Комниновский Ренессанс.(1059-1204)
Период второй половины XI по XII века называется "Комниновский Ренессанс" по имени правящей династии. Это период расцвета искусства. Во второй половине XI века византийское искусство отходит от аскетизма и мощного монументализма форм. Появляется новый тип изображений, полных тонкой одухотворенности, изящества, нашедший свое воплощение в миниатюрах многочисленных рукописей, а также на стенах храмов. В этот период появляется новый тип иконы - икона с изображением Праздников и святых, почитаемых по церковному календарю в течении данного месяца.
XII век был богат многими новыми тенденциями. В начале века возникает ряд больших икон - "Богоматерь Одигитрия", "Иоанн Креститель", созданные для монастыря Богоматери Паммакаристос в Константинополе. Художественный язык этих икон отличает лапидарность, симметрия построения, могучая шея, округленная форма головы, вычурность всех линий, отсутствие какого-либо движения. В другом направлении искусства этого времени классическая уравновешенность сочеталась с тонкой одухотворенностью. Самая известная икона этого типа - "Богоматерь Владимирская", созданная в Константинополе в первой трети XII века, перевезенная на Русь около 1132 года и перенесенная во Владимир, что и объясняет ее название. Она принадлежит к типу "Богоматерь Елиуса", то есть "Умиление" (младенец Христос на руках Девы Марии прижимается щекой к щеке Богородицы).
Сильная спиритуализация образа вызвали особый "экспрессивный" или "динамичный" стиль. Среди икон этого стиля "Сошествие во ад" и "Успение" монастыря св. Екатерины на горе Синай. Беспокойные движения, изломанные линии, взволнованность и динамика отличает эти иконы.
Еще одно течение, более узкое и камерное, обозначается условно как "позднекомниновский маньеризм". Для него характерны формы, ракурс, жесты, отличающиеся элегантностью и предельной утонченностью.
Во второй половине XII века византийское искусство не отличалось многообразием. Кроме классического направления возникло и такое, в котором художники стали подчеркивать усиленную выразительность образа. Актуальным стали сила внутреннего переживания и внешняя выразительность.
Главной постройкой Константинополя XII века стал комплекс трех слитых воедино объемов церквей монастыря Пантократора.
8. Изобразительное искусство и архитектура Византии 1204-1453 гг. ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОЕ
Поздневизантийское искусство (1261-1453 гг.). Архитектура и живопись Константинополя и балканских стран в эпоху Палеологов.
В 1261 г. Константинополь был освобожден от латинского владычества, и с этого времени начинается последний взлет, расцвет византийского искусства, который именуют Палеологовской эпохой, в честь последней правящей династии., вплоть до турецкого завоевания в 1453 г..
Общая характеристика и основные памятники.
Поздневизантийская арихитектура.
Особенности:
-В столице строятся только маленькие храмы, константинопольская архитектура приобретает частный статус. На периферии империи (Салониках, Арте, Мистре, Сербии) строительство имеет довольно обширный масштаб.
-Литургические искания порождают в зодчестве более сложную дифференциацию внутреннего пространству храма, выделение в нем особых зон, предназначенных лишь для высокопоставленных заказчиков. Внутреннее пространство стало обрастать галереями, параклесионами, имеющими особое меморативное или погребальное значение.
- тенденция к миниатитюризации: памятники XIV в не большие, но в малом размере воспроизводят типологию и объемно-пространственные отношения грандиозной арх-ы.
- Главные трансформации в зодчестве связаны не с типологией храмов, а с новацией в стилистике. Основным типом для Константинополя остается крестово-купольный тип храма: «вписанного креста» (монастырь Хора) или на четырех колонках (храм Богоматери Паммакаристос).
Монастырь Хора
Фасад церкви Хора
Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь). С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.
Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.
Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.
Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.
Живопись
Палеологовская живопись – художественное направление, которое развивалось в Византии в конце XIII-XIV в. С 1261 г, когда Константинополь был освобожден от крестоносцев и восстановился как независимо государство, ведут свое начало памятники, которые относят к палеологовскому стилю. Это условное название. Династия Палеологов находилась у власти в период с 1261 по 1453 г до падения Византии.
Дата добавления: 2016-07-05; просмотров: 4363;