Философия является инструментом анализа


 

Однако философия не только исследует реальность в аспекте целого и не только задает предельные вопросы. Она еще предлагает разнообразные и изысканные средства аналитики. Греческое слово «анализ» (от глагола analyein – «раскладывать», «разбирать») указывает на умение раскладывать определенную проблему на элементы, учитывая все мелкие детали и нюансы. Вспомним детектива Эркюля Пуаро. Он всегда внимателен ко всем деталям, к словам и жестам других людей, к их мотивам и намерениям. Такую же способность демонстрируют и философы. Уже античные мыслители удивляют нас внимательным отношением к терминам, классификации понятий, к отдельным фактам. В прошлом веке особое внимание философы уделяли языку (как искусственному, так и естественному). Акцент на детальном анализе, стремление сделать термины и понятия более точными и ясными – все это свойственно и многим современным философам. Даже целое влиятельное направление называется сегодня «аналитической философией». Эта книга расскажет, как работают философы-аналитики.

Иногда попытки современных философов максимально уточнить свой концептуальный инструментарий кажутся извне просто игрой в слова, бессмысленным и ненужным занятием. Однако часто оказывается, что большинство наших ошибок и ложных выводов вызваны нечувствительностью к тонким различиям и нюансам. Обычный человек, пренебрегая точностью и ясностью используемых им понятий и терминов, неправильно оценивает информацию и, как следствие, принимает неправильные решения.

Иногда кажется, что сформировать свое мнение, опираясь только на собственный или так называемый «здравый смысл», очень просто. Однако, как отмечалось выше в этом разделе, понимание и истина не «считываются» непосредственно с нашего нашего восприятия определенных фактов или событий. Иначе мы моментально понимали бы текст любой степени сложности только на основании самого процесса чтения. Или понимали бы какое-нибудь музыкальное или художественное произведение на основании непосредственного восприятия на слух или непосредственного видения.

Точно так же и наше понимание определенных событий не является непосредственным и спонтанным. Фактический ход событий сам по себе не дает нам непосредственного знания оснований и причин. Если бы фактическая последовательность была тождественна каузальности (т. е. тождественна установлению причин и следствий), то можно было бы утверждать, что утреннее пение петуха является причиной восхода солнца. Ведь обычно эти два события происходят именно в такой последовательности: сначала поет петух, а уж затем восходит солнце.

 

Ученым известно, как трудно иногда установить истинные причины определенных событий, как трудно предсказать их последствия. Что стало причиной Первой мировой войны? Очевидно, что убийство эрцгерцога Фердинанда было всего лишь поводом, а причины были совершенно другими. Первая мировая разразилась из-за целого ряда совершенно случайных обстоятельств. Причины были скорее не рациональными, а эмоциональными. Хотя и эмоциональные причины поддаются рациональному анализу. Также понятно, что причины, из-за которых началась Первая мировая война отличались от причин Второй мировой, хотя советская марксистская историография отождествляла их («хищническая природа империализма и капитализма»). Что стало причиной развала Советского Союза? Каковы причины: экономические, политические, идеологические?

 

Иногда причины или основания приводят к совершенно неожиданным последствиям. Например, английский медик Уильям Гарвей, которого считают отцом модерной физиологии и эмбриологии, в 1628 году опубликовал во Франкфурте свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». В этой монографии Гарвей утверждал, что кровь движется от желудочков сердца по артериям и возвращается к предсердию по венам. Но он пришел к этим выводам на основании следующих соображений: сердце подобно Солнцу, кровь – Земле, а поскольку Земля вращается вокруг Солнца, то кровь должна циркулировать вокруг сердца. Очевидно, что эти соображения и аналогии Гарвея нельзя назвать безупречными. И более того — его выводы были ошибочными. Ложным было не утверждение, что Земля вращается вокруг Солнца, а кровь циркулирует «вокруг» сердца (движется от него и возвращается к нему). Ложным было утверждение, что поскольку Земля вращается вокруг Солнца, то кровь должна циркулировать «вокруг» сердца. Иначе говоря, ложными были сформулированная Гарвеем причина и аналогии. Тем не менее, все это привело английского ученого к истинным выводам. Гарвей опирался на многочисленные экспериментальные данные, однако ошибся в формулировке граничных причин описываемых им процессов.

Другими словами, он открыл, как функционирует кровеносная система, но дал не совсем корректный ответ на вопрос, почему именно она так функционирует. Можно сказать, что отец физиологии пытался дать физиологическим процессам метафизическое объяснение и это ему не совсем удалось. Тем не менее, это никоим образом не умаляет величие его научного открытия. Но важно помнить, что ложный ход рассуждения и аналитические провалы приводят чаще всего к печальным последствиям. Случай Гарвея скорее счастливое исключение из правила.

 

Рассмотрим еще в этом контексте пример возникновения египтологии как науки. Во второй половине XVIII века в Европе появилась мода на египетскую культуру. Интерес к «египетским тайнам» усиливало и влиятельное в то время масонство (египетскую символику можно увидеть и на масонских печатях). Следы «египетского культа» можно найти и в искусстве конца XVIII века. Вспомним хотя бы оперу Моцарта «Волшебная флейта» (1791), роман Жана Терасона «Сетос, или История жизни, почерпнутая из памятников и свидетельств Древнего Египта» (1731), драму Тобиаса Филиппа барон фон Геблера «Тамос, царь Египта», к которой Моцарт написал музыку, трактат Игнаца Эдлера фон Борна «О мистериях египтян» (фон Борн ввел Моцарта в масонскую ложу «Доброжелательность» и возможно послужил прототипом Зарастро в «Волшебной флейте»).

Все эти увлечения Египтом имели один существенный недостаток: европейцы XVIII века мало что знали о Египте. Для масонов Древний Египет и египетские ритуалы были скорее мифом, причем искусственно придуманным мифом. Ведь масоны пытались создать фиктивную историю о древности своего учения, а Египет, по их убеждению, хорошо подходил на роль древнейшего и самого авторитетного духовного источника. В целом же европейские интеллектуалы просто не умели читать египетское письмо, а доступные им античные источники были очень сомнительным ключом к его расшифровке. Поэтому неудивительно, что обелиск в центре одного из фонтанов венского парка Шенбрунн украшен псевдоиероглифами, поскольку египетское письмо было для европейцев неразгаданным шифром, просто набором символов и картинок.

Ситуацию изменил коренным образом египетский поход Наполеона 1798–1801 годов. К военному походу присоединились выдающиеся французские ученые. Таким образом, египетская кампания имела также и научно-исследовательский характер. Археологические раскопки в Фивах, Луксоре и Карнаке, находка Розеттского камня (плиты с тремя древнеегипетскими текстами), многочисленные эскизы, выполненные группой Доминика Виван-Денона, легли в основу многотомного «Описания Египта» (начало публикации – 1809 год). На этом история не закончилась. Египетский поход поразил воображение мальчика, которого звали Жан-Франсуа Шампольон. На момент завершения египетского похода ему было всего 10 лет. Уже в 16-летнем возрасте он пишет монографию «Египет при фараонах», которую представляет на суд Гренобльский академии, а в возрасте 19 лет (в 1809 году) становится профессором истории в Гренобле. 7 марта 1815 года в зале городской библиотеки молодой ученый имел беседу о природе языков Древнего Востока с кумиром своего детства Наполеоном Бонапартом. Наполеон меньше недели назад, 1 марта высадился на побережье Франции (26 февраля оставив остров Эльба). Его знаменитый поход на Париж через всю Францию только начинался, но, несмотря на особенность ситуации, император нашел время, чтобы побеседовать на темы, которые его издавна волновали. На момент этого разговора Шампольон уже три года как ищет ключи к текстам Розеттского камня. И только спустя семь лет после беседы с Наполеоном, в 1822 году, Шампольону удалось расшифровать древнеегипетские письмена и тем самым положить начало египтологии как науке.

К этому историческому экскурсу я прибегнул для того, чтобы еще раз проиллюстрировать всю сложность выяснения причин и продемонстрировать ловушки деятельности, которую называют рациональным анализом. Имеем ли мы достаточно оснований, чтобы сформулировать следующие утверждения?: (1) масонство стало причиной моды на Древний Египет и египетскую символику или (2) военный поход Наполеона стал причиной становления египтологии. Относительно первого утверждения я воздержусь от оценок и предоставлю самим читателям возможность судить. Замечу лишь, что в основу «египетского культа» была положена искусственно созданная мифология без каких-либо конкретных знаний о Древнем Египте. Второе утверждение с очевидностью мы не можем считать истинным. Здесь уместнее говорить о поводах, мотивах, стимулах, а не о причинах. Но для этого важно установить, что такое причина и чем именно причины отличаются от поводов и предыдущих факторов и событий. Этим и занимается философия.

Простая, но очень важная истина заключается в том, что успешное поведение имеет непосредственную связь с ясным и упорядоченным мышлением. Беспорядок в голове влечет за собой и беспорядок в практическом поведении.

 



Дата добавления: 2022-07-20; просмотров: 95;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.