Танец Древнего Египта.
Много тысяч лет назад, до нашей эры, в долине реки Нил сложилась первая известная на Земле цивилизация — Древний Египет. Это было сильное государство, во главе которого стоял фараон — бог на земле. Египтяне построили огромные города, защищенные от врагов крепкими стенами, создали величественные храмы и пирамиды, совершили удивительные научные открытия. Дошедшие до нас памятники искусства и литературы свидетельствуют о большом значении музыки и танца в Египте. Музыка звучала в народном быту, сопровождая работу, исполнялась во время массовых празднеств и гуляний, торжественных шествий и дворцовых развлечений.
Археологи обнаружили в гробницах множество сложных музыкальных инструментов — дугообразные арфы, флейты, лиры, лютни, барабаны; а на стенах — изумительные по красоте рисунки, изображающие танцующих людей. На одном из рельефов фараон Эхнатон одаривает жреца, а тот радостно танцует перед своим повелителем. На другом изображены акробаты; они играют с мячами, проделывают фокусы, стоят на одной ноге, высоко прыгают. Интересно здесь изображена танцовщица, которая совсем запрокинулась назад — это положение несколько напоминает «мостик». Особую ценность имеет фреска из одной могилы, где представлена сцена пира. Здесь в длинных прозрачных платьях плавно и грациозно двигаются под звуки тамбурина танцовщицы. Эти открытия доказали, что в Древнем Египте танец имел немаловажное значение и без него не обходились ни одно празднество, ни одна религиозная или дворцовая церемония: в домашнем кругу, в общественном месте, в храме — всюду встречается танец. В Древнем Египте существовали даже особые заведения, где готовили танцовщиц, музыкантов и певиц, чаще всего такие музыкально-танцевальные школы существовали при больших храмах.
Классификация древнеегипетских танцев:
1. Священные танцы. Каста жрецов играла большую роль в культурно-политической жизни Древнего Египта. Служители богов старались окружить религию непроницаемой тайной, обряды были полны мистики и сверхъестественности. Танцевальными ритуалами было окружено большинство древнеегипетских священных культов. Древнейшей пляской в Древнем Египте считалась астральная пляска зодиака. Она исполнялась ночью в главном храме города. На площадке перед храмом, под ясным звездным небом устанавливался жертвенник и зажигался огонь. Двенадцать молодых красивых жриц, изображающие двенадцать знаков зодиака, в длинных одеждах, взявшись за руки, двигались вокруг жертвенника по направлению с востока на запад. Их медленный торжественный танец символизировал движение Земли вокруг Солнца. Затем каждая жрица мимически изображала те события, которые связаны с появлением каждого созвездия. Например, жрицы, изображавшие осенние знаки зодиака — Деву, Весы, Скорпиона, показывали в танце сбор урожая, жатву и т. п.
Грандиозно-торжественными были представления, связанные с мифом об Осирисе и Исиде, во время которых исполнялась «Пляска Аписа». Эти празднества проходили перед разливом Нила. По учению египетских жрецов, верховное божество, любимый бог древних египтян Осирис, каждые двадцать пять лет воплощался в быка. Считалось, что бык рождался от удара молнии. Этого быка искали по всему Египту; он обязательно должен был быть черного цвета и обладать особыми приметами. Сорок дней этого быка кормили в священной долине Нила, ему прислуживали специальные жрицы, одетые в белые полупрозрачные одежды, которые исполняли перед быком священные пляски. Через сорок дней бык шествовал к главному храму Древнего Египта в Мемфисе, где начиналось главное торжество. Процессия сопровождалась веселыми танцами, музыкой, пением жрецов. В плясках рассказывался миф об Осирисе и Исиде — рождение бога, его соединение с Исидой, богини Земли, убийство Осириса злым братом, поиски Исидой тела мужа, ее плач и воскрешение Осириса. В финале пляска исполнялась в очень живом темпе: жрицы высоко подпрыгивали, сильно перегибали корпус и быстро вращались. Через двадцать пять лет наступал срок, когда Осирису следовало переселиться в тело другого быка - Аписа, а старый приносился в жертву. Смерть его сопровождалась такими же торжествами и плясками, как и при его обоготворении, но уже не веселыми и радостными, а печальными, погребальными.
2. Домашние пляски — их исполняли для развлечения гостей во время пира специально обученные танцовщицы, которые назывались альмеи. Они выступали в длинных прозрачных платьях или в коротких передниках. Руки и ноги танцовщиц всегда украшались браслетами, грудь — ожерельем, тело — гирляндами цветов, голова — лентой или цветком лотоса, волосы укладывались в прически из нескольких кос. Танцевали они под аккомпанемент музыкальных инструментов. Особой популярностью пользовался танец живота, сохранившийся на Востоке и до сих пор.
3. Обрядовые танцы. Сохранилось описание погребальной пляски: ее изображения встречаются на стенках саркофагов и гробниц. Когда умирал человек, его тело бальзамировалось: древние египтяне верили, что если тело истлеет и разрушится, душа умершего перестанет жить. После бальзамирования тело запеленывали, клали в украшенный саркофаг, и траурная процессия отправлялась в «город мертвых». Шествие было очень торжественным: при протяжных звуках труб плакальщицы в длинных прозрачных туниках желтого цвета (цвет траура в Древнем Египте) жестами изображали отчаянное горе, кричали и плакали, рвали на себе волосы, поднимали молитвенно руки ладонями кверху, ломали руки и в пантомиме изображали деяния умершего.
К обрядовым танцам можно отнести танец «Четырех основ», который исполнялся в храме богини Изиды. В этом танце участвовали жрецы и жрицы, в руках которых имелись разные символы – цветы, зеркала, волосы и иногда арфы, основной аккомпанирующий эти танцы инструмент.
Виды египетских танцев:
Мимический – в котором жесты и позы служили выражением мысли;
Чистый – он состоял из колебательных движений корпуса, из упражнений на гибкость и ловкость.
При храмах древнего Египта существовали школы, выпускницы которых «наложницы божеств», жрицы-танцовщицы, пользовались большим авторитетом у египтян. Основным предметом в школах был танец. Во всех танцах, исполняемых девушками роль бедер настолько велика, что нет ни одного танца без их движений. Важное место в танце занимают руки. В обрядовом женском танце змеи – змеиноподобные движения рук: кисти сомкнуты в виде головки змеи и подняты вверх.
Большой популярностью в Древнем Египте пользовались танцы исполняемые «Альмеями» и «Гавази». Пластика в этих танцах имела арабское происхождение, но и никто из исследователей не утверждает, что в них исчезло все египетское. Рисунок в этих танцах был арабского типа, но некоторые позы и музыкальные инструменты, сопровождавшие танцы долгое время оставались египетскими. «Альмеи» и «Гавази» отличались друг от друга, пластика и позы первых были более скромными, и сами «Альмеи» считали себя благородными и были образованными. Они приглашались на праздники и в дома богатых, не только для увеселения своими танцами, но и для обучения азам хореографии и пению. «Альмеи» были богаты, их искусство и мастерство оплачивалось очень щедро, бывало, что некоторые из них по много лет работали танцовщицами в гареме какого-нибудь богача и самое главное, они обладали неограниченной свободой. Одним из популярных танцев «Альмей» был танец с саблями, в котором некоторые из них с блеском управлялись саблями, жонглировали ими, и при этом отлично координировали действия рук с виртуозной танцевальной техникой. Танцы «Альмей» можно было встретить не только в Египте, но и в Марокко, Тунисе, Алжире, Триполи, Турции и Персии. В их танцах определился стиль, и теперь его называют египетско-арабским. В танцах «Гавази» изображалась любовь. Танцовщица делала медленные движения, затем темп убыстрялся, жесты становились резче так, что в конце танца она еле стояла на ногах или падала в изнеможении.
Возраст египетской культуры насчитывает более 5 тысячи лет. Уже тогда был известен пирует и подготовка к антроша, а также прыжки и вращения. Песни и пляски сопровождали многочисленные обряды египтян и разнообразные события – свадьбы и даже похороны. Египтяне имели религиозные танцы, в которых отражалось отношение человека к божествам, но были и домашние пляски, в которых находилось место и веселью и забавам. Простой человек трудился и созерцал, все это находило свой отклик в его душе и сознании.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 11504;