Социальная мобильность
В течение жизни человек часто переходит из одного статуса в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности, под которой понимается совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса. Представьте себе, что в нашем общественном многоэтажном доме, или внутри пирамиды встроенные лифты. Сел в кабинку такого лифта и поднялся на несколько этажей вверх, или же, напротив, опустился вниз. Подобные перемещения и отражают суть социальной мобильности. А в качестве подобных лифтов могут выступать различные общественные организации – школа, армия, церковь. Перемещения могут осуществляться не только по вертикали. Это только один вид мобильности – вертикальная, которую, в свою очередь можно рассматривать как восходящую, если человек поднялся вверх, или нисходящую, если он опустился вниз общественной иерархии. Люди могут переходить из одной группы в другую и на одном этаже здания. Такой вид мобильности называется горизонтальная. Примером подобной мобильности может служить переход врача из одной поликлиники в другую, переезд в новый район города в связи с переменой квартиры и т.д.
Социальная мобильность может подразумевать изменение статуса детей по сравнению с их родителями; такая мобильность называется межпоколенной или долговременной (в зависимости от того, поднимаются дети по социальной лестнице или опускаются, она может называться восходящей или нисходящей); помимо этого, один и тот же человек на протяжении своей жизни может несколько раз поменять свою социальную позицию; такая мобильность будет называться внутрипоколенной или кратковременной.
Существуют и другие классификации мобильности: географическая (подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса), индивидуальная (перемещение человека, происходящее независимо от других лиц, его карьерный рост), групповая (коллективные перемещения, появление новых классов после революций или войн), организованная (перемещение человека или групп людей под управлением государства — раскулачивание, этнические чистки, насильственное переселение), структурная (вызывается изменениями в организации производства и происходит помимо воли людей, например сокращение или закрытие предприятия).
Существует несколько способов, к которым может прибегнуть человек в процессе социальной мобильности:
а) Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня необходимо: устройство квартиры, книги, машина и другие вещи, которые должны соответствовать новому статусу. Материальная культура — самый распространенный способ приобщения к более высокому статусному уровню.
б) Развитие типичного статусного поведения. Личность не будет принята в новый статус, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы без усилий следовать им. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться — все должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто специально готовят к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам.
в) Изменение социального окружения. Налаживание контактов с отдельными людьми и группами того статусного слоя, в который интегрируется человек.
г) Брак с представителем более высокого статусного слоя. Предоставляет возможность быстрого подъема. Такой брак может быть полезен только в том случае, если человек из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения.
В разные времена и эпохи уровень мобильности в обществе был различным. Например, в средневековом обществе он был крайне невысок. Человек был, словно бы, втиснут в рамки своего сословия, общины. Классический пример ограничения социальной мобильности в России – крепостное право. Подавляющее большинство жителей российского государства, и крестьяне и посадские были прикреплены «Соборным Уложением» царя Алексея Михайловича к своему месту жительства. Более того, существовала еще и личная зависимость крестьян от помещиков. Во времена Петра Первого крестьянин не мог без паспорта отъехать более чем на 30 километров от своего дома. Прикрепляли петровские указы и священников к приходам и монахов к монастырям. Для многих средневековых обществ были характерны .подобные ограничения мобильности.
Но и в прошлые времена были примеры перемещения людей по социальной лестнице. Вспомним хотя бы историю патриарха Никона. Сын мордовского крестьянина Никита Минов сделал успешную карьеру в рамках церковной организации, возвысился до сана патриарха – главы Русской православной церкви. Или же А.Д. Меншиков – всесильный фаворит и сподвижник Петра Первого. Простолюдин, в молодости торгующий с лотка пирожками, достиг высших в государстве должностей, обрел гигантское состояние, измеряемое в пересчете на современные цены 500 миллионами долларов. Но подобные примеры все-таки исключение из правил.
Современное общество считается обществом с высоким уровнем социальной мобильности. И действительно, люди перемещаются не только из одного района своей страны в другой, но и спокойно пересекают границы, получают образование за рубежом. Рост социальной мобильности – неотъемлемая черта сегодняшней жизни молодых россиян. Если в прежние времена люди могли всю жизнь прожить в своем селе или маленьком городе, проработать на том же предприятии, что и их родители, то теперь такие явления – редкость. Введение в систему российского образования Единого государственного экзамена существенно повысило уровень мобильности. Выпускник, закончивший школу в отдаленной от столицы местности, может прислать результаты своего экзамена в любой столичный вуз, быть зачисленным в студенты. Способствует перемещениям людей и служба в армии. И надо заранее быть готовым к тому, что придется менять место работы, быть мобильным, легким на подъем.
Нельзя не сказать и о таком факторе развития социальной мобильности как трудовая миграция. Люди переезжают их тех регионов, где трудности с поиском работы в регионы динамично развивающиеся, где существует традиционный спрос на рабочие руки.
Социальные нормы
Важную роль в обществе играют правила поведения, сложившиеся на протяжении его развития и упорядочивающие многообразные общественные отношения. В социологии под социальными нормами понимаются предписания, требования, рекомендации и ожидания, образцы поведения, которым должно соответствовать поведение людей. Нормы определяют должное, социально одобряемое, допустимое, а также то, от чего следует воздерживаться.
Нормы представляют своего рода идеал, и, зачастую, находятся в конфликте, противоречии с реальностью. Подлинные действия людей далеко не всегда соответствуют принятым нормам, и, напротив, норма далеко не всегда соответствует типичной картине поведения.
Значение норм в обществе весьма велико. Они объединяют, координируют деятельность людей, помогают освоить жизнь в обществе новому поколению, то есть способствуют социализации. Иногда нормы могут стать отличительным признаком определенных групп. Например, накачанные бицепсы, бритые головы отличают так называемых «скинхедов». Социальные нормы могут быть универсальными, а могут распространяться только среди определенного круга людей. Такие нормы можно назвать «групповыми привычками. К примеру, нормы могут существовать в рамках одной семьи, фирмы, дружеского круга.
Известны случаи, когда один из членов рода нарушает установленные в семье правила, допустим, женится на представительнице иного социального круга, сословия. В таком случае, члены его семьи, клана, могут объявить ему «бойкот», прекратить с ним всякие контакты и общение. Примеры действия подобных норм часто встречаются в произведениях английских писателей. Крайне важны традиции рода у народов Кавказа. Нельзя обидеть гостя, отказать ему в крове, пище, воде.
Немало норм складывается в трудовых коллективах. Например, футбольная команда, которой не нравится вновь назначенный тренер, будет негативно относиться к тем игрокам, что нарушают общее согласие и выполняют установки данного тренера на игру.
Нормы, утвердившиеся в больших социальных общностях, обществе в целом, принято называть общими правилами.
С точки зрения сферы и способов действия социальные нормы принято подразделять следующим образом:
Моральные нормы (называемые также этическими) – соответствующие представлениям людей о добре и зле, обеспечиваемые силой общественного мнения, авторитета;
Правовые нормы - выражающие волю государства, сформулированные и закрепленные в издаваемых государством нормативных актах, обеспечиваемые силой государственного принуждения. Нормы права носят общеобязательный характер.
Политические нормы – распространяющиеся на отношения личности и власти, власти и общества, отношения между государствами.
Религиозные запреты и предписания – распространяющие среди приверженцев определенных конфессий. Эти нормы содержат в себе элементы моральных и правовых норм.
Эстетические нормы - соответствующие представления, сложившиеся в обществе о прекрасном и безобразном.
Можно выделить в определенную группу также традиции, обычаи, ритуалы, нравы, привычки. Главное в обычаях и традициях – это превращение в норму тех образцов поведения, которые многократно повторяются в обществе, переходят из поколение в поколение.
Особую значимость имеют для общества правовые нормы. Поэтому, следует остановиться на них более подробно. Еще с древних времен люди полагали, что в основе права лежит мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и его же, человеческой несвободы. Оно как бы определяет ту рамку, за пределы которой с одной стороны, не может выходить в своих действиях человек, а с другой стороны, государство, общество ограничено этой же рамкой в своем воздействии на личность гражданина. Говоря о праве, мы выделяем два его признака. Во-первых, это набор общеобязательных правил поведения, установленных или же санкционируемых государством и им же обеспечиваемых. Во-вторых, право – это то, чем мы владеем от рождения. Права индивидуализируются, их носителями становятся люди - граждане. В этом смысле, право - это то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Это установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству. Осмысление сути и назначения права начинается вместе с зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств.
Юристы выделяют следующие черты права: во-первых, право представляет собой единственную систему правил поведения, обязательных для всех членов общества без исключения. Другие же правила распространяются на отдельные группы людей. К примеру, обычаям следуют люди, либо проживающие в той местности, где чтятся обычаи, либо принадлежащие к определенному сословию (казачество, духовенство, купечество), в среде которых приняты данные правила. Можно привести и иной пример - устав какой-либо общественной организации. Его положения будут распространяться только на членов этой организации. Если в Уставе Общества борьбы за трезвость записано, что его членам воспрещается употреблять спиртные напитки, это не означает, что данной установки будут придерживаться люди, не состоящие в членстве Общества. Религиозные заповеди, ритуалы, обряды также будут различаться у представителей разных конфессий (вероисповеданий). Существуют свои ритуалы у масонов, религиозно-философских объединений, политических партий. Все это не относится к сфере общеобязательного, к сфере действия права.
Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством. В то время как все иные социальные нормы (мораль, обычаи, религия) могут лишь поддерживаться государством, или же напротив, отвергаться им, если они вступают в противоречие с действием правовых установлений. Отличается и сама степень обеспеченности норм. Правила, установленные общественными организациями могут быть гарантированы и обеспечены только силой мнения самих членов организации. Если же они нарушены, например, член политической партии не выплачивает положенные по уставу взносы или не выполняет решения вышестоящих органов, государство в данном случае не вмешивается в конфликт, остается нейтральным. То же самое относится и к невыполнению верующими предписанных религией ритуалов. Запреты, обряды, установления обеспечиваются только силой мнения данной религиозной общины а также и церковью.
В-третьих, право устанавливается или санкционируется государством. Все другие правила либо возникают стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, существуя в виде убеждений, общественного мнения, морали, обычаев, традиций, либо вырабатываются и принимаются общественными организациями.
В-четвертых, нормы права обязательно выражены в четко определенной форме, закреплены в законах, судебных решениях, постановлениях административных органов. Нормам права присуща внутренняя логика, единство, непротиворечивость. Все остальные нормы могут существовать и в неформализованном виде, не быть закрепленными на бумаге.
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 4839;