Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы

Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества.

Человек существо социальное, его жизнедеятельность осуществляется только во взаимодействиях с другими людьми. В одиночку обеспечить условия своего существования человек не в состоянии. Необходимость обеспечения удовлетворения жизненно-важных потребностей и явилось основанием возникновения общества.

Общество – это особая форма целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это система связей, отношений и связей между ними.

Общество включает в себя четыре взаимосвязанных сферы или подсистемы

1.экономическую - совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ.

2.социальную – систему внутреннего устройства общества, включающую в себя:

а) большие и малые социальные группы;

б) социальные институты – формальные и неформальные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп;

3. политическую – совокупность учреждений и организаций (государство, политические партии и профсоюзы, общественные организации), которые регулируют отношения в обществе.

4. духовную – организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей.

Ядром духовной жизни общества является общественное сознание– совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, настроений людей, присущих обществу на определенном этапе развития.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

Первый уровень – обыденное сознание (непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности). Ему соответствует общественная психология – чувства, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается целенаправленное планомерное формирование.

Второй уровень – теоретическое сознание. Ему соответствует общественная идеология – совокупность теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно.

К формам общественного сознания относятся политические, правовые, моральные, научные и религиозные взгляды. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, господствовала религия, в новое и новейшее время – политика и наука).

 

2.

В настоящее время в философии истории четко оформились две модели социального движения общества: циклическая и линейная (формационная).

Циклическая модель. Социальная система не может существовать в неизменном состоянии. Общество последовательно проходит стадии возникновения, развития, расцвета и разрушения, после которого либо исчезает, либо находит в себе силы и возможность все начать с начала.

Одно из представлений о цикличности исторического процесса дано древнегреческим историком Полибием (210-128 гг. до н.э.), который рассматривает шесть форм государственного устройства, циклически сменяющих друг друга в ходе истории. Каждой форме правления суждено нести в себе собственную погибель – свою извращенную форму вырождения.

Первоначальный вождь-самодержец незаметно и естественно превращается в царя. Монархия наделяет каждого по заслугам, а подчиненные подчиняются ей не столько от страха насилия, сколько по велению разума и по доброй воле. Со временем власть монарха становится наследственной. Монархи меняют прежний образ жизни с его простотой и заботой о подданных и начинают сверх меры отдаваться удовольствиям. В результате вызванных этим зависти, ненависти, недовольства и гнева подданных, царство превращается в тиранию. Тиранию сменяет аристократия, которая переходит в олигархию. Восстание против олигархии приводит к установлению демократии, которая с течением времени «из-за необузданности народа» деградирует в охлократию (власть толпы). Здесь исторический круг замыкается и происходит возвращение к монархии. Преодолеть кругооборот государственных форм способен, согласно Полибию, только мудрый правитель-законодатель, который видит недостатки простых форм государства и в состоянии установить новую форму - смешанную. Смешанная форма имеет аналоги в реальной истории: Спарта, Карфаген, Крит. Но наиболее правильно использована идея смешанной государственной формы, считает П., в Риме. Консулат выражает монархию, сенат - аристократию, народное собрание - демократию; правильное сочетание и равновесие этих властей и обеспечило Риму могущество.

Д.Вико (1668—1744) создает концепцию «вечной идеальной истории». Все народы должны пройти в своем развитии три эпохи: «Век Богов», когда языческие люди думали, что живут под божественным управлением; «Век Героев» - аристократическое правление, где герои и плебеи противостоят друг другу в силу своей природы; «Век людей» - республиканское или монархическое правление, где все признают, что они равны по человеческой природе. Переход к каждой новой эпохе происходит в результате борьбы людей за свои идеалы. При этом каждый цикл из трех эпох завершается кризисом и разрушением, отменить этот «вечный» порядок не дано никому.

В Х1Х-ХХ вв. получает распространение цивилизационный подход, который представлен в работах Н.Я. Данилевского, Константина Николаевича Леонтьева, Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби, П. А. Сорокина, Самюэля Хантингтона. Появляется само понятие «цивилизация», имеющее несколько значений:

1.триумф и распространение разума не только в политической, но и моральной и религиозной области, просвещенное общество в противовес дикости и варварству

2. страна (народ) в развитом состоянии. Большинство философов истории сходятся в одном, что каждая цивилизация основана на какой-то исходной духовной предпосылке, «большой идее», сакральной (священной) ценности.

Данилевский («Россия и Европа») выделяет десять самобытных цивилизаций («культурно-исторических типов в его терминологии): 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-хаддейский, или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический, или аравийский; 10) германо-романский, или европейский, и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие «насильственной смертью» до завершения цикла развития. Всесторонне Данилевский анализирует только два культурно-исторических типа – формирующийся славянский и германо-романский. Русский философ проводит аналогию с жизненным циклом растений, животных и человека. Все культурно-исторические типы и народы, их составляющие, «рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают. Отношения между культурно-историческими типами определяются логикой взаимного соперничества, борьбы и вытеснения. «Око за око, зуб за зуб» - это закон внешней политики, отношения между государствами. Энергичные цивилизации – «бичи Божии» - сметают с исторической арены дряхлые культуры.

О.Шпенглер («Закат Европы») выделяет восемь культур: египетскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (греко-римскую), арабскую (магическую), мексиканскую и западную (фаустовскую). Каждой из них присущи особое мирочувствование, особые желания, надежды и страсти. Поэтому до конца понять и почувствовать культуру может лишь тот, кто душой принадлежит именно к ней. Основные средства исследования – вживание, интуиция, тонкая фантазия. Рождение культуры есть пробуждение ее души. Когда огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию – стадию цивилизации, признаки которой: космополитизм, города-гиганты, безверие, масса вместо народа.

А.Тойнби («Постижение истории») выступает против такого «художественного» подхода. Его анализ рационален. Как и все представители этого подхода, он выделял в цивилизации стадии возникновения – роста, надлома и распада. Однако Тойнби считает, что любая цивилизация в любой момент может сойти с циклической дистанции истории. Из 37 цивилизаций Старого и Нового света он называет пять живых: западное общество, объединенное западным христианством; православно-христианское или византийское; исламское; индуистское и дальневосточное. Тойнби полагал, что развитие цивилизаций происходит благодаря усилиям творческих личностей. Он четко сформулировал критерии цивилизационной идентичности: религия, история, язык, обычаи, культура. Главный критерий – культура. Некоторые современные ученые считают возможным создание в недалеком будущем единой мировой цивилизации, которая возникает как «ответ» на «вызов», (в терминологии А.Тойнби), заключенный в глобальных проблемах современности.

Согласно формационному подходу существует единая история человечества, все страны проходят одни и те же этапы развития, развитие человечества в целом прогрессивно, критерий прогресса – развитее науки и техники. Вывод, который делает западная философия истории, следуя этому направлению, - западноевропейская цивилизация – вершина развития человечества вообще. Получается, что все другие народы, не только современные, но и из прошлых веков носят второстепенный характер. Именно против подобного западноевропейского «эгоцентризма» и выступал цивилизационный подход.

К формационному подходу обычно относят

1) теорию общественно-экономических формаций К.Маркса

2)теорию постиндустриального развития общества, автор – Дэниел Белл. Согласно Беллу, всемирная история делится на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества. В доиндустриальном, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание (наука), с университетом как местом его производства и сосредоточения.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением производящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение.

 

Выделяют четыре подхода:

1. натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение природных и космических закономерностей. Главный фактор, оказывающий воздействие на всю социальную жизнь – это географическое положение и климатические условия.

Основатель данного подхода считается Ш.Монтескье, в работе «О духе законов» писал, что власть климата сильнее всех властей. Именно от климата зависят нравы, особенности характера, привычки людей, а также политическое устройство страны. Природа создала всех равными от рождения, но бесплодие земли делает людей изобретательными и закаленными в труде, мужественными, способными к войне, т.к. они сами должны добывать себе то, в чем им отказывает почва. Для русского мыслителя Льва Ильича Мечникова определяющим фактором в развитии общества всегда была вода. Особенности древних обществ Китая, Египта, Месопотамии определялись освоением великих рек, протекающих на их территории. Это была речная цивилизация. Затем возникает средиземноморская цивилизация, особенности которой связаны с морскими пространствами. С открытием Америки возникает глобальная океаническая цивилизация.

В ХХ в.появились концепции, согласно которым судьбы народов определяются ритмами космоса. Так Лев Николаевич Гумилев, автор пассионарной теории этногенеза, полагал, что этнос возникает в результате мощного пассионарного толчка – космической энергии, запас которого позволяет нации развиваться в течение 1000- 1200 лет.

2. идеалистический - в качестве объединяющего начала общества выступает духовное. Это может быть идея единого Бога, величия нации (Германия ХХ в.), построения светлого будущего (СССР) и т.д. В этом случае господствующая государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. Разложение идеи приводит к развалу государства и деградации общества.

3. материалистический - главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, которые определяют всю «идеальную» сферу – правовые, политические, нравственные взгляды, а не наоборот, как в идеалистическом подходе. Здесь можно назвать две основные концепции: теория К.Маркса и теория постиндустриального общества Уолта Ростоу.

4. плюралистический – учитывающий все факторы, воздействующие на развитие общества. В зависимости от конкретного этапа развития данного общества на первый план выходит тот или иной фактор.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приведенное количество теплоты. Энтропия | Интегральные компараторы

Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 648;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.