Соборное уложение 1649 г.
В 1648-1649гг. проходит крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовало 340 человек, большинство которых принадлежали к дворянству и верхушке посада. Земский собор принял "Соборное уложение" царя Алексея Михайловича. Оно состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным актом, изданным типографским способом. Соборное уложение регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения, усиливало ответственность за выступления против царя, бояр, воевод, церкви. Соборное уложение устанавливало бессрочный сыск беглых крестьян и запрещало крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян. В городах "белые" слободы включались в посад, теперь все городское население должно было нести тягло на государя.
Церковные реформы патриарха Никона
С 1652г. патриарх Никон начинает проводить церковную реформу. С её помощью он хотел укрепить порядок, дисциплину и нравственные устои духовенства, установить единообразие церковной службы, унифицировать церковные книги. За образец им были взяты греческие правила и обряды. Реформы вызвали протест со стороны части верующих и духовенства. В русской церкви происходит раскол. Приверженцы старых порядков - старообрядцы (раскольники) - отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Во главе старообрядцев встал протопоп Аввакум. Внешне разногласия между реформаторами и противниками-старообрядцами сводились к тому, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги; как следует креститься - двумя или тремя перстами; как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца и т.д. раскол стал одной из форм социального протеста народных масс. Тысячи крестьян и жителей посада бежали на Поморский Север, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Протопоп Аввакум был сослан в Пустозерск и провел 14 лет в земляной тюрьме, после чего был сожжен заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя "огненному крещению" - самосожжению в ответ на приход в мир "Никона-Антихриста".
Внешняя политика
Во внешней политике главной задачей было возвращение потерянных в период польско-литовской интервенции Смоленских, Черниговских и Новгород-Северских земель. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой украинского народа против полонизации и католизации со стороны Польши. Лидером национально-освободительного движения на Украине стал Богдан Хмельницкий. В 1654г. в г. Переяславле состоялась Великая Рада, которая приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Украине предоставлялась значительная автономия в составе Русского государства. Речь Посполитая не признала воссоединения Украины с Россией. Началась русско-польская война (1654-1667). Она ознаменовалась успехом русских и украинских войск. Русские войска заняли Смоленск, Белоруссию, Литву; украинские войска - Люблин, ряд городов в Галиции и на Волыни. Однако после смерти Богдана Хмельницкого частая смена гетманов Украины привела к тому, что Украина переходила то на сторону Польши, то на сторону России. Эти годы на Украине стали временем разорения и усобиц. Изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась подписанием Андрусовского перемирия, по которому Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину с г. Киевом.
В ходе русско-польской войны Алексей Михайлович проводил боевые действия против Швеции (1656-1658). Русские войска взяли Динабург, Дерпт, осадили Ригу. Но осложнившаяся ситуация на Украине и переход ее на сторону Польши при гетмане И. Выговском, заставили заключить со Швецией мир. Россия возвращала завоеванные территории. Балтика оставалась за Швецией. Проблема выхода к Балтийскому морю не была решена.
Дата добавления: 2017-01-16; просмотров: 1286;