Воскрешение Лазаря»
Искусство Проторенессанса в Италии ( XIII-XIV в.)
На протяжении всей эпохи Возрождения Италия была раздроблена на самостоятельные княжества и города-государства, которые соперничали между собой. Непременным было соперничество в искусстве.
Первые ростки будущего Возрождения появились в конце XII – начале XIV в. В двух итальянских городах – Флоренции и Сиене. Они расположены в области Италии – Тоскане. Это очень красивая местность: рельеф её составляют холмы, плавно уходящие к горизонту, климат мягкий, а цветовые сочетания пейзажа гармоничны.
Флоренция.
Известнейшим художником Флоренции стал Джотто ди Бондоне.Его знали не только во Флоренции и Риме, но и на севере Италии, в городе Падуя.Здесь в 1302 г. На месте арены античного амфитеатра была построена богачом Энрико дельи Скровеньи семейная капелла. Скоровеньи предложи расписать её Джотто. Роспись получилась такой, что римский папа пообещал индульгенцию каждому, кто просто посетит капеллу дель Арена(второе название) и увидит роспись.
Капелла дель Арена
Представляет собой небольшое вытянутое помещение, перекрытое цилиндрическим сводом. Джотто написал на стенах орнаментальные пояса. Получился каркас, в который он вписал сюжетные композиции.
Сюжет: в них разворачивается повествование о жизни Хриса. Оно начинается издалека, с предыстории рождения Девы Марии. Её будуши еродители, Иоаким и Анна, прожив долгую жизнь, не имели детей. Бездетность – знак немилости Бога. Поэтому Иоаким был изгнан их храма.
Особенности живописной системы Джотто:
1. Намеренно избегает реалистичности, слишком правдоподобных эффектов.
2. Ясно обозначал роль каждой фигуры, заставлял «её говорить без слов»
3. Композиции рассчитаны на зрителя, которые смотрят из далека и не различают лиц.
4. Для него важно как двигаются фигуры, как обрисовывают это движение складки одежд.
5. Каждая композиция, это формула того или иного события.
Описание сюжетных композиций капеллы дель Арена:
Воскрешение Лазаря»
2 3
Художник определяет место Христа и Лазаря, выделяет их как главных персонажей. Христос везде движется или смотрит в право. Это идея пути всего цикла. Выделяет фигуры на фоне неба интервалами. Темно – синее окружение подчеркивает благословляющую руку Христа. Лазарь еще не прочно стоит на ногах, Джотто заслоняет спиной нагнувшегося человека. Изумление присутствующих выражено взглядами и жестами.
Христос отправился с проповедями за реку Иордан. В это время в Вифании, селении неподалеку от Иерусалима, от болезни умер Лазарь. Когда Христос пришел в Вифанию, Лазарь четыре дня находился во гробе. Гроб находился в пещере и вход был завален камнем. Христос велел отвалить камень, и громким голосом сказал: « Лазарь! Выходи!» « И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами».
Вход в Иерусалим»
Изображены две группы персонажей – ученики Христа и жители Иерусалима, высыпавшие на встречу, - соединены линией шеи и поднятой ногой ослицы. Ослица здесь – ключевая фигура. Когда между группами людей тянется эта покорная шея, они уравновешиваются.
Поцелуй Иуды»
4 5
Одна из самых известных композиций. Художник противопоставляет два профиля – классически ясного Христа и некрасивого, обезьяноподобного Иуду. Джотто показывает не сам лицемерный поцелуй, а секунду, предшествующую ему. У предателя есть время одуматься. Центральная роль отведена огромному желтому пятну плаща иуды. Жёлтый здесь – цвет неверности, предательства.
Но Джотто был не только живописцем. Считается, что по его рисункам была построена
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
| | ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА |
Дата добавления: 2021-09-25; просмотров: 284;