СТИЛЬ БАРОККО И РОКОКО
Стиль барокко начал складываться в конце XVI века в результате постепенного декоративного усложнения архитектурных форм Ренессанса и развивался вплоть до середины XVIII века.
Основными признаками барокко стали монументальность и пышность, с одной стороны, и конструктивность строений — с другой. Архитекторы барокко стремились к оригинальности своих сооружений. Простота и лаконичность прошлых эпох вновь сменились изысканностью и роскошью, рациональность Ренессанса уступила место иррациональности и неоднозначности, утонченности и театральности нового стиля. Архитекторы этого периода предпочитали усложненные планы и композиции. Распространение получили криволинейные, изогнутые формы, фасады зданий богато декорировались, для декора использовалась позолота.
Особое развитие получили монументальная скульптура, живопись и прикладное искусство, Декоративность, экзальтация, драматизм становились основными мотивами композиций. Архитектура отошла на второй план.
Интерьеры барокко по своей структуре напоминали ренессансные. Новым было расположение парадных лестниц и вестибюлей и декоративное оформление стен и потолков (рис. 17). Сводчатые потолки с падугами* покрывались штукатуркой и расписывались фресковой живописью.
Стены богато украшались лепными ордерными элементами, пилястрами, гирляндами, волютами, живописью. Полы выстилались мраморными плитами. Двери оформлялись пышными карнизами и орнаментами в виде ракушек (рокайля). Живопись на стенах и потолках была яркой, праздничной. В результате умело применяемой перспективы и ракурсов росписи создавали эффект прорыва плоскости стен и потолка, возникало ощущение огромных пространств (рис. 18). Такой эффект усиливался и применением больших — от пола до потолка — зеркал.
Мебель этого периода соответствовала архитектурным замыслам. Сложные по форме столы, кресла, бюро-кабинеты с изогнутыми или прямыми ножками были покрыты позолотой и резьбой. В обработке мебели использовались мотивы витых колонок и волют. Красота и оригинальность столов объяснялась многообразием способов отделки и декорирования их элементов: опорой служили точеные ножки в виде ваз с кронштейнами, столешницы из цветного мрамора — шести- или восьмигранные — были обработаны профилями* и орнаментированы. Шкафы отделывались богатой резьбой, украшались вставками из каменной и стеклянной мозаики, ювелирно сделанными бронзовыми позолоченными деталями: статуэтками, бюстами, сфинксами, медалями и орнаментами. Стулья и кресла приобрели мягкое сиденье, обитое тканью, и удобные спинки, отличавшиеся плавностью линий. На основе объединения трех кресел возникли первые диваны с мягкими волнообразными очертаниями спинок.
Появляется корпусная мебель: сменившие сундуки комоды, пристенные консоли на гнутых ножках, шкафы
|
Стиль рококо — поздняя утонченная стадия барокко. Он возник в первой половине XVIII века как отклик на новый образ жизни и времяпрепровождение. Стиль жизни определял и стиль в искусстве и архитектуре. Центром общения становятся не дворцовые парадные интерьеры, а изящные салоны, обставленные с особой роскошью. Во Франции моду того времени диктовали женщины — фаворитки короля: маркиза де Помпадур и мадам Дюбари.
Рококо еще называют галантным веком за воцарение вечного праздника и наслаждения. Скрытые в саду павильоны и беседки, укромные гроты, маленькие китайские домики — главная тема придворных архитекторов того времени. Жилые помещения становились меньше по своим размерам, но гораздо уютнее и наряднее, чем барочные. Для рококо типичны небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. Стены оформлялись без применения ордера; они членились тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряда. Нижний ряд играл роль панели. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления — филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески* (рис. 19).
Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной и потолком при помощи падуги — плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом. Так же как и во времена барокко, большое внимание уделялось потолочным плафонам, однако в этот период потолки вновь стали плоскими.
Отличительная черта рококо — мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков и рокайля — орнамента в виде ракушек. Рокайль становится основным мотивом декора.
Стиль рококо стремился зрительно разрушить конструкцию здания. Для этих целей использовались масштабные росписи и огромные зеркала. Чтобы визуально расширить пространство небольших комнат, зеркальные поверхности располагались одно напротив другого, а для увеличения количества дневного света — напротив окна. Чтобы снять ощущение массивности стен и перекрытий и придать легкость и воздушность интерьерам, окна располагались почти в одной плоскости со стеной.
Еще одна особенность рококо — использование овала как основной формы для оформления потолочных плафонов, ниш в стенах и орнаментальных вставок.
Важное значение имел цвет. Если барочные интерьеры славились разнообразием яркой цветовой гаммы, то во время рококо приоритетными становятся приглушенные, разбеленные цвета: жемчужный и серебристый, бледно-охристый, перламутровый, голубоватый и т, п. Предпочтение отдавалось белому цвету и вошедшим в моду матовому золоту и серебру.
Мебель этого времени отличалась меньшими размерами, чем в период барокко; ножки кресел и стульев стали тоньше, спинки — ниже, а сиденья — шире. Большое распространение получили диванчики, канапе, кушетки, а также хрупкие на вид, но очень удобные скамеечки. Формы столиков определялись их функциональным многообразием: письменные, кофейные, туалетные, для рукоделия и игр и т. д. Кровати чаще имели одну спинку; балдахин крепился к потолку.
По-прежнему актуальной оставалась каминная тема. В моду вошли каминные экраны, сами камины украшались богатым орнаментом — бронзовым
или позолоченным, над камином вешалось зеркало, а на полочку ставились роскошные вазы, часы и канделябры.
Гобелены, как и ранее, занимали видное место, но их размеры и цветовая гамма претерпели изменения. Модными стали узорные ткани, бархат, кружево, ткани с вплетением серебряных и золотых нитей.
Появление в Европе китайских предметов было вызвано увлечением восточным искусством. Иногда целые интерьеры оформлялись в китайском стиле. В это же время вошли в употребление бумажные обои. Ими обклеивалась верхняя часть стен.
Посуда, как и все декоративные предметы того времени, отличалась особой легкостью и изяществом. Для ее изготовления по-прежнему использовались серебро, золото, майолика и стекло, а также только что появившийся в Германии мейсенский фарфор.
Русское барокко. Барокко в России складывалось в петровское время под влиянием западноевропейского строительства. Расцвет стиля пришелся на 40— 50 годы XVIII века — на тот период, когда в Европе отмечалось его угасание. Русское барокко имело множество отличительных особенностей. В отличие от европейских зданий, облицованных мрамором, фасады русских домов покрывались штукатуркой с гипсовыми деталями, на которую легко наносилась краска. Фасады домов окрашались в красивые яркие сочетания синего, голубого, лазурно-голубого цветов с белым и позолотой (рис. 20). Праздничные фасады зданий русского барокко завершала изготовленная из белой жести кровля.
После смерти Петра I, с середины XVIII века, стали возводиться монументальные здания: дворцы, резиденции, соборы, монастыри, которые должны были служить укреплению императорской власти.
Интерьеры русского барокко характеризовались прежде всего новым расположением комнат и зал, Главным композиционным центром дома стала ассамблея — как правило, освещавшаяся с двух сторон зала, оформленная с особой торжественностью, для вечерних собраний и балов. В качестве парадной отделки применялись роспись, лепка, скульптура. Богато оформленными были и парадные спальни, где принимали гостей, а также кабинеты.
Стены комнат и залов штукатурились и окрашивались, низ стен облицовывался филенчатыми деревянными панелями. Переплеты окон состояли из решетки с небольшими квадратными членениями со стеклами. В обивках стен стали применяться ткани. Полы были дощатыми или паркетными с геометрическим рисунком, иногда — мраморными в белую и черную шахматную клетку.
Большое внимание уделялось росписи стен и потолков, В основном это были орнаментальные композиции. Иногда живописные картины вставлялись в филенчатую деревянную панель или развешивались по стенам в простых рамах.
Мебель в России этого периода была в основном привозной, так как отечественная мебель (столы и стулья, шкафы) отличалась массивностью.
Особую роль играли изразцовые печи, позже — камины.
Позднее барокко в России отличалось богатством и роскошью отделки. Здесь всего было в избытке: лепнина на стенах и потолке, позолоченные рамы, люстры с хрустальными подвесками в виде листьев, большое количество зеркал и светильников.
Ткани этого периода принципиально не отличались от западных образцов.
СТИЛИЗАЦИЯ
Для стилизации интерьера квартиры или дома под галантный стиль высота потолков должна быть не менее 3 м, для того чтобы можно было выгнуть из гипсокартона свод или по верху стен протянуть падугу. В центре потолка или над зоной отдыха можно встроить купол, оформив его декоративными карнизами или выкрасив в голубой цвет. Если же подсветить купол точечными светильниками, может возникнуть иллюзия открытого пространства.
На потолке уместна гипсовая лепнина или декоративные элементы из пенопласта или пенополиуретана, образующие плафоны. Плафоны украшаются приклеенными посередине розетками, расписываются пасторальными картинами или обклеиваются обоями с рисунком. Люстра подвешивается в центре плафона (розетки). Потолочный декор в прихожих, гостиных и столовых должен быть обильным и сложным (рис. 21). Падуги можно выделить цветом или позолотить. Потолок в спальнях и детских комнатах желательно не перегружать орнаментикой, лучше ограничиться легким рисунком или лепными карнизами.
Удачным решением будет размещение скрытой подсветки по периметру помещения. В качестве подсветки можно применить аргоновые светильники, закрепленные на специальной ленте-проводе и спрятанные в широкие потолочные карнизы. Люстры должны быть бронзовые, с хрустальными подвесками или лампочками в виде свечек (рис. 22).
Характерные для рококо овальные залы и круглые в плане будуары несложно выполнить из гипсокартона. Отделать такие помещения можно изогнутыми пенополиуретановыми элементами. Особую атмосферу создадут размещенные на стенах декоративные овальные медальоны с гирляндами и бантами, покрытые позолотой или выкрашенные в белый цвет. Стены лучше всего обклеить имитирующими ткань обоями в мелкий рисунок или однотонными. Не забывайте, что для рококо характерны замысловатые узоры с растительными мотивами, букетами, ленточными переплетениями и рокайлями. Для украшения стен, дверных и оконных проемов используются орнаменты из гирлянд, листьев, плодов, волют и свитков (картушей), виньеток и т. п.
Стены в комнатах по высоте делятся на две части филенками в виде «зеркал», нижний уровень можно выделить цветом или вклеить цветные обои.
Цвет стен — все мягкие нежные оттенки голубого, сиреневого, розового, серого и т. д. с позолотой и серебром.
Пол в помещениях может быть покрыт плиткой или паркетом. Плинтуса прямые или изогнутые по профилю, могут быть небольшие по высоте.
Основные типы светильников — люстры, торшеры и бра. Советуем приобрести настенные бра в виде гипсовых раковин, цветков или чаш. Такие светильники гармонично впишутся в «галантный» интерьер.
Ограждения для лестниц желательно выполнить из дерева или мрамора с балясинами и классическими перилами. Проем над лестницей в перекрытии может быть овальной или круглой формы.
Для стилизации французского рококо необходимо установить окна до пола, которые в целях безопасности должны выходить на балкон или лоджию. При современных технологиях производства стеклопакетов для окон такое решение реально.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
| | Первичная обработка молока и качество получаемых продуктов |
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 303;