ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Романский стиль
Романские скульптуры и живописные изображения отличает схематизм, отсутствие портретного сходства и пропорций тел, живописные изображения лишены перспективы, более важное всегда изображалось более крупным.
Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки – базиликального типа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.
Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон – дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором – парадные комнаты, на третьем – жилые комнаты владельцев замка, на четвертом – жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше – сторожевая площадка.
Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня.
Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры– оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом– моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.
Готический стиль
Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился.
Формируется новое бюргерское мировоззрение, обращенное к человеку-созидателю, творцу материальных благ, одной из специфических черт которого является гордость за свой родной город и стремление прославить его. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции.
В целом готические соборы характеризуются специфическими стилевыми и конструктивными особенностями, главные из которых: использование строительных арок и ферм; нервюрные (нервюр – выступающее ребро готического свода) перекрытия; большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном «розой» над порталом; легкость конструкций, обилие скульптурного декора храма, подчеркивающего вертикализм, воздушность сооружения; взаимосвязь интерьера и экстерьера.
Национальные архитектурные школы имели определенные отличия, но они ни в коей мере не нарушали целостности стиля. Шедеврами готической архитектуры в мире признаны Собор Парижской Богоматери, Шартрский и Реймский соборы (Франция), Кельнский собор (Германия), Миланский собор (Италия).
Благодаря обмирщению строительных артелей и развитию светского строительства, в готической скульптуре наблюдаются нарастание реалистических элементов, портретная индивидуальность, доходящая порой до передачи психологических характеристик (портреты Наумбургского собора). Анатомия фигур становится правильной, лица святых передают человеческие эмоции.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 3953;