Процесс проектирования предметов
В процессе проектирования бытовых изделий массового спроса дизайнеру необходимо удовлетворить максимальное количество индивидуальных вкусов и склонностей. Но в основе его деятельности лежит безусловное следование закономерностям композиции, признание их основными критериями оценки и руководством к проектированию. На закономерностях же композиции основан метод художественного конструирования.
Весь процесс проектирования делится для этого на ряд стадий, начиная с подготовительной и кончая выполнением опытного образца.
Последовательность во многом зависит от самого рода изделия: для проектирования некоторых из них особенно важна начальная стадия — мысль, эскиз, идея (у игрушек или посуды, например). При создании сложных устройств больше всего сил иногда поглощает именно конечная стадия. Большое значение имеет отработка деталей, например легкового автомобиля.
1. Стадия предпроектного исследования
Из задания на проект дизайнер узнает о назначении предмета, его принципиальном устройстве, технологических возможностях его изготовления, о том, как он должен быть связан с предметным окружением. Итак, поставлена задача и даны основные условия.
Тема проекта изучается в самом широком смысле этого слова.
На основе проведенных исследований формируется художественно-конструкторская задача. Только после этого приступают к проектированию.
2. Эскизное проектирование
Первые наброски еще очень приблизительны. Автор графически (или пластически) выражает свои еще не вполне оформившиеся идеи. Графически — потому что он рисует карандашом, углем, акварелью. Пластически — потому что выполняет макет — объемное изображение.
В процессе проектирования нужно и рисовать, и лепить, потому что и то и другое одинаково необходимо. Рисуя, можно очень быстро перепробовать разные варианты, рисунок следует за мыслью. Но рисунок лишь условно изображает трехмерную форму. Только макет может достоверно передать строение предмета.
Проектирование идет двумя путями—«изнутри» и «извне». Компонуя внутреннее устройство, добиваясь рационального, удобного, мы должны тут же проверить, в какие внешние формы выльется наше решение, какой облик получит предмет, и, наоборот, рисуя или моделируя внешний объем, следует периодически проверять, как получается с компоновкой внутри.
Естественно, что, чем элементарней предмет, проще его устройство, тем меньшее значение имеет внутренняя его компоновка, и, наоборот, сложный организм больше обусловлен внутренним строением, а его внешний вид увязывается со складывающимся внутренним устройством.
Часто, найдя интересную внешнюю форму, заманчивую объемно-пространственную структуру, стремятся в соответствии с ней скомпоновать внутренние блоки. Так можно подходить к механическим игрушкам, например: придумать забавный паровозик с вагончиками таким, каким он может быть привлекательным для малышей, а уже потом размещать внутри и его нехитрый механизм.
В итоге проектных поисков появляется несколько эскизных вариантов, принципиально отличающихся один от другого, и предстоит решить, какой из них следует предпочесть. Автору всегда трудно отнестись объективно к тому, что им создано. Созидание и самооценка — необходимые составные части творческого процесса. То, что может быть придумано чисто интуитивно, иногда неосознанно, должно прежде всего получить самую строгую, самую трезвую оценку самого автора.
Графика обязательно дополняется макетом, выполняемым в каком-либо определенном масштабе.
Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 2292;