Возникновение и становление педагогики как науки.


Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительной лексике. Название педагогика получила от сочетания слов «пайдос» (paidos) «дитя» и (ago) «веду», имеющих греческое происхождение. В дословном переводе педагогика означает «детоводство» или «дитяведение». Им пользуются не только специалисты, но и люди, далекие от педагогической профессии. Такому широкому распространению слово «педаго­гика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепи­лось два значения:

- педагогика - область практической деятельности, ис­кусство, ремесло;

- педагогика - область научного знания, наука.

В первом значении слово «педагогика» стало употреб­ляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика - сравнительно молодая отрасль знания среди таких древних наук, как, например, философия, медицина, геометрия, ас­трономия.

Потребность готовить детей к жизни, передавать им на­копленный опыт возникла у человечества в глубокой древ­ности. Это осуществлялось не только в процессе естествен­ного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовла­дельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и вос­питания подрастающего поколения. Как ответ на эту по­требность появляется школа (Древний Восток, приблизи­тельно 5-е тысячелетие до н.э.). Первые школы открывали служители культа при храмах, монастырях, поскольку рели­гия была носительницей идеалов воспитания. Затем созда­ются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием и методикой обучения. Содержание обучения в древних школах было представлено широко: грамота, ма­тематика, музыка, этика, ритуальные церемонии, физичес­кие упражнения, поэтика, логика и др. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью уче­ников (дети вельмож, духовенства, чиновников, ремесленни­ков, пастухов, рыбаков, даже рабов), а также культурно-этническими традициями, существовавшими в той или иной стране. Были школы с «профессиональным уклоном», в ко­торых готовили писцов, художников, учителей.

В историю педагогики вошли две воспитательные сис­темы, сложившиеся в античные времена (VI-IV вв. до н.э.) в Древней Греции: спартанская и афинская. Спарта, в силу общественных условий, в течение трех столетий была во­енным государством. Поэтому в основе спартанской систе­мы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физи­чески развитого, сведущего в военном деле. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось и контролировалось. Общественное воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожден­ных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Корми­лицы были первыми профессиональными воспитательни­цами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли, холода и т.п. Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7-летнего возраста. Оно состояло из системы военной под­готовки и включало физические упражнения, гимнастику, соревнования, учебные походы, примерные сражения и т.д. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начаткам чтения и письма.

В демократических Афинах сложилась иная система вос­питания, направленная на развитие ума, нравственных ка­честв, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире). Особое значе­ние придавалось приобщению ребенка к искусству, культу­ре. В программе органически сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение классической литературы (сочинения Гоме­ра, Эзопа, Софокла и др.). Воспитанию тела и духа способ­ствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, копья, а также участие в спортивных состязаниях.

Итак, в древние времена (период до н. э.) человечество накопило богатый опыт педагогической деятельности, вос­питания подрастающего поколения. Величайшие мыслите­ли древности, философы Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э.), Сократ (469-399 до н.э.), Платон (427-348 до н.э.), Арис­тотель (384-322 до н.э.) и др., размышляя над природой человека, путях его совершенствования, сетуя на падение нравственности в современном им обществе, сформулиро­вали первые педагогические идеи, положения, рекоменда­ции о воспитании и обучении детей и юношей. Изречения древних философов, которые сохранила для нас история, их труды, дошедшие до наших дней, еще нельзя назвать пе­дагогическими теориями, отнести к области науки. Сами философы смотрели на педагогику как на искусство вести ребенка по жизни. Тем не менее следует отметить, что пер­вые педагогические воззрения зародились в недрах фило­софии и явились предтечами педагогики как науки.

Средневековье вошло в историю засильем церкви, отхо­дом от античных идеалов воспитания во всех областях ду­ховной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Однако средние века - огромный исторический пласт, ох­ватывающий более двенадцати столетий, на протяжении которых было много ценного в педагогическом опыте. Именно в средние века появились университеты, которые выполняли роль центров образования, культуры. Возник­новение университетов было как бы ответом на новые тре­бования общества к интеллектуально-духовному развитию личности.

­ Для любознательных

В 1148 г. открылся первый в Европе университет в Болонье (Ита­лия), отличавшийся уникальным для средневековья демократиз­мом организации: студенты обладали правом принимать и уволь­нять по своему усмотрению преподавателей, определять продолжительность лекций, участвовать в выборах ректора. В XII в. возник Оксфордский университет (Англия), в XIII в. - Парижский универ­ситет (Франция). В средневековом университете обычно было че­тыре факультета: теологический (богословский), медицинский, юридический и свободных профессий (художественный).

В трудах мыслителей, государственных и религиозных деятелей средних веков Ф.Аквинского, Ф.Бэкона, Ф.Рабле, М. Лютера, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Э.Роттердамского и др. педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, мыслите­ли-гуманисты подчеркивали зависимость морального и со­циального прогресса общества от качества воспитания, ко­торое получают члены этого общества.

Тем не менее весь долгий период от древних веков до XVII в. вошел в историю педагогики как время донаучного педагогического творчества, эмпирической (основанной на опыте) педагогической практики.

Педагогика как самостоятельная отрасль теоретическо­го знания стала оформляться в XVII в. Дело в том, что к этому времени ощутилась острая потребность в науке, при­званной улучшить существовавшую педагогическую прак­тику, расширить границы и возможности воспитания и об­разования. Нужда в педагогике как науке возникла в силу следующих социально-экономических причин. XVII в. был временем больших перемен, которые переживал мир бла­годаря эпохе великих географических открытий, вследствие бурного развития городов, ломки средневековых устоев жизни. Прибавьте к этому расцвет культуры, науки, зарож­дение промышленности и т.д. Образование стало играть особую роль в жизни людей, во всем общественном развитии. С повышением качества образования, созданием мас­совой образовательной системы выдающиеся мыслители связывали надежды с прогрессом человеческого общества.

Для любознательных

Традиция школьного учения, почтения к грамоте на Руси была очень прочной, несмотря на беды, связанные с татаро-монгольски­ ми завоеваниями. Благодаря развитию начальной школы к XVII веку уровень грамотности на Руси был по тем временам высоким, осо­бенно среди духовенства и купечества. Купцы изучали и иностран­ные языки, нанимая для этого приезжих иноземцев. Среди грамот­ных дворян было немало женщин. Начальные школы действовали по всей стране. Средства на школу давали родители. Учитель обыч­но был один, а детей много, причем разных возрастов. Одни учили буквы и читали по складам под руководством учителя, другие в это время писали. Каждый ученик получал задание, соответствующее уровню его подготовки. Часть детей уходила после школы домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили при шко­ле. Состоятельные дворяне и купцы приглашали к своим детям домашних учителей, обычно владевших иностранными языками.

В XVII в. главным учебником стал Букварь, неоднократно пере­издававшийся Печатным двором в Москве. Кроме азбуки, грамма­тических правил и правил поведения буквари содержали прописи, статьи по вероучению, краткие словари. Многочисленные азбуки- прописи для изучения скорописи существовали отдельно. Часто в них включали сведения по арифметике, истории, географии, фи­лософии, литературе, мифологии. Пение было непременным пред­метом в начальной школе: без знакомства с «мусикией» человек не считался грамотным. Учение не оканчивалось после выхода из школы: человек всю жизнь должен был учиться по книгам, ибо «кни­ги суть реки, наполняющие вселенную мудростью».

История науки - это история людей и история идей. Ста­новление научной педагогики связано с именем замечатель­ного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я.А.Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педаго­гическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворив­шие ее дальнейшее развитие. Что же это были за идеи?

Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменс­кого является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых ци­вилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности; система всеобщего образования, ее государственный характер, соответствие ступеней образования возрасту человека; классно-урочная система построения учебного процесса; сочетание гуманитарного и

научно-технического общего образования; обучение детей на родном для них языке.

Я.А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оп­тимистическое утверждение, что каждый ребенок при соот­ветствующей организации учебно-воспитательного процес­са может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А.Коменский провозгласил обя­зательность реального, общественно полезного обучения.

В трудах Я.А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-уроч­ной системе.

Опираясь на то, что было добыто предшествующими по­колениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я.А. Коменский пришел к выводу о наличии объек­тивных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, име­ющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значе­ние. В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я.А. Коменский изложил теоретические основы учеб­ного процесса, по образу которого строится обучение в со­временной школе, дошкольном учреждении.

С научных трудов Я.А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значитель­но продвинула разработку теоретических проблем воспи­тания и обучения. Являясь основоположником русской педагогики, К.Д.Ушинский (1824-1870) обосновал идею народности воспитания, создал теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. В своем произведении «Человек как предмет воспитания» изложил психологические основы дидактики. Выдвинутые им идеи послужили основой теории дошкольного образования.

Оформлению дошкольной педагогики в самостоятельную педагогическую науку способствовали основополагающие идеи дошкольного воспитания, сформулированные А.С.Симонович (1840-1933), Е.Н.Водовозовой (1844-1923), Е.И.Конради (1838-1898). Е.И.Тихеева (1866-1944) обосновала положения, касающиеся вопросов организации детского сада и постановки воспитательно-образовательной работы в нем.

Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники: В. Г. Белинский, А. И. Гер­цен, Н.Г Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Л.Н.Толстой, Н. И. Пирогов. Мировую славу русской педагогике принес К.Д.Ушинский (1824-1871). Он создал стройную психолого-педагогическую концепцию развития личности и на ее основе - теорию воспитания и обучения.

XIX в., отмеченный выдающимися достижениями, преж­де всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоя­тельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процес­са воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдает­ся дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная пе­дагогика.

ХХ в. с его бурными социально-политическими измене­ниями во многих странах поставил перед педагогикой про­блему воспитания человека в новом обществе. Ее исследо­вали С.Т.Шацкий, П.П.Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг пе­дагогических проблем, в том числе имеющих непосред­ственное отношение к воспитанию детей дошкольного воз­раста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939) - теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал так­же важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности таков лейтмотив педагогического учения В. А.Сухомлинского (1918-1970).

Известно, что воспитатель - это человек, осуществляющий воспитывающую деятельность и принимающий на себя ответственность за условия жизнедеятельности другого человека. В древнерусском языке слово «воспитывать» имело несколько близких по значению толкований: воспитывать, т.е. заботится о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, «до возраста его»; воспитывать, значит вскармливать, кормить и одевать «до возраста»; воспитывать – научать, наставлять, обучать всему, то «для жизни нужно». В истории отечественной педагогики в отдельных учебно-воспитательных учреждениях, таких как гимназия, институт благородных девиц, кадетский корпус, воспитательные функции выполняли особые должностные лица – классные дамы, классный надзиратель, наставник. В дворянские семьи приглашались домашние воспитатели – гувернеры, гувернантки, бонны.

В современной системе образования утверждены специальные должности, которые реализуют воспитывающие функции. Это воспитатель детского дома, интерната, дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – одна из ответственных профессий, имеющая целью формирование системы ценностей у дошкольников, оказание помощи родителям и другим людям, заинтересованным в воспитании, целесообразно и позитивно организовать это процесс. Профессия воспитателя возникла в XVII – XVIII вв., когда появились первые дошкольные учреждения. Первоначально такие учреждения открывались для детей-сирот. Позже в европейских государствах были учреждены благотворительные заведения в помощь неимущих слоев общества («Убежища», «Школы защиты детей», «Женские школы», «Игральные школы», «Школы для плетения из соломы», «Школы для вязания кружев»). Несмотря на разнообразные названия этих учебных заведений, большинство школ имело целью религиозное воспитание детей и подготовку их к производительному труду на быстро развивающихся мануфактурах. Одно из первых руководств для этих школ, имеющего название «Воспитание маленьких детей, или о важности воспитания детей бедняков» составил английский педагог Самуил Уильдерспин, который сам в 1820 году открыл «школу для маленьких детей». В этой книге, как и в других работах на ту же тему, раскрывалось социальное назначение, цель, задачи школ, предназначенных для воспитания малолетних детей рабочих, ремесленников и крестьян в духе строгой дисциплины и общественной морали. В XIX веке стали возникать частные платные детские заведения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей. Педагоги, которые осуществляли присмотр за детьми, организовывали с ними разнообразные игры, занятия. Заметим, что среди первых педагогов дошкольных учреждений мужчин было больше, чем в последующие годы развития этого учреждения.

История становления дошкольных учреждений связана с именем немецкого педагога Ф. Фребеля (1782 – 1852), который в 1837 году в г.Бланкенбурге открыв заведение для дошкольников, назвал его «Детским садом», а воспитательниц – садовницами. Для пропаганды своих педагогических находок Ф.Фребель в 1838-1840 году издавал газету «Воскресный листок» под девизом «Будем жить для наших детей». Кроме этого он выпустил ряд практических руководств для матерей («Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч, практиковавшимися в детском саду в Бланкенбурге»), которые были призваны обучить их приемам правильного воспитания детей. Идеи Ф.Фребеля получили широкое распространение в дошкольных учреждениях многих странах, в том числе и России.

В России первые дошкольные учреждения появились в воспитательных домах и домах призрения бедных детей. Е.Гугель и П.Гурьев на свои средства учредили экспериментальную школу для малолетних детей, которые занимались и играли на свежем воздухе, старшие дети обучались грамоте. Значительное место отводилось беседам и рассказыванию. В 1837 году был издан «Проект об учреждении при Гатчинском воспитательном доме пансионов для содержания малолетних питомцев и школы для первоначального обучения детей».

Создание детских приютов в России связано и с именем В.Ф.Одоевского, который разработал «Положение о детских приютах» и «Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами» (1839). Согласно данным актам детские приюты должны были:

1) доставлять убежище бедным детям, остающимися без надзора во время дневных работ их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им семью;

2) внушать «чувство доброй нравственности» и к этой цели направлять детские занятия и игры;

3) приучать детей к порядку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих; 4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки и рукоделия. Дети должны были находиться в приютах с утра до позднего вечера.

Первые собственно детские сады появились в России в 60-е годы ХIХ столетия. Они носили частный характер, и соответственно, были платными. Дошкольные учреждения появились в Петербурге (1863), Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Тбилиси (1866 – 1870). Основу образовательного процесса в этих заведениях составляла система Ф.Фребеля. В 1866 году был открыт первый бесплатный детский сад. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир» для детей работниц Петербурга.

В настоящее время дошкольные учреждения имеют большое распространение в мире. Развитие системы дошкольного образования обусловлено радом обстоятельств: расширением мирового образовательного пространства; разнообразием программ социального развития многих государств; значимостью периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы; ростом численности профессиональных воспитателей.

Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых по­колений к участию в производстве материальных и духов­ных ценностей. Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

 



Дата добавления: 2019-12-09; просмотров: 482;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.029 сек.