Взгляды его рисуются через его ПЕСНИ.
Песни Гришины крестьяне поют:
1. “Веселая” – Кушай тюрю, Яша! Молочка-то нет… Где коровка наша? Увели, мой свет… Припев: Славно жить народу на Руси связой!… Где же наши КУРЫ? Съел их земский суд… Царь возьмет мальчишек, барин – дочерей… Славно жить народу на Руси святой!
2. “Барщинная” – Беден, нечесан Калинушка… Расписана спинушка, шкура вся вспорота, пухнет с мякины живот, Сеченый, мученый, еле Калина бредет… Горе потопит в вине, Только в субботу аукнется с барской конюшни жене… (т.2, стр.357).
Песни Гриша слушает вместе с семью мужиками:
3. “Про Холопа примерного – Якова верного” – как Яков на зло барину повесился перед ним: Мучайся! Барин – домой: Грешен, я, грешен, Казните меня!
Опять Гриша поет:
4. “Средь мира дольного…” -
Средь мира дольного Для сердца вольного Есть два пути…
Каким идти?… Одна просторная Дорога – торная. Страстей раба…
О жизни искренней там мысль смешна…
Кипит там вечная Вражда-война…
Другая – тесная, Дорога честная, По ней идуь Лишь души сильные,
Любвеобильные… Стань в их ряды… Иди к униженным, иди к обиженным, Там нужен ты…
И конец поэмы – “БЫТЬ БЫ НАШИМ СТРАННИКАМ Под родною крышею, Если б знать могли они, Что творилось с Гришею…”
Идея – счастлив тот, кто борется за народное счастье, живет интересами всех людей, с учетом счастья для всех. А как – пути разные были и есть…
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ:
1. В ПРОЛОГЕ использоны мотивы народной сказки “Правда и кривда” (Плахотишина – с.40-41).
2. Заглавие главы о Савелии и Образ Савелия – богатыря святорусского – из богатырских былин.
3. И слова Савелия о мужиках - былинные:
Ты думаешь, Матренушка, Мужик – не богатырь?
И жизнь его не ратная, и смерть ему не писана В бою – а богатырь!
Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие
Прошли по ней – сломалися. А грудь? Илья пророк.
Все терпит богатырь! И гнется да не ломится,
Не ломится, не валится… Ужли не богатырь?
4. История Савелия и немца Фогеля – отдает богатырскими мотивами
ПРОЧИТАТЬ, как ЗАКОПАЛИ мужики немца за его издевательства (С. 59).
5. Сказкой отдает в главе “Последыш” цель путешествия мужиков:
Мы ищем, дяд Влас, Непоротой Губернии,
Непотрошенной Волости, Избыткова села!
6. Легенда “О двух великих грешниках” – напоминает СКАЗКУ “Великий грешник” – ЧИТАТЬ с. 69 у Плахотишиной в книге.
7. О ГРИШЕ ДОБРОСКЛОНОВЕ – мечта народна про заступника:
Читать у Плахотишиной с. 57.
8. В ПРОЛОГЕ – фантастика:
Образ лешего - он слушает мужиков,
Пеночка говорит человеческим голосом.
Лисицу хитрую заинтересовал спор мужиков.
Спор мужиков слушвет КОРОВА, отставшая от стада.
Скатерть-самобранка – из сказок (с. 79 у Плахотишиной.)
ПОЭМА – НАРОДНАЯ и по форме, и по содержанию, и по идеям.
По мотивам фольклорным, сказочным – вроде бы МОДЕРНИЗМ,
НО – это по идеям РЕАЛИЗМ.
РЕАЛИЗМ у Некрасова везде – даже в мелочах:
(Листок газетный “Поэт был прав”).
Дата добавления: 2016-06-15; просмотров: 2152;