ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО КОМПОНЕНТЫ.
- Общее представление об информационном процессе (ИП).
- Адресант и кодирование ИНФ-и.
- Декодирование ИНФ-и.
- Реакция адресата.
- Канал.
- Компоненты ИП и функции (ф-и) языка.
1) Общее представление об ИП. Под ИП понимают процесс передачи ИНФ-и от человека к человеку. Из определения видно, что этот процесс не сводится только к получению ИНФ-и из внешней среды, но предполагает и получение и отправление ИНФ-и.
Чем слышней удары грома и заключает, что на улице гроза (получение ИНФ-и). Пришедший с улицы приходит и говорит, что там гроза (получение и отправление).
Процесс получения ИНФ-и отличается от обыкновенного энергетического воздействия тем, что получатель интерпретирует поступившие сигналы (истолковывает гром как признак или знак грозы).
Внешний шум, который никак не истолковывается, соответственно не несет ИНФ-и. таким же образом двусторонний процесс получения и отправления ИНФ-и предполагает как декодирование (получении)е, так и кодирование (отправление)ИНФ-и, а это значит, что должен существовать и существует некий код, понятный и отправителю, и получателю сообщений. Таким кодом является язык (именно с помощью него ч-к рассказывает нам).
Несущественно, пользовался ли ч-к звуковым языком или языком жестов, т.е. не важно, как выразил, главное, чтобы его поняли.
Понимание может быть ускорено видом ч-ка, к-й пришел (промокшая одежда). Это означает, что к ИП прибавил процесс получения незакодированной ИНФ-и из внешней среды, к-й будет выступать в роли контекста к ИП.
НА основе общепонятного кода строится сообщение, состоящее из определенных мат.сиганлов. она движутся от источника сообщения к приемнику по мат. среде, к-я в информатике называется каналом.
Таким образом, в ИП выделяют 5 обязательных компонентов: (1) – отправитель (сообщает, адресант; кодирует ИНФ-ю); (2) – получатель (адресат; декодирует ИНФ-ю); (3) – код; (4) – канал; (5) – само сообщение.
Понятие ИП представляет собой безусловное обобщение речевого взаимодействия, речевые коммуникации. Гомеостаз – обобщение ч-ка говорящего и слушающего. Код – обобщение чел-го языка.
2) Адресант и кодирование ИНФ-и. Для того, чтобы адресант начал передавать ИНФ-ю, у нас должна быть причина. В психологии такая причина называется мотив. Мотив вызывает определенные намерения, которые называются интенциями – стратегическое намерение. Эта категория важна для филолога. Именно благодаря ей сообщение может связываться не только с действительностью (эта связь называется локацией). Благодаря интенции сообщение может связываться с целью информации (эта иллокация - целевое назначение). Именно соотношение сообщения с действительностью ставит вопрос о его истинности или ложности. А связь с целью говорящего ставит вопрос о добросовестности или искренности говорящего. Это особенно актуально в риторике.
Категория интенция важна и для понятия худ.литературы: она спос. раим-ю побуждений автора, его желание выразить себя в каком-либо жанре: то ли это желание соперничества и т.п. Эти не рессем. в категориях традиционной эстетики и часто выпадал из поля зрения.
Эмоционально – волевые побуждения гомеостаза превращаются в сообщения, т.е. обретают мат.форму, которая затем распространяется через мат.среду. Риторика – наиболее древняя наука о порождении речи. Выделяют 5 осн.ступеней этого процесса – превращения эмоц.-вол.побуждений в кодированные сообщения: (1) – “изображение” мыслей – формирование смысла; (2) – “расположение мыслей” – организация сформированных смыслов в определенную последовательность; (3) - выражение мыслей; (4) – запоминание (развернутый монолог); (5) – демонстрация (озвучивание, произношение). 1, 2, 3 – кодирование ИНФ-и.
Теория литературы, во многом опирающейся на достижения риторики, в свою очередь выделяет определенные уровни формы: (1) – предметная изобр-ть - внутр.мир худ.произведения; (2) – композиция – расположение частей текста; (3) – речь, в которой этот внутр.мир закодирован.
Т.о. отмечается последовательное формирование плана содержания и плана выражения. В плане содержания сначала формируются смыслы, связанные с инд.опытом ч-ка и не ориентируемые на системные связи языка, затем формируются знания, которые образуют сложившуюся в рез-те многих обобщений сеть, которым соответствуют определенные единицы плана выражения. На каждом этапе формирования и кодирования ИНФ-и адресант имеет дело с двумя операциями: (1) – селекция (т.е. выбор единиц; уровень парадигматики, верт.св.); (2) – комбинация (т.е. организация этих частей в последовательность; синтагматика, горизонт.отношения). В этом не только различие изобрет. и расположения мыслей, предметной изобр-ти и композиции, но и акт выбора единицы плана выражения и сочетания ее с другой единицей. Болезненные отклонения в механизме порождения речи – афазия. Они связаны либо в нарушением селекции, либо с нарушением комбинации. в первом случае имеет место затруднение в начале реч.акта, во втором случае ч-к не в состоянии развернуть мысль в цепочку. Процесс кодирования ИНФ-и адресантом не связан автоматически с производством мат.знаков: звуки, буквы, тексты. Но очень интересный феномен –внутр.речь (одна из фаз порождения высказывания), внутр.проговаривание.
3) Декодирование ИНФ-и. Реакция адресата. С точки зрения получателя ИНФ-и не столь важно, не столь существенно, интерпретировал ли он ИНФ-ю, просто поступившую из внешней среды или декодировал ИНФ-ю, к-я была предварительно закодирована другим ч-ком. Одного полного тождества между простой интерпретацией и декодированием нет. Наличие во внешней среде другого ч-ка, другого гомеостаза с аналогичным внутр., т.е. идеальным содержанием, делает процесс ДКД качественно отличным от обычной интерпретации. Более того КД, возникшее в рез-ту многих общений, сосредотачивает (аккумулирует) и фиксирует в сообщении огр.V ИНФ-и, полезной и необходимой гомеостазу и для взаимодействия со средой и для внутр.организации.
Процесс ДКД речи начин-ся с восприятия единиц плана выражения и образование ими плана содержания, который складывается в смысл полученного сообщения. При этом важная роль принадлежит вероятностному прогнозированию, основанному на вероятных оценках, которые складываются в рез-те неоднократных прошлых оценок (общения). Эти оценки касаются и выбора ед-ц, и их сочетаемости. Процесс ДКД ИНФ-и и процесс ее усвоения предполагает реакцию. Реакция не всегда бывает мгновенной и не обязательно выливается в физ.действие. Однако сущ-ют сообщения, требующие мгновенной реакции, предотвращающ.опасности. ИНФ-я, не порождающая никакой реакции (ни непосредственной, ни опосредованной, ни физ., ни интеллектуальной, ни правовой, ни какой), признается бесполезной. Для оценки полезности ИНФ-и используется понятие прагматичность. В быту прагматичностью называется практическая целесообразность. В семиотике прагматикой называется аспекты отношения пользователя к знакам. Прагматической ИНФ-ей наз-ют ту ИНФ-ю, к-я снимает неопределенность выбора, стоящего перед адресатом (расписание занятий, поездов).
4) Код и сообщение. Гарантией адекватного ИНФ-о процесса выступает общий для говорящего и слушающего код. Код – это S знаков, с помощью которой передается ИНФ-я. Применительно к речи кодом является язык, знаком – языковой знак. В качестве паралингвистического средства в речи используется мимика и жест, к-е выступают в качестве контекста. Пример знаковых S – S дородных знаков, S карт и шахматных фигур, специфический процесс. Знакомыми S занимается семиотика. Из знаком строится сообщение, к-е может связываться с действительностью (локация), с целями адресанта (иллокация), с реакцией адресата (перлокация). Главная ф-я знака – заменить нечто, представить. Знак “дождь” заменяет само явл-е. именно благодаря этому св-ву знаков ИНФ-я в сообщении соотносится с действительностью.
Роман Якобсон “Русский глагол и гл.категории” в книге “Принципы типологического анализа языков различного строя” (М., 72г.).
Сообщение и код способны выполнить двоякую ф-ю, выступая в качестве орудия речевой коммуникации и в то же вр.объекта речи. В связи с этим Якобсон говорит, что сод-е сообщения может относиться к коду, но может относится к другому сообщению, с другой стороны значение кода, элементов кода может содержать ссылку на код или на сообщение. 4 осн.случая – двойная ориентация. Сообщение, направленное на код – подобная ситуация в логике называется автопимической речью (или автономной, или метаязыком). (1) – щенок скулит (речь идет о событии в реальности, связь с действительностью.); (2) – щенок значит молодая собака (аппелируем к значению слова, связь с реальной действительностью – переходный случай); (3) – щенок имя сущ.м.р. (связь с языковой действительностью, трактовка слова, не имеющая никакой связи с реальностью, автономная речь; особенно в научном стиле – метаязыковой аспект). Предметом сообщения может быть сам код, который представляет не реальную действительность, а языковую или кодовую реальность.
Связан с еще одним компонентом, который не обязателен, но играет большую роль. Метанаблюдателем принято называть некий третий гомеостаз, присутствующий при ИНФ-м процессе: ученый – лингвист (т.к. речь не адресована непосредственно к нему). Речь для метанаблюдателя выступает как автономная. Любой участник коммуникац.акта может начать выступать в роли метанаблюдателя при одном очень важном условии: перестать говорить о предметах, явлениях, событиях, составляющих компонентах, а начать говорить о словах. Мотивом подобного действия явл-ся прежде всего затруднение при КД или ДКД ИНФ-и, т.е. когда нужно уточнить знач-е того или иного слова.
5) Канал. Каналом обычно наз-ют мат.среду, по к-й передается ИНФ-я (тел.кабель). Характеризуется шумами или помехами, к-е не только не несут ИНФ-ю, но затрудняют ИНФ-й процесс (треск в тел.трубке). Помехи канала, связанные не с ИНФ-й, ведет к энтропии. Вопрос защиты от помех явл-ся сегодня приоритетным и проблема эта не чисто инженерная, т.к. защита ИНФ-и нач-ся прежде всего с самого кода, к-й обладает для этого опр-ми механизмами, речь идет о надежности кода, к-й позволяет ему ф-ть в усл-ях разл-х помех. Применительно к речевому общению канал можно разделить на внешний и внутренний. Под внешним понимается мат.среду, разделяющая адресата и адресанта. Может быть многоступенчатым. Внутренний заключен в самом адресанте (органы артиукляции). У адресата органы слуха и зрения. Каждый канал характеризуется шумами или помехами как внутренними (плохая дикция, зрение), так и внешними (плохое кач-во бумаги). В передачи ИНФ-и ч-ка ч-ку участвует восприятие, т.е. перцепция. В ряде случаев внутр.каналом являются те или иные органы чувств. Следовательно, накал, по к-му ИНФ-я попадает в гомеостаз, наз-ся перцептивным. Канал, по к-му один гомеостаз передает ИНФ-ю другому ч-ку, наз-ся лингвистическим, т.к. в кач-ве кода у ч-ка выступает язык. ИНФ-я, накопленная в ходе эволюционного филогенеза, передается по генетическому каналу.
6) Компоненты ИНФ-го процесса и ф-и языка. Выделялись первоначально 3 ф-и: (1) – ф-я выражения (связана с адресантом); (2) – воздействующая (связана с адресатом); (3) – связана с предметом речи. Роман Якобсон дополняет эту S исходя из перечисленных компонентов этого процесса. Он выделяет: (1) – эмотивную ф-ю (связана с адресантом), ф-я самовыражения (связана с желанием адресанта высказаться, выразить свой внутр.мир средствами языка Наделяет речь таким кач-вом как эмоциональность, делает речь выразительной, четко расставляет смысловые акценты, актуализирует смыслы); (2) – конативная (ф-я усвоения в связи с адресатом. Опирается на такое кач-во речи как ясность, повышенная изобр-ть, наглядность) ; (3) – реферативная ф-я (связана с предметом речи. Очень важная ф-я, именно благодаря ей сообщение связывается, соотн-ся с действительностью, называет и обозначает действительность); (4) – фатическая ф-я (установление контактов связи с каналом. Состоит в проверке канала и проявляется в опр-х репликах “алло”); (5) – метаязыковая ф-я (в связи с кодом. Благодаря ей сообщение может концентрироваться на коде. Связана с автонимической речью); (6) – поэтическая (в связи с сообщением. Связана с красотой речи, сосредотачивает внимание не на предмете речи, а не речи как таковой, на единстве, гармонии сочетания формы и сод-я).
ЯЗЫК КАК КОД.
- Структура языкового знака.
- Типы языкового знака.
- Структура яз.знака и виды ИНФ-и.
1) Структура языкового знака. ЯЗ – осн.ед-ца языка. 3 осн.направления. В S совр.языкознания существует мнение, к-е отрицает знаковость слова. Она трактовали знаковую теорию как идеалистическую. Постепенно нач-ют выделяться значимые признаки: (1) – звуковая оболочка (Панфилов, Солнцев, Ломтев). Галкина – Федорук: знаком можно назвать звуковой корпус слова, а не понятие. В значении слова нет знака. Однако изъять знач-е из характеристики знака значит изъять сущность из нее, т.к. звук, лишенный значения, вообще не явл-ся знаком. Понятие возникат с голове ч-ка много раньше, чем звуковой комплекс. Мономалотеральная теория – т.е. однострононная, выделяет только мат.оболочку. (2) – представляет другую точку зрения, рассматривает слово как знак в целом. Знач-е при этом не определяется относительно знака, а рассматривается как атрибут знака. Подобную точку зрения высказывал Донелл, Фердинант де Соссюр, Чейс и др. Считается, что еще от Аристотеля бытует следующее высказывание: “Слова, выраженные звуками, суть символы представлений в душе”. В дальнейшем такое понятие становится трад-м представлением о двустрононней сущности знака. Солюр определил язык как S знаков, в к-й единственно существенным явл-ся соед-е смысла и звук.образа. Знак представляется как билатеральная сущность. Солюр отмечается, что обе стороны звук.знака психичны, и связываются в нашем мозгу ассоциативной связью, т.к. яз.знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Следовательно, акустический образ явл-ся не мат.звучанием, а лишь психическим отпечатком этого звучания. Акустический образ имеет чувственную природу. Психологический хар-р обнаруживается при наблюдении за реч.практикой внутренним проговариванием. Соссюр говорит, что знак – это двустороння психическая сущность. Акустический образ/понятие. Вводит 2 термина: (1) - означающие или (2) – означаемое.
Яз.знак обладает 2-мя осн.ф-ми. Два принципа: (1) - произвольность знака (связь, к-я существует между означающим и означаемым, произвольна. Может возникать в рез-те разнообразных ассоциаций. Означаемое в разных языках означается по-разному. Всякий принятый в об-ве способ выражения основывается прежде всего на коллективной привычке или согласии. Ч-к один не может внести изм-я в язык или знак, уже принятый ранее. Существует выражение “Звукоподражательный междометия и слова”); (2) – линейный характер означающего – знака (слова развертываются во времени и пространстве в определенной последовательности. В наст.время наиболее актуальной явл-ся концепция яз.знака, представленная В.Фреге и в дальнейшем описанная в работе Ю.Степанова (+ см.треугольник: 1а – звуковая (графическая) оболочка слова – означающее, 2а – денотат, представление наглядно – образное об обозначающем, означаемое, денотат может быть одинаковым у людей, к-е проводят много времени вместе; 3а – понятие, сигнификат, объективно для всех носителей одного языка).
Знак – это сфера психического, идеальная сущность, т.к.знак форм-ся в мозгу у ч-ка. На формирование знака влияют.
В мышлении означающего и определяемого, это есть мотив мат.аналоги означающего и определяемого. В лингвистике их называют референтом (предмет речи) или референтными ситуациями (т.е. предмет реальной действительности).
Яз.знак – единство означающего и означаемого. Под денотатом понимают наглядно – образное представление, под сигнификатом – понятийное. Денотат композиционно присутствует в знаке в различных V - полном или более узком, это очень важно для прикладных исследований, т.к. различия в V связаны с различной степенью наглядности, к-м обладает слово. Конкретные и абстрактные слова представляют разную степень наглядности. В рамках конкретного слова обладают разной степенью наглядности: многозначность.
Через денотативный комплекс осуществляется связь с мат.миром. Выделяют еще один комплекс, к-й явл-ся не обязательным, факультативным – коннотативно – эмоционально – оценочное понятие, отношение говорящего к знаку. Например: мамочка – матушка – мамаша. Но он не обязательный, т.к. слова в русском языке в основном нейтральны.
Функции знака. Осн.ф-я – репрезантативная (знак предст-ет свой референт. Адресант потому уверенно произносит слова (дерево), т.к. у адресата оно соотносится с тем же сигнификатом).
2) Типы знаков. Двусторонняя сущности знака вопрос об отношении между означающим и означаемым. В зависимости от типа этих отн-й логик Чарльз Пирез предложил след.классификацию знаков, очень существенную с точки зрения передачи ИНФ-и. Перез выделил 3 типа знаков: (1) – знаки – индексы (симптомы; знаки, означающие к-х связаны с означаемым естественными причинно – следственным связями. Например: дым – знак огня, крик – знак испуга, слезы – знак горя. Выделения этого типа знака чрезывачайно важно для понимания знакообразования. Индексы возникают в перцептивных каналах, когда речь идет не о передачи ИНФ-и, а лишь о ее порождении при контакте с окр.средой, т.е. увидев дым, мы заключаем об огне. Его критиковали за этот знак: “Это не яз.знак! Здесь нет кодирования и нет знака”. Но индексы возможны и в языке. Междометие “ах” явл-ся непроизвольным возгласом, а в то же вр. это знак, к-й можно сознательно кодировать. Т.о., знаки – индексы служат мостиком между перцептивным и лингвистическим каналом. Причина внеязыковая, а следствие – яз.знак); (2) – знаки – иконы (знаки, означающие к-х сходны с означаемым. Например: звукоподражательные междометия “тик-так”, “мяу-мяу”. 4 типа отношений: сходство, контрастность, смежность, тождество. Как вид икон выделяются диаграммы, означающие какие-либо схематические (порядок, протяженность), передают те или иные кач-ва означающих. Например, длинный – длинный (само слово задается как продолжительный признак). Иконизм чрезвычайно важное свойство с точки зрения становления яз.S. Исследования разл-х яз-в показывают, что первоначально все знакми языка были иконичными); (3) – знаки – символы (термин не совсем удачен. Он омономичен: этот тип знака предполагает чисто условную связь между означаемым и означающим. Таково большинство слов совр.яз-в. Возникли в рез-те утраты мотивиров.языка. Прежде всего это связано с понимаем глубинной сущности языка).
Звуковой символизм – встает вопрос, имеют ли звуки сами по себе значение. Есть мнение о том, что опр-е звуки в слове ничего не значат, но тем не менее высказывается предположение о том, что звуки могут нести какое-либо знач-е (Ломоносов). Это мнение связано прежде всего со знаками – иконами и индексами (например: пушки с пристани палят). Это связано со звуковым подражанием, с тем, о чем идет речь. 3 “п” обозначают иконический знак.
Одни звуки передают одни чувства, другие – совсем противоположные. “Л” – умиротворение, “Р” – агрессивность. Существует связь между настроением и звуками. С этим связано понятие о коде и знаке в коммуникационных системах животных и с разработкой искусственных интеллектуальных S.
Т.к.чел-е мышление ассоциативно, а память адресна.
Непреодолима для искусственного интеллекта многозначность и омонимия.
3) Структура знака и виды ИНФ-и. Виды ИНФ-и зависят от преобладания компонентов того или иного знака. Звуковая оболочка слова обнаруживает отчетливое членение на звуки и буквы. Сами по себе эти ед-цы низшего порядка не выходят на уровень референта. В слове “дом” та или иная буква не относится с частью слова; “д” с дверью, “о” с окном. Однако нельзя сказать, что эти дискретные (членимые) ед-цы знака не несут ИНФ-и. (1) – ИНФ-я способствует неопределенности. До появления первой буквы наша неопределенность максимальна, мы ничего не знаем о слове. С появлением первой буквы мы устраняем часть неопр-ти, т.е. получаем V ИНФ-и. С появлением след.буквы неопределенность уменьшается, т.е. каждая буква несет в себе опр.ИНФ-ю и эта ИНФ-я наз-ся синтактической. Синтактика – тот аспект изучения знака, к-й ведает их соотношением в речевой цепи. Этот вид ИНФ-и связан с означающим яз.знака. (2) – выделили в означаемом знака сигнификат и денотат, и помимо этого эмоционально – оценочный комплекс – коннотат. В природе имеются знаки, в к-х означающее сводится только к коннотату. Таки знаки способны передавать только эмоц.ИНФ-ю. называются сигналами, составляют основу коммутационной S жив-х. В S (ест.) языке к сигналам приближаются эмоц-е междометия. Сигналам соответствуют индексы. Сигнал – это простейший по своей структуре знак; (3) – следующие по сложности имеют денотат. Это Д-знаки. С помощью них мы передаем денотативную ИНФ-ю. Пример: дорожные знаки. Д-знаки чаще всего строятся по принципам иконизма. В языке близки Д-знакам звукоподражательные междометия и нек-е собственные имена; (4) – если у означ.есть и денотат, и сигнификат, мы имеет вербальный или словесный знак. Самый богатый сложный знак. С помощью вербального знака передается прежде всего смысловая (семантическая) ИНФ-я. Знак, в к-м есть сигнификат, но нет денотата, и никогда не может быть коннотата. Это искусственные знаки, придуманные ч-ком. (метематические знаки и символы). Сигнификат, связанный со смыслом, не всегда сводится к точно определяемому понятию. Различают собственно сигнификат и денотат, т.е. строго понятийное сод-е означаемого. В искусственном знаке есть только десигнат.
Все названные виды ИНФ-и синтезируются в понятие прагматическое. Прагматика – это ИНФ-я, к-я ликвидирует неопр-ть в гомеостазе, упорядочивает его как S.
Все перечисленные ИНФ-и явл-ся по отн-ю к прагматическому потенциальному.
Прагматическое – заведомо использованная ИНФ-я. Ее связывают с реакцией адресата на сообщение. Знак можно рассматривать с 3-х сторон: (1) – со стороны означивания (семантика); (2) – со стороны сочетаемости знаков (синтактика); (3) – со стороны отношения пользователей к знаку (прагматика). С точки зрения семантики выделяем ИНФ-ю: (а) – семантическую; (б) – сигматическую (денотативную); (в) – эмоциональную. С точки зрения синтактики: (г) – синтактическую. С точки зрения прагматики: (д) – прагматическую.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1183;