Текст как объект исследования. Основные термины и понятия.


 

Само понятие текста не совсем четко очерченный в современной науке. Под него можно подвести самые разнообразные высказывания, часто не соизмеримые ни объемом, ни построением, ни способом изложения – от лозунга или пословицы к монографии или многотомной эпопее. С одной стороны – это любое высказывание, состоящее из одного или нескольких предложений, с другой – такое языковое образование как повесть, роман, эпопея. На этом основании иногда высказывается сомнение, следует ли считать текст языковой единицей. Термин текст используется для обозначения не только целостного высказывания, но и относительно законченного по смыслу отрывка.

Среди различных определений текста выделятся следующие:

• текст определяют как максимальную единицу языка высшего уровня языковой системы;

• как продукт речи;

• как единицу, которая выражает суждения;

• как целостное и связанное сообщение, составленное для передачи и сохранения информации;

• как сумма, совокупность или множество фраз;

• как структурное и смысловое единство.

Любой текст объединяет план содержания и план выражения. План содержания текста – это его смысл. План выражения – языковое оформление.

Каждый текст, освещая какую-то тему, содержит в себе определенный объем фактических данных, определенную информацию. Поскольку текст может быть разный: художественный и нехудожественный / научный, официально-деловой, публицистический, то каждый из них требует своеобразного подхода. В частности информация, содержащаяся в нехудожественном тексте, всегда достаточно четко соотносится с определенным участком действительности и ориентирована на конкретный круг адресатов. Такой текст ограничен в ряде признаков – социальных, профессиональных, политических, территориальных, национальных и тому подобное. Замена конкретных индивидуумов в этой группе текстов к кардинальным изменениям в восприятии информации не ведет.

Известно, что смысл одного и того же текста не всегда одинаково воспринимают разные люди. Так, очень часто при восприятии преобладает логическая информация и остается без внимания эстетическая. Иногда логическую информацию по-разному интерпретируют люди, читающие один и тот же произведение. Т.е. смысл, который вкладывает автор, и содержание, воспринимают читатели, не всегда адекватны. Каждый читатель расставляет акценты по-своему, по-своему интерпретирует. Чтобы предотвратить это, проводится лингво-смысловой анализ, то есть осуществляется лингвистический анализ текста.

Категории текста. Основными признаками текста, И.И. Теньковкой, являются:

1) целостность; 2) связность; 3) членимость; 4) линейность; 5) информативность; 6) структурно-смысловая завершенность.

Целостность текста, тесная взаимосвязь его составляющих, получила в современной лингвистике еще название когерентность (от лат.cohaerens – связный, взаимосвязанный). Она бывает смысловая, структурная (грамматическая), коммуникативная.

Текст – это нехаотическое нагромождение единиц разных языковых уровней, а упорядоченная система, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено. Смысловая целостность текста заключается в единстве его темы. Структурную (грамматическую) целостность обеспечивают местоимения, наречия, употребление определенного времени и тому подобное. Коммуникативная целостность текста – это смысловое и грамматическое подчинение каждого следующего предложения предыдущему, от известного к новому.

Целостность текста связана также с взаимодействием коллизий и континуума.

Термин континуум означает непрерывное образование чего-либо, то есть нерозчлененный поток движения во времени и в пространстве. Но движение можно проанализировать только в том случае, если приостановить его и увидеть в разложенных частях дискретные характеристики, которые во взаимодействии образуют представление о движении. Таким образом, континуум как категорию текста можно представить себе как последовательность фактов, которые разворачиваются во времени и пространстве, причем развертывание событий происходит неодинаково в текстах разных типов.

Континуум художественного текста основан на нарушении реальной последовательности событий и не обязательно обеспечивается линейностью повествования. Целостность текста тесно связана с его связностью.

Связность текста осуществляется с помощью ряда структурных и лексико-семантических средств, которые есть в каждом тексте в самых разнообразных комбинациях. Связность бывает линейная (или последовательная) и вертикальная (или цепная). Связность линейного типа – это непосредственная связь отдельных частей текста (лексическая и грамматическая). Вертикальная связность заключается в том, что отдельные части текста связаны не непосредственно друг с другом, а пучковидно – через тему, заголовок, название и т. п.

А.И. Мамалыга в структуре публицистического текста выделяет такие виды связи: последовательную, параллельную, интегративную, коррелятивную, тематическую и т.п.

Последовательная связь. Средствами этого вида связи являются смысловые повторы элементов предыдущего предложения, использование синонимов к этим элементам, указательных слов (этот, это, такой, который, что, здесь, родовых понятий, напр.: Недавно в Москве открылась выставка... Она была организована... Экспозиция содержит...

Параллельная связь используется для соотнесенного сочетания предложений (то, что было сказано обобщенно – конкретизируется, или наоборот), напр.: На городских спортивних играх наша школа выиграла первую победу: ее спортсмены достойно завоевали высшие награды – золотые медали.

Интегративная связь. Суть её заключается в том, что предложения становятся симметрично соотнесенным. Средствами связи являются союзы и соединительные слова и выражения (и поэтому, а поэтому, и все же, несмотря на). Они связывают предложения в системные объединения: Впервые финал зимнего спортивного праздника состоялся в одной школе – Николаевского района. И это не случайно. Ведь школа № 78 – это центр массовой физической культуры.

Тематическая связь. Это связь элементов содержания и целостного смысла нескольких предложений, напр.: «Семь футов под килем» пожелали вчера моряки Латвии своим коллегам речникам. Новый теплоход «Борис Пускаускас» открыл трассу Рига-Таллин – Рига». Два предложения сообщают о смежные событиях в одной сфере. Первое предложение о факте пожелания успешного плавания, а второе о том, что новый теплоход открыл новую трассу. Из этого следует, что предложения связаны между собой тематически: в первом речь идет о пожелании, а во втором о том, чем оно вызвано.

Для обозначения тех или иных типов и средств связности используют еще термин когезия (с англ. cohesion – сцепление). Это особые виды связи, обеспечивающие континуум, то есть логическую последовательность (темпоральную или пространственную), взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий и проч.

Средства когезии в тексте можно классифицировать по различным признакам: 1) логические, 2) ассоциативные, 3) образные, 4) композиционно-структурные, 5)стилистические, 6) ритмообразующие.

К логическим средствам сцепления относятся: а) причинно-следственные связи; б) спецификация /от общего к частному/; в) переход от простого к сложному.

Ассоциативное сцепление осуществляется с помощью а) ключевых слов; б) близких по значению слов; в) синтаксического параллелизма.

Примером образной когезии является система образов и символов произведения. В частности, в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» образом-символом, который пронизывает целое произведение, выступает собор. Он олицетворяет в себе непобедимость связи разных поколений и высочество человеческого духа.

Структурно-композиционную когезию наблюдаем в тех или иных особенностях построения произведения, в расположении его композиционных элементов. Структурная когезия определяется связующими средствами и дейктическими компонентами.

Стилистическая связность связана с принадлежностью текста того или иного функционального стиля, а также с индивидуальным стилем автора.

Ритмическая связность характерна преимущественно для поэтических произведений, хотя в современной литературе идет речь и о ритме прозы.

Связанность бывает линейная (или последовательная) и вертикальная (или цепная). Связанность линейного типа – это непосредственная связь отдельных частей текста (лексической и грамматической). Вертикальная связанность заключается в том, что отдельные части текста связаны не непосредственно друг с другом, а пучковидно – через тему, заголовок, названия и тому подобное.

Одним из основных грамматических средств связанности видо-временная соотнесенность предложений. А.А.Леонтьев выделяет следующие грамматические признаки связности: 1) синтаксический параллелизм; 2) синтаксическое свертывание исходного предложения при полном или частичном воспроизведении содержания; 3) синтаксическое усечение (сокращение) предложения по определенным правилам относительно исходного предложения. К средствам лексической связанности относятся: лексические повторы местоимений и синонимических замен, союзы, соотносительные слова и т. п. На основе этих средств связанности в тексте образуются различные виды связи. Г.Солганик выделяет два основных вида связи: параллельная связь и последовательная. Последовательная связь базируется на движении мысли. Формальным, структурным выражением этой связи является повтор – переход предиката предыдущего суждения в субъект следующего. Если же при одном и том же субъекте имеются различные предикаты, то можно говорить о параллельной связи, при которой один и тот же субъект характеризуется с разных сторон.

Разбиение текста на его возможные части, скажем, темы на субтеми и т. д. называется членением текста на текстемы, границы которых определяются субтематическим содержанием, информационными характеристиками и соответствующим языковым оформлением. Конечно, в чистом виде такое структурирование текста, его делимитация выступают как идеальный случай.

Членение текста осуществляется по многим признакам:

• глубинными и поверхностными;

• концептуальными и методическими;

• содержательными и техническими;

• объективными и субъективными.

Глубинное членение текста связано с его темами, поверхностное – с паузами. Концептуальное – это логическое обоснование разделения текста на части, подчиненных методической цели – оформлению сочинения, реферата, формулы и т.п. Содержательное и техническое членение текста требует соответствующего полиграфического оформления – от заголовка до распределения на разделы и параграфы. Объективное и субъективное членение применяется только в художественных текстах и вытекает из авторского замысла.

Чтобы создать текст, необходимо определить его основные единицы. Если для предложения основными единицами являются слова в их формально-структурном и семантическом отношении, а для надфразовых единств (сложное синтаксическое целое) или абзацев такими единицами являются предложения, то для текста структурными единицами являются надфразовые единства и абзацы. Основной структурной единицей текста лингвистика текста считает надфразовое единство, образованное из совокупности предложений, связанных между собой тем или иным типом связи ( в основном логическим и синтаксическим). Некоторое время надфразовое единство терминологически отождествлялась с абзацем.

Один абзац может содержать несколько сложных синтаксических целых и наоборот, одно ССЦ может выделять из своего состава несколько абзацных фраз или содержать в своем составе несколько абзацев. Данные понятия нельзя противопоставлять они не противопоставляются. Это взаимодействующие категории. Однако еще опаснее их не различать.

Возможное совпадение границ надфразового единства и целого произведения. Целостное произведение небольшого объема (газетная заметка, короткий рассказ, сообщение о погоде, объявление и т. п) может состоять из одного надфразового единства.

Определение границ сложного синтаксического целого проблема сложная, но возможная. Структурно ССЦ может совпадать с одним абзацем или несколькими, в смысловом – это относительно законченный микротекст, содержащий сообщение, описание события, явления.

Учитывая структуру, абзац является ядром текста.

Выделение абзацев – это способ семантико-стилистического выделения предложений, чтобы привлечь к ним особое внимание. В ритмическом – знак разделения, знак предупреждения о том, что необходимо приготовиться к восприятию новой и важной информации. В стилистическом – абзац позволяет выразить: а) специфику функционального стиля и жанр речи; б) специфику индивидуального стиля.

Абзацы когут выделять три основные причины:

• новизна информации;

• важность ее в пределах текста;

• невозможность подачи информации через логическую несовместимость.

Членение может быть также формальным /архитектоническим/ и смысловым /композиционным/.

Смысловое членение – это выделение основных частей композиции: экспозиции, завязки, кульминации и тому подобное. Форма и содержание тесно между собой связаны.

Членения в научных, деловых, газетных текстах основывается на совершенно других принципах. В тексте, который не выполняет эстетико-познавательной функции, главным принципом членения выступает логическая организация сообщения.

Четко выдержано оно в научной литературе. Четкость предопределяется цифровыми, буквенными или условными обозначениями, которые выделяют части текста.

Отличный от других тип членения принят в дипломатических документах. Цифровые и буквенные обозначения встречаются здесь очень часто и имеют статус определяющей очерченности. Подобное есть и в законодательных актах.

Членения в газетных текстах подчиняется в основном 1) прагматической установке и 2) выделить места действия, самого текстового материала на страницах сообщения.

Линейность текста рассматриваем как такую категорию, что позволяет описать виденное ( подать какую-то проблему) последовательно, в развертке. Она тесно связана с категорией континуума, что обозначает пространство и время.

Под информативностью понимают степень новизны и неожиданности для аудитории элементов текста. Информативным является любой вид текста (научный, публицистический, художественный). Фактор информативности связан с типом информации. В художественном тексте преобладает эстетическая информация (в поэзии она на порядок выше), в научном – семантическая, в публицистическом – идеологическая (информация о политических событиях всегда носит идеологический оттенок). Кроме того, под информативностью понимают еще тот социально-культурный фон, который характеризует содержание речи. Информативность в художественном тексте рассматривается как разновидность способа организации текста (описание, повествование, рассуждение), в публицистическом и научном она связана с жанровыми особенностями (статья, интервью, сообщения, тезисы, доклад, монография и тому подобное).

Завершенность текста. В любом тексте можно вычленить отдельные части, которые могут быть самостоятельными текстами. В лингвистике существует понятие микро и макрокоманды. Микротекст – это надфразовое единство, текст – это текст целого произведения.

Итак, текст характеризуется целостностью, связанностью, членимостью, линейностью, информативностью, завершенностью.

Однако, кроме перечисленных категорий текста, другие ученые выделяют еще категории модальности, интерсубъективности, эффективности, состоятельности, истинности, влияния, апеллятивности, интертекстуальности т. п.

Модальность – это отношение автора текста к содержанию сообщения. Модальность текста в корне отличается от модальности предложения и модальности надфразового единства. Если модальность предложения выражена эксплицитно лексическими или грамматическими средствами, если модальность надфразового единства выражена, кроме тех средств, еще и ремарками автора, то модальность текста – взаимоотношением предикативных и релятивних единиц.

Значительную роль при выявлении модальности текста играет система стилистических приемов литературной обработки, особенно средства образности: эпитеты, повторы, семантические элементы и тому подобное.

Интерсубъективность – это степень одинакового понимания содержания текста двумя участниками текстовой коммуникации писателя и читателя с точки зрения информативного, эстетического, идеологического восприятия текста.

Категория эффективности, которая заключается в том, что текст способен воздействовать на аудиторию. Эффективность текста проявляется по-разному в разных видах текстов: в художественном она возникает тогда, когда читатель обнаруживает сопереживание. Сила художественной литературы собственно в том и заключается, что читатель, очень и очень удаленный от перипетий жизни персонажа способен почувствовать, понять и принять его переживания, действия, поступки.

Эффективность научного текста состоит в принятии точки зрения ученого, в заинтересованности тем или иным направлением научных поисков. Эффективность научно-технической рекламы заключается в том, что реципиента убедили купить новое техническое оборудование или новую технологию. В политическом тексте эффективность воздействия зависит от того, приняла аудитория уклон журналиста.

Категория эффективности тесно связан с категорией убедительности и зависит от нее. Этот фактор является наиболее существенным для текстов средств массовой информации, рекламы.

Названные категории тесно связаны с категорией истинности. Парадокс заключается в том, что даже описания в фантастической литературе воспринимаются как истинные, как реальные. Вспомним, сколько сторонников у гипотезы о существовании НЛО и пришельцев с других планет. Эту психологическую особенность используют и в пропаганде: распространении самых фантастических слухов и сплетен происходит таким образом, что они кажутся истинными для аудитории. Этот фактор действия во всех видах текстов, но его значимость может быть различной: в одних текстах данная категория является базовой, в других отходит на второй план. В текстах художественной литературы его воплощения довольно своеобразное, поскольку придуманное автором воспринимается как реальная жизнь. В ораторской речи данный фактор выдвигается на первый план, хотя истинность может иметь относительный характер.

Категория апеллятивности в художественном тексте проявляется в том, что писатель – художник слова апеллирует к чувствам и мыслям читателя нужным словом, оказывает эмоциональное воздействие на них. Этот фактор у каждого писателя проявляется по-своему: у одного через метафору и эпитет, в другой через интонационный рисунок повести.

Категория апеллятивности в шкале категорий текста стоит рядом с категорией воздействия, которая будет тем выше, чем непосредственнее воспринимают читатели образно изображаемую действительность, чем явственнее сила художественного слова.

Категория структурности отражает закономерности соотношения единиц языка разных уровней в формировании текстового уровня.

 

В тексте также выделяем контекст и подтекст.

Контекст – это содержательно законченный отрезок устной и письменной речи, достаточный для определения смысла слова, выражения или предложения, входящие в его состав, для установления грамматических словоформ, характеристики синтаксических структур и для выяснения стилистического или лингвистического функционирования слов (словоформ) выражения или высказывания. Иногда под контекстом понимают и словесное окружение, и конституцию речи, и жанр высказывания. Контекст разделяется на горизонтальный и вертикальный.

Горизонтальный контекст – это окружение определенной языковой единицы условиями или особенностями употребления определенного элемента в речи и вообще словесно законченным отрезком письменной речи, что дает возможность выяснить значение слов или фраз, входящих в него.

Вертикальный контекст – это историко-философский контекст определенного литературного произведения и его частей. Он дает возможность увидеть, как тот или иной писатель побуждает читателей к восприятию информации, которую он объективно заложил в литературное произведение.

Можем говорить о контексте замысла и контексте функционирования. Отсюда вытекает понятие контекста творчества писателя, литературного направления, национальной и региональной общности, мировой литературы.

Подтекст – это вербально не выраженная, скрытая информация, которая проявляется в процессе чтения /слушания текста на фоне основной, содержательно-фактуальной информации благодаря способности языковых единиц порождать ассоциативные и коннотативное значение. Потенциально заложенная в содержании художественного произведения подтекстовая информация таит в себе подлинные намерения, мысли и чувства, которые часто противоречат вербально выраженному прямому содержанию. После первого ознакомления с текстом подтекст может оставаться вне поля зрения читателя, поскольку непосредственно не воспринимается, а выявляется только на основе осмысленной прямой вербально выраженной информации.

Как известно, текст художественного произведения представляет собой сложную многоуровневую целостную структуру, созданную из языкового материала и наполненную таким объемом разнотипной информации, который, по мнению ученых, не может передавать текст любого другого стиля. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что языковые единицы всех уровней, находясь в тесной связи и взаимодействии, создают детерминированное автором внутреннее композиционно-смысловое единство, каждый элемент которого, и вся система в целом приобретают особую семантическую нагрузку, а с другой – свойством самого языка порождать проектированнные формы. В процессе образования языка реализуется не только активный потенциал языковых единиц, но и рождаются новые эстетические значения, то есть происходит образно-эстетическая трансформация средств общенародного языка и создание смысловых единств. Поэтому текст художественного произведения может нести не только информацию о фактах, события, процессы объективной реальности, факты и образы, созданные воображением художника, не только передавать отношение к ним персонажей и автора, но и содержать скрытую информацию, которая вытекает из всего текста и не имеет специального языкового выражения. Эту глубинную информацию, которая воспринимается адресатом (читателем, слушателем) на основе соотнесения вербально выраженного смысла с контекстом и речевой ситуацией, называют подтекстом.

Активное использование подтекста в литературе ХХ в. объясняется углублением скепсиса в отношении естественно-научных, логических методов познания мира, адекватного воспроизведения действительности, убедительного истолкования ее. Писатели все чаще создают многоплановость текста, провоцируют большое количество толкований. Текст современного художественного произведения – это многоуровневое образование, в котором взаимодействуют и сосуществуют разные мировоззренческие концепции. Он предполагает диалог автора и читателя. Пределы такого текста значительно шире, чем границы самого художественного произведения.

Важным фактором в создании подтекста является личность самого писателя. Не менее существенным является и время и условия создания произведения. Эпоха, интеллектуальное состояние общества в целом, уровень развития его культуры, образования – все это ощутимо влияет на выбор автором манеры изложения. Воспроизводя сутки, художник работает с тем материалом, который берется из мира его чувств, мыслей, эмоций, переживаний, настроений. А это, безусловно, всегда сложный психологический процесс. Более того, каждый художник не просто отражает окружающую действительность, он должен еще и объяснить ее не просто абстрактному читателю, а и народу, нации. Помогают писателю творить скрупулезная наблюдательность, особое художественное мастерство, одержимость, чувственность.

Способы выражения скрытого смысла разнообразны:

* переосмысление значений лексем,

* особый порядок слов,

* парцелляция,

* синтаксические повторы,

* морфологические структуры.

К средствам, которые создают подтекст любого произведения, нередко входят особые ряды слов, составленные по принципу нанизывания и объединены интонацией перечисления. Компонентами таких рядов нередко становятся слова разнородных, порой логически не совместимых лексических значений (напр.: Работа, памятник, дом, телевизор, пластмассовые бигуди, железный голос – это все, что осталось ей от жизни), различные грамматические ориентации (Здесь собирались люди, которые любят чай, бутерброды, музыку, юмор, пошутить, потанцевать...). Организационным центром в приведенных примерах есть информация, скрытая от читателя, что не имеет четкого материального оформления. Эта обобщающая информация и является смысловой доминантой перечисленного ряда. Смысловой доминантой могут выступать лексические и грамматические смыслы, которые выводятся из конкретных смысловых ситуаций ряда.



Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 510;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.019 сек.