Дальнейшее развитие социально-экономических взглядов на проблему предпринимательства
Анализ основных вех трансформации терминов «предприниматель» и «предпринимательство» в науке середины 19 - начала 20 века отражает разнообразие взглядов на понимание феномена предпринимательства. В экономических исследованиях предпринимательства, проведенных уже в начале двадцатого века, особое внимание уделялось связи между эффективностью предпринимательской деятельности и социально-психологическим факторам, составляющим эту деятельность.
Существенный вклад в развитие представлений о предпринимательстве внесли немецкие социологи-классики М. Вебер и В. Зомбарт. М. Вебер исследовал роль протестантской религии и этики в формировании «предпринимательского духа», видел в основе предпринимательской деятельности принцип рационализма и разработал социологию экономического поведения людей (1900 и 1921 годы). Вебер исходил из собственного понимания социального действия: признаков социального действия (осмысленности и ориентации на ожидаемую реакцию), его типологии, а так же социологии власти. Согласно Веберу предпринимательство способствует развитию способностей людей и эффективному использованию их предрасположенности к определенным видам практически рационального жизненного поведения. Предпринимательская деятельность – это воплощение рациональности, т.е. функциональной эффективности, получения максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий. В основе «идеального» предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма, а мировоззрение и нравственность (ценности) оказывают важнейшее влияние на предпринимательскую деятельность.
Другую точку зрения на проблему эффективности предпринимательской деятельности высказал В. Зомбарт. Предприниматели, по В. Зомбарту, - это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода. Предприниматель выполняет несколько ролей:
«завоеватель» (отличительные черты предпринимателя-завоевателя – духовная свобода, готовность к риску, богатство идей, воля, настойчивость);
«организатор» (человек, умеющий подбирать и объединять людей и вещи в эффективное целое);
«торговец» (тот, кто умеет выгодно продать товар).
Цель предпринимательства – стремление к процветанию и развитию дела, в первую очередь, а так же рост прибыли (как необходимое условие для процветания).
Зомбарт выделил шесть основных типов капиталистических предпринимателей:
1. Разбойники (например, участники военных походов и заморских экспедиций ради добычи золота и экзотических товаров).
2. Феодалы (извлекающие прибыль из своих земельных владений продажей зерна и шерсти, добычей полезных ископаемых).
3. Государственные деятели (поддерживающие торговые и промышленные компании).
4. Спекулянты (оперирующие с деньгами и ценными бумагами: ростовщики, банкиры, биржевые игроки, грюндеры (учредители акционерных обществ)).
5. Купцы (взаимодействующие с лицами, которые облечены властью, и вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ).
6. Ремесленники («то, что англичане называют метко «Manufacturer», французы — «Fabricant» в противоположность порожденному купеческим духом «entreprener»— мастерам и коммерсантам в одном лице»).
Основными группами функций предпринимателя являются:
организационные;
торговые (искусство вести переговоры, завоевывать доверие, формировать желание покупать товар);
счетоводные (точное числовое исчисление затрат и результатов).
Экономические отношения, согласно Зомбарту, проходят ряд стадий. Процесс развития капитализма - это органический цикл с эволюционными фазами, при этом для ранней стадии капитализма («героической юности») характерны три первых типа предпринимателей (разбойники, феодалы и государственные деятели). Психологический портрет предпринимателей на этом этапе развития общества отличается агрессивным авантюризмом и наслаждением жизнью как завоеванием. Затем на первый план выходят «мирные» типы предпринимателей, особенно фабриканты. Этот тип предпринимателей стремится избегать в своей деятельности всего насильственного и авторитарного и отличается искусством достигать соглашения со своими поставщиками, рабочими и клиентами, чувством долга и умением «считать и копить». Т.е. склонность к риску замещается «мещанскими добродетелями», «деловой моралью» и рациональным подходом.
Зомбарт, однако, не был склонен идеализировать тип предпринимателей-фабрикантов: обращаясь к опыту современных ему американских миллионеров (известных умением «сворачивать шеи» конкурентам), он делал вывод о трех главных формах конкуренции в современном капитализме:
1. Конкуренция эффективностью (ценовая).
2. Конкуренция внушением (реклама).
3. Конкуренция насилием, которая нашла себе применение у крупных компаний и направлена была на стремление к монополии.
На примере модели предпринимателей В. Зомбарта можно увидеть, что разделение предпринимателей на группы происходит по стилям их руководства, психологическим особенностям личности, ключевым функциям их деятельности, а так же социально-экономическим условиям, в которых каждый их этих типов наиболее эффективен. По мнению Зомбарта, великие предприниматели — это «люди, соединяющие в себе различные, обычно раздельные предпринимательские типы, которые одновременно являются разбойниками и ловкими калькуляторами, феодалами и спекулянтами, как мы это можем заметить у магнатов американских трестов крупного масштаба».
Такой «эклектичный» подход к построению модели «идеального» предпринимателя наблюдается в теориях предпринимательства и сегодня. Чем шире диапазон ролей предпринимателя и богаче личность, тем более потенциально успешным считается предприниматель.
Фрэнк Хайнеман Найт (1885-1972) считается основателем Чикагской школы экономической теории, хотя его взгляды не соответствуют ее основным отличительным признакам: вере в неограниченные возможности свободного предпринимательства и неоклассической теории цены. В своей книге «Риск, неопределенность и прибыль» Найт развивает восходящее к Тюнену различие между исчисляемым и неисчисляемым риском (который вызван неопределенностью (uncertainty)). Риск предполагает известный набор исходов, для которого существует известное распределение объективных вероятностей. Двумя типичными ситуациями исчислимого риска являются:
1. Ситуации, в которых известна «априорная вероятность», например, азартные игры, в которых вероятность выпадения одной из граней игральной кости заведомо равна 1/6.
2. Ситуации, в которых известна «статистическая вероятность», например, вероятность человека дожить до определенного возраста, которая рассчитывается компаниями по страхованию жизни. От такого риска вполне можно застраховаться, и страховые взносы включить в «постоянные издержки отрасли», которые перекладываются на потребителей, подобно другим издержкам производства.
В ситуации «подлинной неопределенности» ни вероятности, ни даже полный набор возможных исходов неизвестны, так как отсутствует прецедент. Эта неопределенность, присущая всякому капиталистическому предприятию, согласно Найту, «не может быть ни застрахована, ни капитализирована, ни оплачена в форме заработной платы».
Неопределенность для капиталистического предприятия существует в двух областях:
в области производства (количество и качество изделий, которое удастся получить из данного объема ресурсов);
в области потребностей будущего покупателя.
Как и Кантильон, Найт настаивает на том, что предприниматель не знает заранее цену, по которой будет продан его продукт, но, в тоже время, обязан заранее расплатиться с собственниками факторов производства по законам предельной производительности, заплатить им «контрактные доходы». Интересно, что, по Найту, предприниматель, настроенный оптимистически, имеет больше шансов на убыток, а пессимист — на прибыль. Казалось бы, довольно парадоксальный вывод, но надо учитывать, что речь здесь идет только об остаточном компоненте его дохода. Контрактный же компонент дохода оптимистического предпринимателя (менеджера) будет больше, чем у пессимиста, поскольку его самоуверенность найдет отражение в контракте. Соответственно, предпринимателем, по Найту, является человек, берущий на себя бремя подлинной неопределенности и избавляющий от него своих «поставщиков», при этом предприниматель несет полную ответственность за то, что собственники ресурсов получат их рыночную цену. Естественно, для того, чтобы специализироваться на этой функции, предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция. В ходе дальнейшего развития экономической теории найтовское разделение между риском и истинной неопределенностью оказалось малопродуктивным, но это не повлияло на применимость созданной Найтом теории прибыли, которая по-прежнему остается на вооружении экономической науки.
Помимо этого, Найт полагал, что менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия обретают самостоятельность, и он готов к личной ответственности. Предпринимательский доход – это разница между ожидаемой (прогнозной) денежной выручкой фирмы и реальной ее величиной. Несмотря на неопределенность будущего, предприниматель может «угадать» основные параметры развития производства и обмена и получить дополнительный коммерческий эффект (отсюда и особая роль интуиции предпринимателя в принятии решений).
Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 324;