Принципы культурологической подготовки
Как таковые они должны иметь адекватный механизм своей реализации, который формируется на основе анализа практики преподавания культурологических дисциплин в вузах России, а также требований государственного образовательного стандарта по культурологии. Обобщение этих материалов обусловливает целесообразность выделения двух блоков культурологии как учебной дисциплины.
1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представления об
основах теории культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуро
логии), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. К ним
следует отнести культурантропологию, философию культуры, символическую, игровую,
психологическую концепции культуры, теорию архетипов культуры, структурализм, концепцию «локальных цивилизаций», социологию культуры, постмодернизм.
2. Исторический(генезис и исторические этапы развития культуры). Он включает два
раздела: история мировой культуры и история культуры России.
Европейская классическая гуманитарная образованность основана на принципиально личностном производстве культуры. В этом плане преподавание культурологии должно иметь своей тактической целью воссоздание неких «образов» культуры (архетипов) каждой исторической эпохи как единого целого, где концентрируется, вызревает и реализуется новый этап развития творческих сил человека, его обогащение как личности. В связи с этим необходимо изучать материал, наиболее полно характеризующий творческую ценность человека, уделять главное внимание явлениям, ценностям, достижениям во всех сферах жизнедеятельности. Наиболее перспективным представляется обращение к художественной культуре. Это обусловлено тем, что здесь наиболее полно, «чисто» и ярко проявляются творческие силы человека. Кроме того, искусство отражает культурно-историческую ситуацию в целом (обладает полнотой содержания) и реализует помимо познавательной и гедонистическую функцию. Такая ориентация изучения культурологии не требует специальной философской подготовки и опирается на элементарные знания, фрагментарно сформированные средствами массовой
информации, а также на образно-поэтический опыт детских впечатлений. Использование
этих опорных знаний вызывает эмоциональный интерес и потребность в более глубоком
постижении проблемы.
Опора на художественную культуру открывает возможности формирования
нравственности через выделение и яркое воплощение универсальных проблем, имеющих
непосредственное отношение к каждому человеку: смысл жизни и счастье, добро и зло,
любовь и ненависть, честь и достоинство, совесть, вина и ответственность и т.п. Эти
проблемы являются вечными на любом этапе истории и для каждого человека.
В качестве базового курса, образующего «становой хребет» культурологической
подготовки, выступает курс теории культуры, основанный на представлении о культурологии как научной дисциплине, предметом которой является генезис, развитие и функционирование культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности. Именно в рамках этого курса, который, по нашему мнению, не только не исключает, но, наоборот, предполагает историю отечественной и мировой культуры, возможна реализация требований, заложенных в государственных стандартах и квалификационных характеристиках.
В то же время многозначность и сложность понятия «культура», включающего в себя становление человека как субъекта творческой деятельности, исторически конкретные формы этой деятельности в рамках этносов, эпох и формаций, достижения человечества в различных конкретных сферах общественной жизни - экономике и политике, науке и технике, праве и морали, искусстве и религии - все это ставит перед преподавателем проблему отбора материала, системности его изложения и анализа. Исходя из того, что культурологическая подготовка должна служить естественным введением в проблематику экономических, социально-политических и философских наук, следует, по-видимому, в центр внимания курса «Теория и история культуры» поместить раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе, а также акцентировать внимание аудитории на духовном творчестве человека в области экономики, политики и науки.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 380;