Процесс изучения лирического произведения в школе состоит из ряда этапов


ПЕРВЫЙ ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Установка на чтение

  • Выразительное чтение учителя (создание атмосферы монолога, родившегося здесь сейчас).
  • Пауза, дающая возможность осмыслить услышанное.
  • Создание установки на повторное чтение.

На этом этапе целесообразно предложить учащимся следующие задания

Вариант 1

· Осмыслить значение слов;

· услышать ритм стихотворных строк, отметить меткость и точность стихотворных строк;

· вообразить нарисованную словами картину;

· вспомнить собственные впечатления от реальных предметов, обозначенных словами;

· создать в воображении цельную картину, попробовать осмыслить собственные ассоциации, возникающие при чтении;

· определить внутреннее состояние, чувства и мысли, которые возникли у поэта под впечатлением увиденного.

 

2 вариант

Создание проблемной ситуации

  • Прослушать музыкальный вариант исполнения стихотворения или музыкальные произведения, написанные на один литературный сюжет.
  • Прослушать стихотворение в исполнении мастеров слова.
  • Сравнить различные варианты текста.
  • Сопоставить трактовки.
  • Выявить полярные трактовки.
  • Найти общий мотив исполнения.
  • Защитить наиболее точное исполнение.

Помнить о том, что однозначность суждений недопустима.

 

ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(Истолкование и его оценка).

Предлагаем один из наиболее продуктивных видов анализа поэтического текста, предполагающий трёхуровневое исследование:

  • Лексико- семантический анализ.
  • Лингвостилистический анализ.
  • Анализ произведения в контексте.

Лексико-семантический анализ

Рассматриваем художественный образ в лирическом произведении как

  • результат творчества;
  • конкретную картину жизни, которая возникает в воображении в связи с буквальным значением слов;
  • эстетический идеал автора, его отношение к истине, добру и красоте.

Задания

1. Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию:

· контрастные образы или эмоционально противоположные мотивы;

· противостояние цветов палитры;

· противостояние точек пространства и времени;

· противостояние звуковых рядов.

Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте.

2. Сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

3. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.

4. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

5. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

6. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа.



Дата добавления: 2021-11-16; просмотров: 90;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.