К основным принципам научного познания относят: принцип практики, принцип отражения и принцип диалектики, которые нашли свое философское осмысление.
Философия науки как отдельная отрасль философского знания появилась приблизительно во второй половине ХХ века, хотя размышления над проблемами развития науки были и ранее. Наряду со знаниями о действительности наука формирует знания и о себе самой: о своих методах, принципах и приемах, о социокультурной обусловленности, истории и логике своего развития… Поэтому в структуре науки появился комплекс взаимосвязанных дисциплин: онтология науки, гносеология науки, психология науки, социология науки, философия науки, история науки и т.п.
Философия науки – это особый раздел философского знания, в котором с позиций философии, ее предмета и метода, исследуются закономерности научного познания, структура и динамика научного знания, его уровни и формы, его социокультурная обусловленность (в том числе философское обоснование), средства и методы научного познания, способы его обоснования, механизмы развития знания.
Предмет философии науки – наука с точки зрения ее сущности, целей, идеалов и возможностей, типы философских оснований науки и их содержание, общая структура, методы, закономерности функционирования и развития науки, взаимодействие науки и общества, науки и государства, науки и человека.
Науку можно считать производительной силой, так как ее вклад в развитие материального производства трудно переоценить. Наука постоянно связана с практикой и опредмечивается в ней. Развитие науки способствует решению социальных вопросов.
Как своеобразная, относительно самостоятельная форма познания, как специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капитализма. Наука – феномен конкретно-исторический; она прошла в своем развитии несколько основных этапов. Науке как таковой предшествовал этап преднауки, когда зарождались ее элементы, ее предпосылки. Здесь имеется ввиду появление начатков научных знаний на Древнем Востоке, в Греции, Риме, в средние века – вплоть до Нового времени. Научные знания и сам процесс их получения были изначально напрямую связаны с реальной практической жизнью людей, ее потребностями. Например, математика в Древнем Египте и Месопотамии носила прикладной характер и была связана с хозяйственной деятельностью людей, то же можно сказать про астрономию и другие науки. В дальнейшем происходило выделение науки из практики и превращение ее в самостоятельную форму человеческой деятельности. В Древней Греции наука уже начинает проявлять себя как особенная форма теоретического сознания. Первым это выразил Аристотель, определив науку как знание ради самого знания, как высшую форму человеческой деятельности. Для возникновения науки был необходим достаточно высокий уровень развития материального производства и общественных отношений, разделение труда на умственный и физический, что создало возможность для профессиональных занятий наукой. В средние века наука вместе с философией выступала, в основном, как служанка теологии. Однако начатки экспериментального познания природы зародились именно в средневековье, в XIII в., в университетской науке. Теория «двойственной истины», доставшаяся мыслителям эпохи Возрождения в наследство от средневековья, в немалой степени способствовала развитию науки. Возрождение и Новое время можно охарактеризовать как время потрясающих научных открытий в области естествознания. Наука постепенно освобождается от теологии, от схоластической философии и оформляется в самостоятельную область. Активно ставится вопрос о методах научного познания. Появляется новый взгляд на науку: она должна приносить пользу, превратиться в производительную силу, а не только развивать человека духовно, быть знанием для знания. Далее наука проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический.
Классическая наука (XVII – XIX вв.) при описании и теоретическом объяснении своих объектов стремилась элиминировать все, что относится к субъекту, к средствам и способам его деятельности. Господствовал объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к субъекту, средствам и методам познания.
Неклассическая наука (первая половина ХХ в.) началась с появления релятивистской и квантовой теории. Она отвергла объективизм классической науки, представление о реальности как о чем-то не зависящем от субъекта, от средств и способов ее познания. Однако еще не осознается тот факт, что цели науки, стратегия исследования, способы выделения объектов обусловлены социокультурно.
Постнеклассическая наука (вт. пол. ХХ в.) отличается еще большим включением деятельности субъекта в процесс познания. Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и способов деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами, с социокультурными установками.
Интересен вопрос о нормах научной этики. В них должны быть воплощены и общечеловеческие моральные заповеди: не лги, не кради и т.д. Ложью считается, например, фальсификация результатов опыта, а плагиат можно считать воровством. Этические нормы науки служат и для утверждения специфически научных ценностей бескорыстного поиска и отстаивания истины. Истинность научных положений должна оцениваться независимо от расы, пола, возраста, авторитета ученого. Результаты научного познания должны становиться общим достоянием (при защите интеллектуальной собственности, разумеется). Каждый ученый должен нести ответственность за объективную оценку того, что открыто им и его коллегами. В науке должно существовать уважительно-критическое отношение к предшественникам и коллегам. Ученый должен не только активно отстаивать свои убеждения, но и иметь мужество признать их ошибочность, если таковая будет обнаружена. И всегда нужно помнить о социальной ответственности ученого. Особенно это актуально сегодня, когда активно развиваются генная инженерия, биотехнологии, не говоря уже об изучении «мирного атома» и дальнейшем развитии химических технологий.
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 1687;