Григорианский хорал.
Западноевропейская хоровая музыка XIV – XV веков
Характер хоровой музыки западноевропейского средневековья обусловлен следующими явлениями и процессами:
1. Существование и передвижение в Западной Европе множества племен и народов, находящихся на различных ступенях исторического развития, множественность укладов и политических строев в различных частях Европы и, при этом, настойчивое и последовательное стремление католической церкви к объединению многоликого мира не только идеологией, но и общими принципами музыкальной культуры.
2. Неизбежная двойственность музыкальной культуры на протяжении всей эпохи средневековья: церковное искусство неизменно противопоставляло свои каноны многообразию народной музыки и одновременно было вынуждено идти на компромисс – уступать вторжению местных народных музыкальных элементов в свои канонизированные формы.
Итак, характер средневековой культуры определялся зависимостью от христианской церкви, т.е. отрицались все ценности земной жизни ради воздаяния после смерти, во всем проповедовался аскетизм.
Григорианский хорал.
На протяжении II-VI вв. идет процесс формирования церковной музыки.
Музыкальный язык этого периода опирался на приемы псалмодии, как особого рода речитации с мелодическими вступлениями и заключениями (истоки из ритуального древнеиудейского пения) и приемы мелизматического склада ряда песнопений, например, широко распетых аллилуй (истоки из коренных мелизматических традиций в музыки Сирии, Армении, Египта).
Трехвековая деятельность римских певцов при участии духовенства разрешилась результатом – церковные напевы, отобранные, канонизированные, распределенные в пределах церковного года, составили официальный свод – антифонарий. Входящие в него хоровые мелодии получили название григорианского хорала и стали основой богослужения католической церкви с конца VI века.
Термин «Григорианский хорал» происходит от имени Григория I Великого (папа Римский в 590-604 гг), которому средневековая традиция приписывала авторство большинства песнопений римской литургии. [с. 150 Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.: ил.]
Исполнялся григорианский хорал мужскими голосами в унисон на различные церковные тексты, в том числе и прозаические. Языковой основой хорала являлась латынь, однако некоторые песнопения исполнялись на греческом языке, а в некоторых восточно-европейских странах (Хорватии и Чехии) допускалось исполнение и на церковнославянском языке. Тестами служили библейские строки.
Григорианское пение монодийно, хотя, в дальнейшем григорианский хорал становится основой ранних форм многоголосия (органума, дисканта). Ладово-интонационная основа григорианского хорала – 8 модусов, называемых также церковными ладами. Ритмика хорала основана на нерегулярном чередовании длинных и кратких длительностей.
Григорианский хорал записывался при помощи безлинейной невменной нотации, на основе которой, в XII в. возникла линейная квадратная нотация. Появление нового способа записи отразило ряд изменений, происшедших в григорианском хорале – диатонизацию мелоса, сведение ритмики к последованию равных длительностей (т.н. cantus planus – ровное пение). В этом виде григорианский хорал сохранился в эпоху Возрождения, барокко и в XVIII- XIX вв. и послужил тематической и конструктивной основой многоголосной хоровой музыки.
В эпоху средневековья происходит становление и развитие хорового многоголосия от раннего двухголосия до вершин полифонии готического стиля (эпоха Перотина XIII в.) и ars nova XIV в.
На протяжении 6 веков хоровое многоголосие формировалось параллельно с гармонией и ритмикой, стабилизация ритма привела к следующим результатам:
1) формирование определенного ритмоинтонационного материала мелодических линий;
2) организация вертикали;
3) установление складов многоголосия;
4) развитие определенных техник письма;
5) зарождение соответствующих принципов организации музыкальной формы.
Жанры хоровой музыки эпохи средневековья:
Монодийные:
• Псалмы
• Секвенции
• Гимны – песнопение-посвящение божеству или герою
Многоголосные:
• Органум
• Кондукт
• Клаузула
• Мотет
• Месса
Лекция 1. Часть 2.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 4633;