АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ РЯБУШКИН (1861-1904)
Андрей Петрович Рябушкин был сыном государственного
крестьянина Петра Ваcильевича и его жены Пелагеи Ивановны Ря-
бушкиных. Он родился 17 октября (по старому стилю) 1861 года,
в так называемой Станичной слободе Борисоглебского уезда Там-
бовской губернии. Отец и старший брат художника были иконопис-
цами, младший - был учеником Московского училища живописи, ва-
яния и зодчества и уже подавал большие надежды как художник,
но преждевременно погиб.
В ранней молодости будущий художник помогал отцу и стар-
шему брату в иконописных работах, тем самым приобретая элемен-
тарные навыки в живописной технике, понимании значения красок
и, может быть, уже тогда задумываясь о композиции. После смер-
ти отца совершенно неожиданное обстоятельство изменило судьбу
Рябушкина. В Борисоглебске наездами бывал художник А. Х. Пре-
ображенский, который останавливался в доме Рябушкиных. Преоб-
раженский обратил внимание на способности юноши. Он проявил
большую энергию в устройстве судьбы Рябушкина и помог ему пос-
тупить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где
и сам обучался и высоко ценил то направление, которое там гос-
подствовало.
В августе 1875 года Рябушкин получил свидетельство от во-
лостного управления Станичной слободы о том, что уволен для
поступления в воспитанники какого-нибудь художественного заве-
дения, где только может быть принят к о6учению художественному
искусству.
В Московское училище Рябушкин попал в пору самого блестя-
щего расцвета его существования. В училище преподавали такие
художники-передвижники, как Перов и Прянишников, и такой блес-
тящий рисовальщик, как Евграф Сорокин, ученик Брюллова.
Не менее значительным, чем непосредственное влияние педа-
гогов, было влияние ежегодно посещавших Москву передвижных
выставок. И конечно, влияние всегда открытой для учеников
Третьяковской галереи, ужв и то время обладавшей почти всем
лучшим, что было создано художниками-передвижниками. Особенно
значительнымбыло собрание произведений Репина. В галерее нахо-
дились главные исторические картины нашего величайшего истори-
ческого живописца Сурикова, притягивавшие к себе художествен-
ную молодежь. В Третьяковской галерее тогда находились и
крестьянские жанры Максимова, и, несомненно, под их впечатле-
нием началась линия крестьянского жанра в творчестве Рябушки-
на.
Еще учась в Московском училище живописи, ваяния и зод-
чества, Рябушкин написал картину "Крестьянская свадьба". Кар-
тина была сразу приобретена Третьяковым, но она явилась только
самым начальным этапом в творческом развитии художника.
Одновременно с Рябушкиным в Московском училище обучались
такие художники, как Архипов, в творчестве которого крестьянс-
кая тема занимала основное место; Сергей Коровин, которому
удалось первому показать, и притом чрезвычайно ярко и убеди-
тельно, классовое расслоение деревни; Нестеров, дореволюцион-
ное творчество которого было посвящено жизни человека среди
природы, с очень сильным акцентом на пейзаж, показанный как бы
глазами изображенного в нем человека. Женская доля с ее часто
трагическим концом особенно привлекала Нестерова. Пожалуй, на-
иболее близок к Рябушкину был Сергей Иванов, у которого
крестьянская тематика все время перемежалась с исторической.
Творчество Сергея Иванова и позднее творчество Кустодиева
закономерно сближались с творчеством Рябушкина при всем их не-
сомненном индивидуальном различии.
Два других сверстника Рябушкина - Навозов и Янов - оста-
вили в русской живописи едва заметный след. И все же в твор-
честве скромнейшего Янова можно найти мотивы, перекликающиеся
с Рябушкиным.
Осенью 1882 года Рябушкин перешел в Академию художеств и
был зачислен "по натурному классу академистом". В Академии Ря-
бушкин пробыл 8 лет, до 1890 года. За это время он вполне
сформировался как художник. В Академии он пользовался указани-
ями профессоров и натурой, но тем не менее подлинное его твор-
ческов развитие шло совершенно самостоятельно. Он не прервал
своей дружбы с москвичами, особенно с Архиповым, вместе с ко-
торым в 1886 году отправился на этюды в Рязанскую губернию.
Пожалуй, трудно найти в ежедневном обиходе другого худож-
ника такие материалы, которыми питалось творчество Рябушкина.
В его небольшой библиотеке были сочинения Забелина, посвящен-
ные русскому быту, по преимуществу 18 века, иллюстрированные
путешествия по средневековой России иностранцев Герберштейна и
Олеария. Эти первоисточники до некоторой степени помогают рас-
шифровать художественный стиль Рябушкина, который начал обра-
зовываться еще в стенах Академии. Наряду с этими документами о
древнерусском быте Рябушкина уже в то время начали привлекать
вещественные остатки русской старины в крестьянском быте, во
многих деталях сохранившем древнерусские костюмы и обычаи.
Еще во время пребывания в Академии Рябушкин начал зани-
маться историческими иллюстрациями, которые печатались в самых
распространенных журналах того времени - "Всемирной иллюстра-
ции" и "Ниве". Эти журналы очень охотно заказывали Рябушкину
рисунки, и скоро он стал известен как один из наиболее талант-
ливых иллюстраторов, Во "Всемирную иллюстрацию" и позднее "Ис-
торический вестник" Рябушкина рекомендовал престарелый Солнцев,
большой знаток памятников древнерусского 6ыта, помогавший еще
Брюллову своими советами.
Замечательно, что рисунки Рябушкина, в сущности говоря,
не были иллюстрациями. Пояснительные тексты к ним были напи-
саны очень популярным тогда автором исторических романов Мор-
довцевым и известным историком Костомаровым. Но художник был
не столько иллюстратором готовых текстов, сколько соавтором
писателя и историка, благодаря чему достигалась теснейшая
связь между иллюстрацией и подписью. Это обстоятельство и было
причиной той свободы, того своеобразия и оригинальности компо-
зиций, которыми всегда отличались рисунки и иллюстрации Рябуш-
кина.
В 1891 году Рябушкин написал замечательную по своему
настроению, по верности изображения крестьянского быта картину
"Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии".
В следующем году Рябушкин написал свою первую историчес-
кую картину. Это - "Потешные Петра 1 в кружале". В глубине
картины, являясь ее психологическим центром, сидит молодой по-
тешный и с демонстративно-независимым видом курит длиннейшую
трубку, Он прислонился к деревянному столбу и всей своей позой
подчеркивает, что он стойко выдержит любопытство и неприязнь
окруы*ающих. Он даже не снял своей треуголки, хотя все осталь-
ные без шапок. Прямо перед ним сидит молодой человек, задавший
ему какой-то, вероятно каверзный, вопрос. Все другие ждут, что
будет дальше. Сюжет картины не совсем ясен, но несомненно, что
в этом полотне Рябушкин хотел показать тот разлад в среде
русских людей, который был вызван реформаторской деятельностью
Петра. Эта суриковская по изображенной эпохе и даже по сущест-
ву тема получила в трактовке Рябушкина гораздо более бытовой
характер, чем в картине Сурикова "Утро стрелецкой казни".
Вообще следует заметить, что трагические ноты почти пол-
ностью отсутствуют в творчестве Рябушкина, и это составляет
одну из характерных его черт. 3ато в области исторического бы-
тового жанра он положительно не имеет соперников.
В 1895 году Рябушкин написал одно из самых капитальных
своих произведений "Московская улица ХУ11 века". Вероятно,
после проливного дождя улица превратилась в речку с бурно не-
сущимся потоком воды. Через этот поток по скользким бревнышкам
перебираются на другую сторону улицы пешеходы, как можно выше
подобрав подолы своих одежд. На первом плане картины изображе-
на осторожно ступающая по мосткам молодая женщина в белом
платке. Ее длинная одежда застегнута на большие пуговицы, и
этим ярким рядом светлых пятен обозначена ее гибкая движущаяся
фигура. Следует вообще заметить, что одеждам Рябушкин всегда
придавал чрезвычайно большое значение, изучая старинный русс-
кий костюм и трактуя одежды как сильные композиционные пятна.
Замечательно лицо женщины: оно молодо и прекрасно своей осо-
бенной национальной красотой. Вообще поиски национального ти-
па, не только в наиболее типических, но и поистине прекрасных
чертах, являлись постоянной заботой художников. В глубине, за
этой первоплановой фигурой виднеется фигура боярина, с преве-
ликой важностью сидящего на вороном коне. Ему предшествует дру-
гой всадник, функцией которого, очевидно, является устранение
пешеходов, мешающих движению начальства. И действительно, гро-
моздкая и даже нелепая из-за поспешности движения фигура тако-
го пешехода виднеется в глубине картины: он, видимо, старается
возможно скорее добраться до сухого пространства, и его встре-
чает веселый смех людей, уже стоящих на суше. На левой стороне
картины изображена целая группа, может быть, беседующих, а мо-
жет быть, только переглядывающихся между собой людей. Совсем
справа в этой группе, прямо обратившись лицом к зрителю, сто-
ит, с притворной скромностью опустив долу очи, молодая краса-
вица, нарядная, вероятно, набеленная и насурмленная. За ней
старая женщина, возможно, ее сопровождающая; она впилась злыми
глазами в молодого парня, охраняя красавицу и сразу давая от-
пор возможным его посягательствам. Правее, на столбике, укреп-
лен четырехгранный киотец с иконами. За столбик ухватился мо-
лодой человек, готовящийся перепрыгнуть через поток грязной во-
ды. Под киотцем сидит нищий с профессионально-жалостным лицом.
Фоном являются многочисленные здания - храм с шатровой коло-
кольней и рядом закомар и служебные постройки какой-то, види-
мо, богатой усадьбы.
Картина написана с необыкновенным знанием быта и облика
людей 18 столетия, она воссоздает живую городскую сцену, ха-
рактерную для этой эпохи.
Приблизительно через год, в 1896 году, Рябушкин написал
картину "Семья купца в ХУ11 веке". Глава семьи, брюнет с окла-
дистой бородой, в богатом костюме сидит, широко расставив но-
ги, обутые в яркие сафьяновые сапоги. Справа, чуть от него
отклонившись, сидит его жена с маленьким мальчиком на коленях.
Она тоже очень богато одета. Лицо ее совершенно невыразитель-
но, оно сохраняет важную неподвижность. Еще правее стоит де-
вочка-подросток, с белокурыми мягкими волосами, падающими на
плечи, в левой руке она держит куклу, чем подчеркнут ребячес-
кий ее возраст. В левой части картины изображена молодая де-
вушка, и ее лицо наряду с лицом самого купца наделено яркими
выразительными чертами. Она знает себе цену и бережно несет
свое достоинство и красоту. Все фигуры расположены в одной
плоскости, но первые четыре теснее связаны между собой, левая
же изображена так, как будто бы она готова отделиться от общей
группы.
Можно сказать, что главная тема, объемлющая собою весь
этот ряд историкобытовых картин Рябушкина, заключалась в ха-
рактеристике жытейского уклада русской жизни. Это слово наибо-
лее точно определяет аспект, точку зрения художника на воссоз-
даваемые им историко-бытовые сцены. В этих сценах сравнительно
мало места уделено таким сюжетам, которые захватывали бы собою
все персонажи картины, наоборот, чаще всего мы видим, что об-
щая тема как бы раздробляется на отдельные эпизоды, подчинен-
ные общему настроению картины. В картине "Потешные Петра 1 в
кружале" показано, что старому бытовому укладу угрожает круше-
ние, но в самой картине крушения еще не происходит. Художник
останавливает развитие сюжета задолго до того момента, когда
это развитие может привести к драме или даже трагедии. Такая
картина, как "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его
государевой комнате", является не чем иным, как изображением
уклада царского быта, воссозданным с удивительной простотой и
исторической достоверностью. Здесь, собственно говоря, нет ни-
какого действия, никакого движения и даже никакого сюжета. И
конечно, такие картины, как "Семья купца в ХУ11 веке", "Стре-
лецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве", "Сборы к ран-
ней обедне" (диптих, Кировский художественный музей), "Русские
женщины ХУ11 столетия в церкви" или "Ожидают выхода царя", яв-
ляются картинами уклада московской жизни, как она представля-
лась художнику.
Критика справедливо отмечала глубокое знание Рябушкиным
покроя древнерусской одежды, его умение превращать материю в
костюм. Эти костюмы не только исторически правильны, но они
сшиты все по фигурам персонажей и, как выше было отмечено,
участвуют как один из основных моментов в построении компози-
ций картин. Такова картине "Русские женщины ХУ11 столетия в
церкви", в которой пестрота одежд превалирует над выразитель-
ностью лиц.
Говоря об этой картине, нужно обратить внимание и еще на
одно обстоятельство. Рябушкин проявлял глубокий и в те годы
чрезвычайно редкий интерес к древнерусской архитектуре, к жи-
вописи и фрескам. Неоднократно бывая в Новгороде и старинных
городах Поволжья, прежде всего в Ярославле, он насыщал свое
арение яркостью и смелыми сочетаниями красок, присущими древ-
нерусским мастерам иконописи и фрески. В ярославской живописи
ХУ11 века справедливо видят отражение народного вкуса, народ-
ного пристрастия к определенной цветовой гамме. Древнерусские
художники любили особенное звучание красного цвета, празелени,
золота и голубца, применяемого редко, но всегда таким образом,
что не только не теряется в общем оркестре эта голубая нота,
но именно она заставляет звучать с необыкновенной силой все
прочие краски, входящие в цветовую оркестровку фрески или ико-
ны. В орнаментации и колорите одежд картины "Русские женщины
ХУ11 столетия в церкви" сказывается влияние этих старинных
росписей.
Непосредственно с впечатлениями от фресковой живописи
связана картина Рябушкина "Едут!". На ней изображены тесно
прижатые друг к другу люди, на первом плане - охрана, по-види-
мому, стрелецкая, с алебардами, в нарядных кафтанах и доброт-
ных сапогах, Она охраняет дорогу от толпы, которая теснится
сзади. Очевидно, по улице должен проехать царский поезд, о чем
знают жители. Картина имеет необычный формат и композицию.
Строго выражена вертикальность всей композиции, подчеркнутая
тремя фигурами стрельцов на первом плане. Дальше стоит народ,
ожидающий увидеть любопытное зрелище. Может быть, художнику и
не очень отчетливо удалось выразить момент ожидания, но зато,
несомненно, удалось дать яркие типы русских людей. Колористи-
ческое построение картины, в которой преобладают большие плос-
кости зеленого, светло-желтого и красного цветов, связано с
тем пониманием роли цвета в живописи, которому Рябушкина нау-
чила древнерусская фреска.
В самом конце 90-х годов Рябушкин много времени проводил
в окрестных деревнях под Новгородом и в самом Новгороде. Ху-
дожника занимал внешний вид русской деревни, ее улочки, архи-
тектура изб с двускатными крышами, деревенская жизнь, проходя-
щая на этих улицах. К некоторым мотивам, найденным в таких по-
ездках, художвик неоднократно возвращался в своих произведени-
ях. Впоследствии эти наблюдения над деревенской архитектурой
послужили источником для фона основных его картин. К их числу
относится "Свадебный поезд в Москве (ХУ11 столетие)".
Глубокое понимание Рябушкиным древнерусской архитектуры
сказалось на небольшом этюде новгородской церковки (вероятно,
белокаменной), которая четким, удивительно законченным силуэ-
том рисуется на фоне бледного северного неба. Так же четок и
ажурный силуэт деревянной звонницы, контрастирующий со сплош-
ным силуэтом церковки. Ближе к первому плану - убогая бедняц-
кая избушка в два окна. Покатый холм, на котором стоит цер-
ковь, покрыт низкой травой и окружен, как это принято на севе-
ре, пряслами. По ту сторону прясел идет дорога. Вдали за хол-
мом виднеются темные силуэты крыш. Трудно представить себе бо-
лее убедительное изображение той связи между архитектурой и
окружающим пространством, которая воплощена почти в каждом
новгородском памятнике архитектуры и которую так сильно по-
чувствовал художник.
Одна из последних картин Рябушкина имеет два истолкова-
ния. По-видимому, тот ее экземпляр, который дошел до нас, не
является окончательным вариантом, Одно из названий картины -
"Въезд посольства в Москву", другое название - "Свадебный по-
езд в Москве (ХУП столетие)". Действие, происходящее на втором
плане картины, чересчур многолюдно и официально торжественно
для такого все же рядового события, как свадебный поезд. Это,
конечно, въезд посольства, происходивший со всей пышностью,
которой заранее хотели поразить русские цари и вельможи въез-
жающих в столицу иностранцев. Едва ли свадьба могла иметь
столь 6огатую обстановку. Но с этой трактовкой картины (въезд
посольства) вступает в решительное противоречие печальная фи-
гура молодой девушки, одиноко стоящей в тени на первом плане
картины. Она отвернулась, словно не желая смотреть на то, что
происходит за ее спиной. Ее настроение делается понятным, если
представить себе, что в глубине картины едет свадебный поезд и
торжествует ее соперница, а она горестно переживает это собы-
тие.
Многочисленные зарисовки и этюды лиц и фигур, написанные
им, несомненно, с натуры, являются не чем иным, как изучением,
притом любовным изучением, внешнего облика русского человека.
Однако Рябушкин даже в этих этюдах далек от холодного этногра-
физма и, наоборот, всегда проникнут живым сочувствием и глубо-
ким пониманием бесконечно дорогих ему черт русского лица. Мож-
но с уверенностью сказать, что эти последние работы художника
в известном смысле знаменовали отход от исторической трактовки
русского человека. Все больше и больше художника начинала
привлекать современная крестьянская жизнь, деревенский быт.
Ярче всего это сказалось в "Хороводе", картине, которая
имеет более распространенное и выразительное название, истол-
ковывающее суть ее сюжета - "Втерся парень в хоровод, ну ста-
руха охать". Парень, очевидно, разорвал цепь девичьего хорово-
да, На него не то вопросительно, не то укоризненно смотрит де-
вушка, стоящая от него налево. Из-за спины парня смотрят глаза
другой девицы, но выражение ее лица трудно понять, так как
плечо парня ее наполовину скрывает. Все другие изображены со
спины; парень смотрит на одну из девушек, ради которой и со-
вершил он это бесчинство. На втором плане несколько мужских
фигур и справа - беззубая и горбоносая старуха, осуждающая
происшествие и заранее охающая, предвидя неминуемую беду. В
неподвижных фигурах деревенских девушек, в их узорчатых сара-
фанах, ппаточках и гладких рукавах кофт выражены чинность,
стойкий уклад, нарушенный неожиданным, неположенным вторжением
молодого парня.
В этой картине почти нет движения, но есть та перекличка
взглядов, которая заменяет движение, потому что выражает внут-
реннюю жизнь людей. Нечего и говорить о том, до какой степени
правдива и верна эта картина в смысле изображения деревенской
жизни конца Х1Х - начала ХХ века.
Как и Максимов, которого можно считать непосредственным
предшественником Рябушкина в области деревенской тематики, Ря-
бушкин стремился жить в деревне. В 1901 году он переселился в
собственный домик в усадьбе своего друга Беляева. Можно пред-
положить, что он думал всецело заняться деревенскими темами и
вжиться в деревенскую жизнь так же глубоко, как сделал это в
свое время Максимов.
В те же годы художник ощутил первые признаки болезни, ко-
торая свела его в могилу в 1904 году. Развитию болезни спо-
собствовал беспорядочный образ жизни, которую можно было бы
назвать богемной, если бы это слово хоть в какой-то степени
отвечало внутреннему облику Рябушкина. Даже в самые тяжелые
минуты жизни сн не утрачивал душевной теплоты и внимательнос-
ти, почти женской нежности к окружающим. Что-то бесконечно
трогательное было в его хрупкой и стройной фигуре, в его лице,
в его движениях и в том, как вел он себя в кругу людей.
Долгое время Рябушкина ценили как иллюстратора по преиму-
ществу. Он щедро одарял ближайших друзей своими картинами, и
лишь сравнительно недавно они стали достоянием музеев, Да и до
сих пор еще в очень многих частных коллекциях есть почти нико-
му не известные его рисунки, этюды и даже картины.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 476;