Биографическая память
В биографическом мышлении объект мысли выступает чаще всего в форме представлений биографической (автобиографической) памяти (11; 12). В ней хранятся живые, более или менее обобщенные образы пережитого прошлого, иначе - воспоминания. Они составляют чувственную основу биографического мышления. Кроме того, в мышлении используются образы настоящего и будущего, а также обобщенные представления.
В обзорной статье В.В.Нурковой 1996 года изложены современные данные и теоретические представления о природе биографической памяти, накопленные преимущественно зарубежными исследователями. Этот вид памяти начал активно изучаться в конце 80-х годов XX в. Но первые исследования были проведены намного раньше, например, П.П.Блонским в 30-е годы, о чём в статье В.В.Нурковой почему-то не упоминается. В итоге анализа материалов разных исследований В.В.Нуркова даёт следующее определение автобиографической памяти: " это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности" (12, 27).
Размышляя о себе и своем жизненном пути, личность интерпретирует и реинтерпретирует событийную структуру, записанную в виде представлений. Биографическое мышление опирается на биографическую память, но и содержание биографической памяти зависит от мыслительной переработки прошлых впечатлений действительности. В большинстве случаев они подчиняются психо-логике, так как их структура зависит от мотивационно-потребностной сферы личности. Со времён З.Фрейда известно, что большую роль в процессах биографической памяти (и биографического мышления) играет психологическая защита (вытеснение, замещение, изоляция, отрицание, регрессия и т.д.), действуют мотивы самооправдания, самоуничижения, раскаяния.
Биографическая память обладает жизнеукрепляющей (или, увы, жизнеразрушающей) силой. Человек обращается к своему прошлому в моменты принятия жизненного решения, чтобы не повторить ошибок или найти в нём нравственную опору для выбора.
Об этом с необыкновенной силой сказал Ф.М.Достоевский устами своего героя Алеши Карамазова: "Знайте же, что нет выше, и сильнее и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён челочек на всю жизнь. И даже если одно только хорошее при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение" (13, 310).
Аффективно окрашенные воспоминания радуют, утешают или мучают человека годы и годы спустя после случившегося. Бывает так, что человеку лучше не вспоминать некоторых травмирующих событий, чтобы иметь силы жить дальше. Но события настолько сильны и значимы, что не вытесняются по законам бессознательной защиты, а требуют сознательного подавления. Тогда мы имеем дело с особой формой забывания - забвением. Это уже не просто мнемический процесс, а моральное действие, направленное на содержание сознания. Здоровая личность, по-видимому, отличается от невротической своей способностью не "зацикливаться" на прошлом, при этом храня память о пережитом, извлекая уроки из прошлого.
Процесс воспроизведения в биографической памяти также своеобразен. Он произволен, целенаправлен в воспоминания типа мемуаров, когда идет активная реконструкция прошлого, с опорой на документы и свидетельства очевидцев. Происходит мнемологический поиск, в котором помимо памяти участвуют мышление и воля, что необходимо для верификации воспоминаний и преодоление трудностей припоминания. Но воспоминания могут возникать непроизвольно, ассоциативно, причем, ключом к кладовым биографической памяти служат актуальные ощущения и восприятия, в том числе '"второстепенных" модальностей (кинестезия, вкус, обоняние). (В этой связи нельзя не отметить поразительную проницательность Б.Г.Ананьева, который в своих исследованиях всегда уделял внимание всем без исключения видам ощущений и восприятий, понимая их вклад в структуру сознания личности).
Биографическая память, воспоминания — это рассказ человека о своей жизни (об этом писал ещё Пьер Жане). Он бывает построен по эстетическим критериям драматического произведения, где есть завязка, кульминация и развязка. Образованный, начитанный человек склонен рассказывать о своей жизни примернотак, как писатель пишет роман или пьесу, драматизируя жизнь, делая её более насыщенной и интересной. Развитые воспоминания - это реконструкция с элементами литературной обработки при активном участии биографического мышления. Поскольку воспоминания совершаются по законам биографической беллетристики, можно охарактеризовать биографическую память как литературную по форме и жизненную по содержанию.
О биографической памяти размышлял А.Адлер. По А.Адлеру, "'...каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему: "Вот чего ты должен ожидать" или "Вот чего ты должен избегать" или "Вот что такое жизнь". И вновь мы должны подчеркнуть, что само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется как кристаллизация того значения, которое придаётся жизни. Каждое воспоминание - что напоминание" (14. 67). А.Адлер использовал метод ранних воспоминаний, видя в них точку отсчета автобиографии.
Прошлое фиксируется в биографической памяти, интерпретируется и реинтерпретируется в биографическом мышлении. Как писал А.Н.Леонтьев, "... прошлые впечатления, события и собственные действия субъекта отнюдь не выступают для него как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношения, его действия и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, лишается своего смысла и превращается в простое условие и способы его деятельности - сложившиеся способности, умения и стереотипы поведения; другое открывается ему совсем в новом свете и приобретает прежде не увиденное им значение; наконец, что-то из прошлого активно отвергается субъектом, психологически перестает существовать для него, хотя и остается на складах его памяти. Эти изменения происходят постоянно, но они могут и концентрироваться, создавая нравственные переломы. Возникающая переоценка пережитого, установившегося в жизни, приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии" (15, 221). Тогда в сознании субъекта происходит нечто аналогичное смене парадигмы в науке: под воздействием новых фактов, знаний, не укладывающихся в старую схему, последняя уступает место новой.
Если обобщить, осмыслить результаты более чем столетнего изучения биографической памяти, то можно дать ей следующую характеристику. Она темпоральна, т.е. воспоминания всегда относятся к конкретным временным датам. Поскольку они зависят от исторического времени и хранят впечатления об исторических событиях, лично пережитых субъектом, то это исторический вид памяти. При всех временных трансспективах, инверсиях объективные координаты исторического времени позволяют ему установить адекватные причинно-следственные и целевые связи между событиями жизни, строить образ и концепцию собственного жизненного пути — генетический аналог "Я-образа" и "Я-концепции". Живые индивидуализированные образы прошлого составляют психическую ткань нашего Я. Чувство принадлежности массы разновременных впечатлений приводит личность к осознанию своего тождества во времени, что обеспечивается сверхдолговременным характером этого вида памяти. Сверхдолговременность, повышенная стабильность - третья характеристика этого вида памяти. Действительно, человек может отчётливо помнить события многолетней давности и заново переживать их. Она отличается также эмоциональностью и повествовательностыо. Процесс воспоминания развертывается в диалоге с собеседником или с самим собой. Причем рассказ о прожитом всегда более или менее структурирован, в нем присутствует концепция судьбы, сложившаяся или складывающаяся у субъекта в процессе повествования.
То или иное отношение к собственному прошлому влияет на определение позиций в настоящем и перспективы на будущее. Связь психологического прошлого с настоящим и будущим выступает в каждом случае жизненного выбора.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 409;