемых «приемов», в то время как в Дайто-Рю число видов техники (или Вадза) превышало 2000. Кроме того, в школе Кодокан были введены правила соревнований, которые хотя и уменьшили число травм, но ускорили деградацию дзюдо от уровня боевого искусства (Бу-Дзюцу) до уровня спорта и спектакля на публику.
Успех школы Кодокан был настолько велик, особенно после публикации романа по материалам из жизни Сайго Сиро, что привлек внимание иностранцев. К 1905 г. вышло несколько книг на английском языке, посвященных системе «Дзю-Дзюцу мистера Кано», как она еще называлась. Официальной линией Кодокана было утверждение неэффективности старых стилей дзю-дзюцу по сравнению с новым методом Кано. Публично утверждалось, что «японцы, изучавшие старые и сейчас бесполезные системы, обнаружили, что они вынуждены забыть свои полученные трудом знания и начать изучать все сначала по более научной системе Кано. Обладатель первого дана по старым школам оказывается беспомощным перед прилежным рядовым учеником Кано». Конечно, не говорилось, что этому представителю старой школы должно быть запрещено использование оружия и применение ряда наиболее эффективных приемов – таких, как удары руками и ногами, замки кисти и воздействие на болевые точки. Но даже в таком случае результат соревнования было бы несложно предсказать.
Если стиль Кано был столь совершенным, зачем же он тогда использовал одного из наиболее талантливых мастеров Дайто-Рю айки-дзюцу того времени для укрепления престижа своей школы? Кано знал, что большинство старых школ дзю-дзюцу не нарушит традиции й, не начнет свободно учить своим системам первого встречного, поэтому он мог уверенно и спокойно бросать им вызов, зная, что лишь немногие его примут, а тем, кто решится, придется столкнуться с техникой Дайто-Рю в исполнении Сайго Сиро.
Все же было бы неправильно слишком критически относиться к Кано, поскольку он достиг больших успехов в области воспитания молодежи и, несмотря ни на что добился признания своей унифицированной и высокоорганизованной школы дзюдо как основы стандартной системы физической подготовки в японской школе, полиции и армии. В то время дзюдо включало небольшое число приемов, которые были малоэффективны в единоборстве, то есть могли эффективно применятся только если нападающий был безоружен, неподготовлен и одет так, чтобы «дзюдока» мог захватить его за одежду для выполнения приемов дзюдо. Возможность эффективного использования этой техники против вооруженного и хорошо подготовленного самурая была невелика.
Но самого Кано мало волновало то, что у его стиля было много ограничений и то, что он был несравним с существовавшими тогда школами исключительно эффективного в поединках дзю-дзюцу. Он решал другую задачу.
Случилось так, что в 1891 году Сайго Сиро оставил ряды школы Кодокан и переехал в Южную Японию, где работал репортером. (Он получил девятый дан по Кюдо, японскому виду стрельбы из лука, и умер 23 декабря 1922 г. в возрасте 54 лет). Одним из объяснений может быть то, что давление, оказываемое нуждающимися в его услугах школами Кодокан и Дайто-Рю было настолько велико, что он решил уйти из них обеих. Другое же, более вероятное объяснение связано с фактом столкновения Сиро и еще нескольких мастеров дзю-до с борцами сумо во время отъезда Кано в Европу, когда Сиро выполнял его обязанности. Для наведения порядка и восстановления мира была вызвана полиция. Несколько полицейских офицеров, пробовавших вступить в переговоры, были сброшены группой Сайго Сиро в реку. Поскольку профессор Кано стал главой полицейской школы дзюдо, это могло иметь самые серьезные последствия. Поэтому чтобы избежать их, а также избавить профессора Кано от неприятностей, Сайго покинул его.
С отъездом Сайго Сиро из Кодокана оборвалась связь этой школы с истинно боевыми искусствами. С этого времени дзюдо в основном утратило свою жизненность. В последующие годы оно все больше и больше превращалось в спорт, хотя его основатель никогда к этому не стремился, а «жесткое» дзю-до сохранилось в армии и полиции. Вторая мировая война знаменует его превращение из полуэффективного метода борьбы просто в спорт, практически не эффективный в реальном поединке, в котором решающими факторами для победы стали грубая сила и хитрости в пределах правил соревнований.
Кроме самого Кано Дзигоро и Сайго Сиро, наибольшую известность получили еще два деятеля дзю-до: Мифунэ Кюдзо (1883 – 1965), обладатель 10-го дана (с 1945 года), прозванный непобедимым. Его ученик, голландец Антон Геессинк стал в 1961 году первым не японцем – чемпионом мира по дзюдо. Второй – это Кавайси Микиносу-кэ (1899 – 1969), работавший тренером в Англии и Франции с 1933 года. Его заслуженно считают «отцом» европейского дзюдо, так как почти все «чёрные пояса» (обладатели степени «дан») европейцы – дзюдоисты до 1947 года были его учениками.
Техника дзю-до
Техника классического дзю-до подразделяется на следующие разделы:
1) Расшатывания (кудзуси), т.е. подготовка к проведению основного приема; 2) Броски (нагэ-вадза) из положений стоя (тати-вадза) и лежа (сутэми-вадза). Стоя – с преимущественным использованием рук (тэ-вадза), бедер (коси-вадза) или ног (аси-вадза). Лежа из положений на спине (масутэми-вадза) и на боку (ёкосутэми-вадза).
3) Захваты (катамэ-вадза) трех видов: с удержанием (осаэ-вадза), удушающие (симэ-вадза) и болевые замки (кансэцу-вадза).
4) Удары (атэ-вадза) руками (удэ-вадза) и ногами (аси-атэ).
5) Владение ножом, палкой, большим самурайским мечом; ныне этот раздел практически забыт, так как после 1945 года он больше не изучался, ни в школе, ни в полиции, ни в силах самообороны (как называют японскую армию).
6) Приемы реанимации (каппо-дзюцу) путем нажатий на определенные точки человеческого тела.
7) Ката, или комплексы формальных упражнений, объединяющие базовую технику классического дзю-до. Этих ката, знание которых для обучающихся в Ко-докане строго обязательно и поныне, всего девять:
1. Комплекс мягкости (дзю-но ката)
2. Старинный комплекс (косики-но ката)
3. Комплекс «пяти стихий» (ицуцу-но ката)
4. Комплекс принципа наиболее результативного приложения силы (сэйроку дзэнъё кокумин-тайику-но ката)
5. Комплекс свободного спарринга (рандори-но ката)
6. Комплекс боевых приемов (синкэн-сёбу-но ката), т.е. ударов
7. Комплекс самозащиты Кодокана (кодо-кан госин-дзюцу-но ката)
8. Комплекс самозащиты для мужчин (иппон-ё госин-но ката)
9. Комплекс самозащиты для женщин (фудзёси-ё го-син-но ката) Именно в ката Кано Дзигоро видел образец гармоничного развития жизненных процессов, направленного на достижение взаимного благоденствия.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2505;