ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.


Неравномерностью хода - постоянными отступлениями назад и

рывками вперед - отмечено развитие русского искусства в XIX

столетии. Разные стили и направления в первой половине века

смешивались, наслаивались друг на друга; их движение было па-

раллельным, а не последовательным, как в других национальных

школах.

Во второй половине века, напротив, господствовало одно

стилевое направление - реализм, вытеснившее романтизм и прео-

долевшее классицистические реминисценции. Реализм в наибольшей

мере соответствовал тем социальным задачам, которые стали

главными и определяли смысл, структуру и образную сущность ис-

кусства середины и второй половины Х[Х столетия. Споры вокруг

"проклятых вопросов", русской жизни оказались в центре интере-

сов литературы и искусства. Здесь можно было говорить об этих

вопросах в полный голос, и реализм нашел себя на этой арене

общественной борьбы, возвысив многие сиюминутные проблемы до

уровня вечных, общечеловеческих. Но время господства реализма

затянулось. Вновь образовалась диспропорция, которую надо было

ликвидировать ускоренными темпами.

И тут мы подходим к рубежу, с которого начинается искусс-

тво рассматриваемого нами периода.

В 80-е голы, когда вступает в жизнь поколение молодых ху-

дожников, открывших движение к новому искусству, многие зрелые

мастера переживали время своего расцвета. Господствующими были

принципы передвижников - принципы реализма, аналитического ис-

кусства. И. Е. Репин создавал свои лучшие произведения -

"Крестный ход в Курской губернии", "Не ждали", "Иван Грозный и

сын его Иван". К 80-м годам относятся и лучшие работы В. И.

Сурикова - "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове",

"Боярыня Морозова". Художники-жанристы развернули в 70 - 80-е

годы широкую картину современной русской жизни. Они чинили суд

над социальными пороками, анализировали, учили, убеждали.

Казалось, не могло быть сомнений в жизненности принципов

критического реализиа. Однако именно в это время молодые ху-

дожники впервые почувствовали потребность обновления художест-

венного языка, обогащения искусства новыми идеями. Сначала

робко, а потом все более решительно начинают свои поиски Вру-

бель, Серов, Коровин, Нестеров и их товарищи. Вскоре стало яс-

но, что старая система искусства отжила свой век, равно как

истощились возможности философского позитивизма, питавшего это

искусство.

Развитие изобразительного искусства на протяжении рас-

сматриваемого периода, несмотря на отмеченную выше неравномер-

ность, подчинено определенной логике. Есть своя последователь-

ность и закономерность в тех переменах, которые претерпела жи-

вопись в своем движении от "Девочки с персиками" В. Серова до

"Черного квадрата" К. Малевича, хотя эти явления отделены друг

от друга огромной дистанцией.

Смысл этих перемен заключался в преодолении свойственного

реализму принципа непосредственного изображения окружающего

мира, в обретении нового метода, с помощью которого художник

преображал видимый мир и в конце концов приходил к воссозданию

новой реальности.

Первые шаги на этом пути связаны с утверждением лиричес-

кой концепции художественного произведения, которая позволяла

перенести акцент с самого изображаемого предмета на способ его

истолкования. Этот, казалось бы, еле заметный сдвиг раскрепо-

щал художника, давал ему возможность "сокращать" повествова-

тельный аспект, заменять развернутый сюжет бессобытийным моти-

вом, сосредоточиваться на выражении собственных чувств и по-

гружаться в созерцание.

Постепенно на первый план выдвигалось субъективное нача-

ло, что в конце концов привело к своеобразной апологетике

субъективизма на рубеже 1900 - 1910-х годов.

Параллельно шел процесс освобождения искусства от той, во

многом служебной, роли, которую оно прежде выполняло в русском

обществе, озабоченном разрешением наболевших социальных проб-

лем. Русское искусство второй половины Х1Х века чаще служило

идеям, ему внеположенным, взятым из гущи общественной борьбы,

из философских и религиозных споров. На рубеже столетий икусс-

тво возгорелось идеей полной самостоятельности, самодостаточ-

ности. Зачинателями борьбы за чистоту и самоценность искусс-

тва, стали поэты-символисты и художники группы "Мир искусс-

тва".

Между самими поборниками нового движения подчас возникали

споры. В отличие, например, от Валерия Брюсова - сторонника

абсолютной художественной автономии, Александр Блок утверждал,

что русская культура молода и синтетична, поэтому искусство и

другие сферы человеческой деятельности (в частности, филосо-

фия, религия и даже политика) не могут обойтись друг без дру-

га. Но эти внутренние споры не ослабили общего порыва к новым

принципам художественного мышления. Пусть искусство так и не

освободилось от тех проблем, которые не укладывались в пара-

метры "чистой" эстетики, и вплоть до авангардных своих прояв-

лений оставалось "философией в красках", продолжало выполнять

пророческую функцию, оно все более укреплялось в своей специ-

фике, полагаясь на внутренние возможности.

Что касается отношения художника к окружающему миру, то

здесь процесс пролегал через все более последовательное преоб-

ражение реальности. Мастер-творец проникал сквозь внешнюю обо-

лочку явлений, стремясь раскрыть их глубинную сущность и пола-

гая художественный образ местом пересечения феноменального и

ноуменального. Он рассчитывал на многогранность и многознач-

ность этого образа, его несводимость к какому-то определенному

понятию.

Реальность преображалась, как бы проходя различные стадии

пересоздания - на уровне сюжета, средствами театрализации

действительности, с помощью возрождения мифологического мышле-

ния. В соответствии с этим менялась жанровая структура. Жанры,

предусматривавшие прямые формы общения искусства и действи-

тельности, такие как бытовой жанр или пейзаж, уступали место

историческому, мифологическому, подготавливая полную отмену

того принципа жанрового структурирования, который существовал

в течение многих столетий.

Мифологизированное мышление завоевывало все более прочные

позиции в изобразительном искусстве. Расширение сферы его

действия определило смену традиционных ориентиров, поворот от

классического наследия к различным формам примитива, что дава-

ло художниху "дополнительное право" преображать реальность.

Как цель постижения эта реальность все более последовательно

утрачивала земные формы, приобретала вселенский, а подчас кос-

мический характер.

Искусство стремилось прозреть такие закономерности, жиз-

ни, которые составляли некую параллель законам бытия, ставшим

предметом науки и философии ХХ века. Интуиция художника и "но-

вый рационализм" ХХ века шли навстречу друг другу, открывая

новые горизонты перед искусством.

Такова была общая закономерность художественного разви-

тия. Нам предстоит рассмотреть те конкретные стилевые формы, в

которых эта закономерность реализовалась.

Весь период, начиная с 1890-х годов и кончая 1917, разде-

ляется на два этапа. Первый охватывает 1890-е и первую полови-

ну 1900-х годов, второй - время с 1907 ло 1917 г. Граница меж-

ду ними вполне определенна, но она не разрывает русского ис-

кусства на изолированные друг от друга части. Не говоря уж о

том, что в 1910-е годы продолжали работать мастера, сформиро-

вавшиеся ранее, и новое поколение художников, оппозиционное по

отношению к старшим, многое воспринимало от них. Целостность

периода сохраняется, несмотря на обилие тенденций, группиро-

вок, манифестов, программ и широковещательных заявлений, нап-

равленных против предшественников и современников. Установить

эту общность и помочь разобраться в закономерностях единого

историко-художественного процесса - одна из наших задач.

 



Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 233;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.015 сек.