Проклеивание холста


Проклеивание лицевой поверхности холста, предназначенной под живопись, состоит в нанесении на нее одного или нескольких тонких и равномерно распределенных по ее поверхности слоев клеевого раствора и обычно делается для предохранения ткани от возможного проникновения в нее масла из красок или из грунта, содержащего масло. Пропитывание нитей ткани маслом приводит к постепенному их осмолению, что в дальнейшем делает их хрупкими и ломкими, холст утрачивает присущую ему прочность и легко разрывается. Нанесение излишнего количества клея на ткань также придает холсту чрезмерную жесткость и ломкость.

Умелое проклеивание холста является одной из важнейших операций его подготовки под живопись и требует тщательного и умелого выполнения.

Большинство живописцев пользуются для проклейки холста жидким водным раствором рыбьего осетрового или севрюжьего клея. Клеевой раствор делают обязательно в клееварке, исключающей возможность пригорания клея и допускающей регулирование температуры его приготовления (рис. 7). Варка клея производится при температуре 55—65° C, исключающей закипание клеевого раствора, так как последнее всегда приводит к резкому снижению его клеящей силы.

Рис. 7. Клееварка

Прежде чем приступить к варке клея, его сухие пластинки расщепляют на мелкие части и, всыпав в клееварку, замачивают в холодной воде в течение 16—24 часов, в зависимости от сорта клея. Когда клей разбухнет, в клееварку доливают необходимое количество воды и начинают варить состав. В зависимости от сорта клея процесс продолжается от 10 минут до 2 часов. Полученный клеевой раствор процеживают, дают ему застыть в студень, так как это способствует повышению его клеящей силы.

Для проклейки холста одним или двумя слоями обычно применяется клеевой раствор рыбьего клея: на 1 часть сухого клея берут 20 весовых частей воды. Иногда добавляют в готовый клеевой раствор немного натурального пчелиного меда для повышения эластичности клеевой пленки. Лучше всего брать не более 1—1,5 весовой части меда по отношению к сухому клею.

Многие художники не рекомендуют с этой целью применять глицерин. Хоть он и является неплохим пластификатором клея, но обладает крайне вредным для живописи свойством повышать гигроскопичность клеевой пленки.

Пользуясь для проклейки холста рыбьим клеем, некоторые считают вполне достаточным наносить на холст только один слой проклейки, другие же предпочитают два слоя. Нанеся первую проклейку и дав ей хорошо просохнуть, они зачищают поверхность проклеенного холста пемзой или шкуркой, сдувают пыль и наносят вторую проклейку.

Большинство художников проклеивают холст слегка теплым или холодным, но совершенно жидким клеевым раствором.

При проклеивании холста рыбьим клеем его раствор следует наносить легко и быстро флейцем, ни в коем случае не втирая клей в ткань. Только так, можно получить совершенно ровную, очень тонкую клеевую пленку и избежать перегрузки холста клеем.

При проклеивании крупнозернистых и сравнительно редких холстов рекомендуется перед самой проклейкой слегка смочить оборотную сторону ткани горячей водой. Благодаря этому волокна ткани слегка разбухают, закроются отверстия в переплетениях нитей холста и клей не будет проходить на оборотную сторону, что предотвратит опасность перегрузки холста клеем.

Рекомендуется также при нанесении клеевого раствора тотчас же удалить с поверхности холста все излишки клея деревянным шпателем, проводя им легко и быстро сначала в одном направлении (по основе), а затем — в другом (по утку). Таким образом предупреждается возможное переклеивание холста, и клеевая пленка получается ровной и тонкой.

Проклеивание холста, выбор вида клея и приготовление клеевого раствора находится в прямой зависимости от избранного художником типа грунта.

У художников, которые пользовались и пользуются в настоящее время клеемеловыми грунтами (И. Э. Грабарь, П. Д. Корин, Я. Д. Ромас, А. В. Куприн, В. В. Мешков), способы проклейки холста различны.

П. Д. Корин готовил клеевой раствор из осетрового или севрюжьего рыбьего клея лучшего качества следующим способом: пластинки сухого клея расщеплял руками па мелкие части, всыпал их в клееварку и заливал холодной водой так, чтобы воды над клеем было не больше чем на 2 см. Дав клею хорошо разбухнуть в течение 10—12 часов и долив необходимое количество воды (из расчета на 1 весовую часть сухого клея 20 весовых частей воды), он варил его на небольшом огне не более 10 минут. После этого процеживал клей сквозь марлю.

Теплый клеевой раствор художник легко и быстро наносил на поверхность холста широкой щетинной кистью, стараясь при этом не втирать клей в ткань и следя за тем, чтобы он не пропитывал ее сильно, так как иначе холст сморщивается с обратной стороны и его может очень сильно повести.

Дав проклеенному холсту хорошо просохнуть в течение суток, Корин прочищал его поверхность шкуркой или куском пемзы, удаляя таким образом все шероховатости, небольшие узелки и маленькие кончики торчащих нитей.

Для мелкозернистых плотных холстов, обычно применявшихся Кориным, вполне достаточно одной проклейки: на поверхности холста образуется прочная, эластичная и в то же время достаточно прозрачная клеевая пленка, хорошо предохраняющая ткань от проникновения в нее масла из красок.

И. Э. Грабарь, постоянно употреблявший клеемеловые грунты, пользовался для проклейки среднезернистых, с прямым переплетением нитей льняных холстов жидким, чуть теплым раствором желатинового клея нанося его флейцем топким слоем один раз. Клей приготовлялся из пищевого желатина и чистой кипяченой воды. На 10 листков желатина он брал 300 куб. см воды. Листки желатина оп опускал в кастрюлю с теплой водой, где они разбухали в течение 1—2 часов, и затем на несколько минут ставил кастрюлю на легкий огонь, чтобы желатин полностью растворился в воде, не давая при этом клеевому раствору закипать 1.

Я. Д. Ромас, натянув холст па подрамник, слегка увлажняет ткань водой, чтобы она дала необходимую усадку. При этом подрамник слегка расклинивается, и ткань на нем несколько натягивается.

Натянутый на подрамник холст Ромас обычно проклеивает водным раствором осетрового, севрюжьего или желатинового (из пищевого желатина) клея средней крепости, приготовляя его из 3—4 листков пищевого желатина и 100 куб. см воды. Если художник пользуется рыбьим клеем, то на это же количество воды он берет около 8—10 г сухого клея.

Приготовив клеевой раствор, он сначала делает легкую проклейку холста, дает ему хорошо просохнуть и пемзует его поверхность, чтобы удалить ворсинки. После этого сдувает образовавшуюся при пемзовое пыль, делает флейцем вторую проклейку тем же самым клеевым раствором, затем, когда она просохнет, вновь слегка пемзует холст и на этом закапчивает проклеивание холста.

А. В. Куприн, всю жизнь работавший на клеевых грунтах, приготовлял их по-своему. В юности он любил пользоваться желатиновым клеем, а позднее стал применять хорошего качества мездровый кожный клей. Для проклейки А. В. Куприн приготовлял жидкий клеевой раствор (1:12) и проклеивал им холст один раз. Смягчителей (глицерина, меда) он в клей не вводил, считая их не только излишними, но подчас и вредными. Ведь добавление глицерина всегда повышает гигроскопичность проклейки, делая холст очень восприимчивым к влаге.

Клей он наносил на холст широкой щетинной кистью, очень легко, тонким слоем, стараясь никоим образом не перегрузить ткань. Он всегда ограничивался одной проклейкой и считал, что нанесение второго, а тем более третьего слоя клея не только излишне, но и крайне вредно, так как всегда приводит к переклеиванию холста, делая его хрупким и жестким.

Дав холсту после проклейки просохнуть 5—б часов, Куприн слегка прочищал его пемзой и затем грунтовал.

П. П. Кончаловский, пользовавшийся казеиновыми клеевыми грунтами, проклеивал холст следующим образом: «Па казеиновых грунтах я начал писать с 1910 года и после продолжал писать только на них. В то время, когда я учился еще в Петербурге в Академии художеств, мы, студенты, много занимались грунтованием холстов; пробовали грунтовать их и тем, и другим, делали самые различные грунты, брали и грубые и тонкие холсты, но все это было не совсем то, что требовалось мне. Отъезжая на этюды, я обычно сам грунтовал холст казеином, делая его из творога с нашатырем и хорошо протирая его. Клей из этого казеина получался хотя и не такой силы, как покупной, но я охотно пользовался им, и постепенно эти приготовленные мною на казеиновом клее грунтовки так мне понравились, и я так к ним привык, увидев их необычайную прочность и устойчивость, что стал писать преимущественно на них. Казеин я стал покупать готовый, в порошке... самых различных сортов, по всегда отдавал предпочтение свежеполученному прямо с фабрики. В последние годы я пользовался только авиационным казеином, он хорош и без нашатыря, и клей получается страшной силы, а главное, очень прозрачный.

Приготовить казеиновый клей самому не так просто, как думают многие, надо много терпения, а главное, умения: если зальешь в казеин горячей воды, то получаются комки, а не клей, надо лить не горячую и не холодную воду, а только теплую, лить не сразу, а постепенно, все время растирая при этом массу. Надо быть терпеливым, угадать нужную для получения хорошего клея температуру воды и умело смешать воду с казеиновым порошком. На одну весовую часть сухого казеинового порошка я беру обычно не более пяти весовых частой воды и, залив казеин водой, даю ему 2—3 часа набухать. К набухшему в воде казеину я добавляю щелочь — нашатырный спирт, беря его не более 0,4 весовой части на 1 весовую часть сухого казеина, потом, хорошо перемешав деревянной лопаточкой, слегка нагреваю состав и все время перемешиваю его до тех пор, пока казеин не растворится полностью в воде. Когда клей готов, я слегка разбавляю его водой.

Клей надо наносить тонким слоем и только один раз... После того, как проклеенный холст просох совершенно, я приступаю к грунтовке» 2

Картины некоторых советских мастеров живописи (В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бируля, А. А. Дейнеки, М. С. Сарьяна) выполнены на эмульсионных грунтах. Как же они проклеивали холст?

В. Н. Бакшеев предварительно натягивал его на подрамник. Клей он приготовлял из расщепленного на мелкие части пищевого желатина. Три листка желатина заливал 100 куб. см воды (полстакана), давал желатину разбухнуть в воде 1—2 часа и ставил клей на легкий огонь на несколько минут. Желатин полностью растворялся в воде, но ни в коем случае не доводился кипения. Готовому клею он давал немного остыть и затем широкой щетинной кистью тонким слоем покрывал всю поверхность холста сверху вниз. На этом проклеивание заканчивалось, и холст сушился в течение суток.

Бакшеев всегда ограничивался одной проклейкой, считая, что излишняя перегрузка холста клеем приводит к растрескиванию грунта и живописного слоя 3.

B. К. Бялыницкий-Бируля, натянув холст на подрамник и закрепив его гвоздями, слегка смачивал лицевую поверхность ткани водой. Когда холст высыхал, давая полную усадку, он проклеивал его клеем, приготовленным из пищевого желатина, воды и меда следующим способом: шесть листков желатина он заливал 200—250 куб. см кипяченой теплой воды и давал ему разбухнуть в течение нескольких часов. После этого смесь подогревалась до полного растворения желатина на легком огне, исключавшем возможность закипания клея. Затем, дав клею остыть, он добавлял в него немного меда и тщательно размешивал раствор.

Оп проклеивал холст один или два раза в зависимости от плотности ткани, нанося его тонким слоем широкой щетинной кистью. Холст просушивал не менее суток и затем прошлифовывал пемзой, удаляя с поверхности ткани все неровности и волоски волокон.

М. С. Сарьян, пользуясь казеиновым эмульсионным грунтом, приготовленным на основе сухих цинковых белил, проклеивал холст следующим образом: сухой, в порошке казеин заливал теплой водой и давал ему постоять полтора-два часа, чтобы он хорошо набух. Затем добавлял к нему слегка подогретый нашатырный спирт и тщательно размешивал массу до полного растворения казеина. На одну весовую часть сухого казеина в порошке требуется около пяти весовых частей воды и около 0,35—0,4 весовой части нашатырного спирта. Точное соотношение частей казеина, воды и нашатырного спирта установить трудно, так как все зависит от сорта казеина: один требует немного больше воды, другой меньше. То же относится и к нашатырю. Поэтому колебания в соотношении частей неизбежны.

Приготовленным таким образом и охлажденным клеевым раствором казеинового клея Сарьян проклеивал холст одним тонким и очень ровно нанесенным слоем. На этом художник заканчивал проклеивание холста 4.

C. В. Малютин, писавший на клеемеловых и эмульсионных грунтованных холстах, для их проклейки употреблял столярный клей лучшего качества. Проклеивание холста он вел следующим образом: натянув холст на подрамник, прикрепив ткань к планкам подрамника гвоздями и расклинив колками, художник слегка увлажнял лицевую поверхность ткани теплой водой, легко пройдя по ней флейцем. Затем давал холсту просохнуть. Таким образом достигалась необходимая усадка ткани, и она впоследствии почти не провисала.

После этого Малютин проклеивал холст жидким холодным раствором столярного клея. Прозрачные пластинки этого клея, окрашенные в желтый или коричневатый цвет, он расщеплял на мелкие части, засыпал их в клееварку, заливал водой и в таком виде оставлял на 10—12 часов. В разбухший клей художник доливал воды и ставил клееварку на слабый огонь, нагревая раствор до 55—65°C.

В зависимости от сорта клея и температуры нагревания клей варился в течение одного-двух часов. Готовый клеевой раствор процеживался через марлю. Когда он остывал, художник приступал к проклейке холста. Он легко, без нажима наносил на его поверхность жесткой щеткой тончайший слой клея, не втирая его в ткань. После полного просыхания клеевой пленки в течение суток наносился второй такой же слой, а если было необходимо, то и третий. Мелкозернистый плотный льняной холст он проклеивал два раза, а среднезернистый и, особенно редкий, — три раза.

Клеевой раствор Малютин приготовлял из одной весовой части сухого клея и 25—30 весовых частей воды (разница в соотношении частей клея и воды зависела от сорта клея). Художник добавлял в раствор 10—15 капель карболовой кислоты, которая дубила клеевую пленку и делала ее невосприимчивой к бактериям и плесени.

После проклейки холста он его не пемзовал, считая, что от этого разрушается клеевая пленка, которая должна препятствовать проникновению масла из красок в холст — в чем, собственно, и состоит весь смысл проклеивания холста. Этим способом успешно пользуются художники О. С. Малютина и М. В. Оболенский.

В ряде случаев Малютин писал маслом на проклеенном, но не загрунтованном холсте 5.

Столярным клеем проклеивали холсты также А. В. Куприн и А. М. Герасимов.

Пользовавшийся масляным грунтом Н. П. Крымов проклеивал холст так: натянув его на подрамник и закрепив гвоздями, он наносил на поверхность холста тонкий слой свинцовых белил, смешанных с жидким раствором рыбьего клея и, дав ему хорошо просохнуть, прочищал его поверхность шкуркой, а затем грунтовал 6.

Таковы основные способы проклейки холста при употреблении различных грунтов — клеевых, эмульсионных, масляных, применявшихся нашими мастерами пейзажной живописи и, судя по отличной сохранности их произведений, вполне оправдавших себя.

Приступая к проклейке холста, не следует пользоваться другими сортами клея, кроме указанных в книге, особенно не рекомендуется употреблять низшие сорта столярного и костного клея, малярный клей, клей-галерту.

Растворы для проклейки холстов из рыбьего, кожного и столярного клея обычно готовят так: пластинки сухого клея разламывают или расщепляют на небольшие кусочки, всыпают в клееварку, заливают холодной или чуть теплой (лучше кипяченой) водой, чтобы она была на 2 см выше уровня засыпанного клея, и дают последнему хорошо разбухнуть в течение 12—24 часов. Разбухший клей слегка отжимают рукой, воду сливают, клей кладут в клееварку, наливают необходимое количество чистой кипяченой холодной или чуть теплой воды (по рецептуре) и ставят варить па легкий огонь не выше 65° C на 30—40 минут, давая клею полностью раствориться. В процессе варки состав все время помешивают деревянной или стеклянной палочкой.

Готовый клеевой раствор процеживают через двухслойную марлю, добавляют в него небольшое количество антисептика — водного раствора фенола, алюмокалиевых квасцов или пентахлорфенолята натрия (наилучшего антисептика) — и тщательно перемешивают.

Антисептики предохраняют клеевые пленки от загнивания и плесени. Антисептик берут из расчета не более 0,01—0,03 весовой части на одну весовую часть сухого клея.

Чтобы клей не закипал и не подгорал, его готовят в клееварке: металлический сосуд с раствором ставят в другой сосуд, наполненный водой, причем их стенки и дно не соприкасаются. Клееварку нетрудно сделать из двух консервных жестяных банок разного размера, причем меньшую банку подвешивают на проволоке, чтобы она не доставала до дна второго сосуда на 3—4 см.

Не надо пользоваться при проклеивании холста горячими растворами, так как при этом клей быстро впитывается в ткань, а не остается на его поверхности, и его пленка растрескивается. Не стоит протирать холст и застывшим студнеобразным клеем, так как при этом невозможно получить прочную, ровную и тонкую пленку.

Некоторые начинающие художники иногда пользуются для проклейки холста и приготовления эмульсионного грунта разными сортами клея. Например, для проклейки применяют фотожелатин, а для получения массы эмульсионного грунта — осетровый клей. Подобное совмещение недопустимо, так как пленки их обладают совершенно различными свойствами: поверхностным натяжением, эластичностью, прочностью, механической и молекулярной адгезией 7. Условия высыхания пленок двух различных сортов клея неблагоприятно сказываются на прочности всей системы грунта, ее стойкости к внешним воздействиям и долговечности. Поэтому необходимо пользоваться при проклейке и грунтовке холста только одним сортом клея.

Проклеивая холст, натянутый на подрамник, на него быстро тонким, ровным слоем наносят приготовленный жидкий клеевой раствор, имеющий температуру не выше комнатной (18—22° C). Для этого применяют щетинный флейц или щетинную нежесткую щетку с длинной рукояткой.

Сначала наносят клеевой раствор флейцем по продольным нитям ткани, а затем — по поперечным. Быстро закончив проклейку холста, надо тотчас же разровнять слой клея и снять излишки деревянным шпателем, передвигая его по поверхности ткани осторожно и легко, без сильного нажима, иначе клей может проступить на оборотной стороне холста. Шпатель следует держать при этом наклонно, ручкой вперед по направлению движения, снимая излишки клея и выравнивая проклейку. Передвигают его в поперечном направлении от правого верхнего угла к нижнему правому, постепенно проходя по всей поверхности холста, а затем так же удаляют излишки клея в продольном направлении.

Если ограничиваются одной проклейкой, то, дав хорошо просохнуть проклеенной поверхности холста в течение суток, можно приступать к грунтовке. При двойной проклейке вторую можно наносить только после полного просыхают первой. В зависимости от температуры и влажности воздуха для этого обычно требуется от 14 до 24 часов.

Проклеивание является одной из важнейших операций подготовки холста под живопись. От тщательности и качества ее выполнения во многом зависят сохранность первоначального колорита, сила и звучность тонов красок, наносимых художником на холст, и неизменяемость их в процессе работы в дальнейшем. Поэтому пленки, образующиеся на поверхности холста в результате его проклеивания, должны быть прочными, эластичными, без трещин и разрывов. Особенно опасны микротрещины, которые на первый взгляд трудно заметить.

Большое влияние на качество пленок, наносимых на холст при проклеивании, оказывает введение в клеевые растворы алюмокалиевых квасцов в виде водного раствора. В результате получаются клеевые пленки, не растворимые в воде.

Когда художник проклеивает и грунтует холст составами, содержащими клеевые растворы, пленки которых обратимы, то есть растворимы водой, то при последующем нанесении проклеек на холст пленка под воздействием воды, содержащейся в клеевых растворах или грунтовочных составах, обязательно частично растворится, и тем самым нарушится ее целостность. В результате холст будет сильно впитывать масло, из красок и они пожухнут, потеряют свои первоначальные тона и колорит.

Чтобы получить хорошо загрунтованный холст, необходимо ясно представить себе, что происходит со слоями проклеек в процессе его подготовки.

Первый слой клеевого водного раствора, нанесенный на поверхность холста и выровненный при помощи деревянного шпателя, образует, казалось бы, ровное и тонкое клеевое покрытие на ткани. Но ведь сама поверхность холста не является совершенно ровной, а состоит из перемежающихся поверхностей, расположенных на разных уровнях. В местах, где нити ткани перекрещиваются, клеевая пленка лежит несколько выше, чем в углублениях. Кроме того, по-видимому, клеевая пленка на возвышающихся местах получается более плотной. Но это еще не все. Когда пленка просохла, художник обычно зачищает холст пемзой или шкуркой, стремясь удалить все неровности. Однако при этом нарушается целостность клеевой пленки.

Затем художник наносит второй слой проклейки, состоящий из водного раствора животного клея. Здесь происходит следующее. Вода, входящая в состав клея, растворяет затянутые ранее нанесенным клеем углубления между нитями. Таким образом, если не полностью, то в очень значительной степени нарушается целостность первого клеевого покрытия и первая клеевая пленка, положенная на холст, становится подобной решету, состоящему из многочисленных отверстий. Образовавшаяся поверх нее при второй проклейке пленка лежит неровно: она в меньшей степени покрывает участки, где нити перекрещиваются, и в большей степени заполняет отверстия между нитями. При нанесении последующих слоев клеевого или эмульсионного грунта, в составе которых обязательно имеется вода, последняя также растворяет клеевую пленку и нарушает ее целостность. В результате получается холст, обладающий повышенной способностью к впитыванию основной части связующего вещества масляных красок — масла — и вызывающий сильное пожухание и изменение их первоначального цветового тона.

Вот поэтому-то необходимо сделать так, чтобы клеевые пленки, наносимые на холст, не растворялись водой, то есть ввести, в клеевые растворы немного водного 2—3-процептного раствора алюмокалиевых квасцов.

1 — Закипание клеевого раствора, как уже отмечалось, снижает его клеящую способность.

2 — А. В. Виннер. Материалы и техника живописи советских мастеров. М., издательство «Советский художник», 1958, стр. 75—76

3 — А. В. Виннер. Материалы и техника живописи советских мастеров. М., издательство «Советский художник», 1958, стр. 39

4 — Там же, стр. 124—125.

5 — А. В. Виннер, А. И. Лактинов, Техника советской портретной живописи. М., Профиздат, 1961, стр. 144—146.

6 — А. В. Виннер. Материалы и техника живописи советских мастеров. М., издательство «Советский художник», 1958, стр. 94—100.

7Адгезия — сцепление молекцл жидкой фазы с твердой поверхностью; в данном случае раствор клея с холстом.

Грунтовка холста

Грунтом для живописи называют пигментированный слой определенного состава, нанесенный на поверхность основы для придания ей необходимых для работы красками физико-механических и оптических свойств. К первым относятся: фактура поверхности, структура слоя грунта, прочность, эластичность и характер сцепления слоя грунта с основой и красочным слоем, наносимым на его поверхность. Под оптическими свойствами грунта понимаются цвет, светоотражающая способность поверхности и светоустойчивость грунта.

Льняной холст, не покрытый грунтом, неприемлем для непосредственной работы на нем масляными красками, так как он обладает слабыми светоотражающими свойствами, несветопрочен. Его рыхлая, подвижная поверхность плохо принимает краску и неудобна для работы; связующее вещество из красок впитывается тканью и, окисляясь, разрушает холст, одновременно разрушается и краска, утратившая свое связующее вещество. Во избежание этого холст проклеивают и покрывают слоями грунта.

К холсту, подготовленному для живописи масляными красками, предъявляются определенные требования. Вот основные из них:

1. Нужно, чтобы слой грунта был достаточно тонким, прочным и эластичным и служил надежным фундаментом для наносимых слоев красок; он должен хорошо противостоять всем физико-механическим воздействиям, неизбежным в процессе создания картины и ее хранения в последующее время.

2. Слой грунта должен надежно изолировать основу от проникновения в нее связующего вещества из красок (масла, эмульсий и т. п.). Это нужно, чтобы, с одной стороны, удержать в пасте красок необходимое количество связующего вещества, а с другой — защитить основу, в особенности холст, от повреждения и разрушения. При значительной утрате связующего вещества масляная краска жухнет, сильно изменяясь в тоне, и утрачивает свою первоначальную чистоту, силу и звучность цвета, а также прочность и эластичность.

3. Требуется, чтобы слой грунта прочно сцеплялся с основой, иначе грунт вместе с живописью может отслаиваться от холста и осыпаться.

4. Поверхность грунта должна иметь определенный светоустойчивый цвет, так как она принимает непосредственное и активное участие в создании колорита картины. Изменение цвета или тона грунта может повлечь за собой изменение и разрушение первоначального колористического строя произведения.

5. Необходимо, чтобы поверхность грунта легко принимала и прочно удерживала красочные слои, а грунт обеспечивал прочное сцепление с краской.

6. Масса грунта не может содержать в своем составе материалы и вещества, которые дают нежелательную химическую реакцию при взаимодействии с красками.

7. В составе грунта недопустимо содержание материалов, подверженных гниению и плесени. Если же они имеются, их надо обработать антисептиками.

Применяемые в масляной живописи грунты состоят из пигментов (наполнителей) и связующего вещества. В качестве пигментов могут применяться свинцовые, цинковые, титановые, баритовые белила, мел, бланфикс, гипс. Связующим веществом для массы грунта служат клеевые водные растворы преимущественно животных клеев, клеемасляные эмульсии, масло, масляные лаки, синтетические вещества типа эмульсии ПВА.

Помимо этих основных веществ, образующих массу грунта, в неё входят пластификаторы: мед, глицерин, касторовое масло, — повышающие эластичность пленок грунта, а также антисептики.

В зависимости от вида связующего вещества различают следующие типы грунтов: клеевые, эмульсионные, полумасляные, масляные и синтетические.

КЛЕЕВЫЕ ГРУНТЫ состоят из смеси водного клеевого раствора с сухим порошком мела или сухими белилами, наиболее просты и несложны в приготовлении. Массу грунта получают тщательным смешиванием клеевого раствора с пигментами: мелом и белилами.

Предназначенные под живопись масляными красками клеевые грунты отличаются хорошим сцеплением с поверхностью холста, простотой приготовления и быстротой просыхания. Наряду с достоинствами грунты этого типа имеют и некоторые отрицательные качества. Масляные краски, нанесенные на холсты с клеевыми грунтами, сильнее прожухают, нежели на холстах с эмульсионным или масляным грунтом. Этот дефект можно в значительной мере устранить, если нанести на поверхность грунта перед началом живописного процесса жидко разведенную лаком масляную краску или покрыть грунт тонким слоем смеси из равных частей мастиксового или даммарного лака, смешанного с маслом.

Долговременная практика применения клеевых грунтов многими поколениями художников подтвердила превосходную сохранность выполненной на них живописи. Не случайно, следуя лучшим традициям мастеров пейзажной живописи прошлых столетий, на этих грунтах предпочитает писать многочисленная группа наших мастеров-пейзажистов.

Предпочтение, отдаваемое многими мастерами клеевому грунту, объясняется прежде всего тем, что он обладает в полной мере отличными живописными качествами, позволяя работать различными методами, начиная от тонкослойной живописи с детальной проработкой всех частей пейзажа и кончая многослойной корпусной техникой со сложным построением живописно-красочной поверхности. В то же время грунты этого типа просты в изготовлении, быстро просыхают и легко наносятся на холст.

Присущая клеевым грунтам способность впитывать в себя известное количества масла из красок в значительной степени устраняется нашими мастерами сообразно их технике и методу живописи. Одни вносят некоторые добавки в пасту самих красок в виде различных лаков, другие подбирают наиболее отвечающий грунту разжижитель для красок, позволяющий регулировать впитывание грунтом масла, третьи дают грунту полностью насытиться маслом или лаком в подмалевке, а затем уже в полную силу продолжают писать, зная, что грунт больше не будет впитывать масло из пасты красок. В результате, установив меру впитывания клеевым грунтом масла из красок и соответствующим образом компенсируя ее, живописцы достигают того, что это свойство клеевого грунта совершенно не отражается на сохранности первоначальной тональности их живописи, силе цвета, его выразительности и насыщенности.

Отдельные мастера советской живописи следующим образом приготовляют и грунтуют холсты клеевыми грунтовками.

П. Д. Корин, много лет работавший на клеевых грунтах, поступал так: на проклеенную один раз и хорошо просушенную ткань он, после легкой пемзовки, наносил массу грунта, приготовляемую из раствора рыбьего клея (1:20) и сухих цинковых и свинцовых белил, взятых поровну. Разогрев клеевой раствор, он добавлял в него порошок белил в таком количестве, чтобы масса грунта имела консистенцию жидкой сметаны. Тщательно перемешанный, чуть теплый состав художник наносил широкой щетинной кистью топким и ровным слоем на холст, сначала в одном направлении (по основе), затем в противоположном (по утку). Художник наносил грунт легко, не втирая его кистью, и давал ему просохнуть в течение суток. На холстах, загрунтованных этим способом, художником выполнено большинство его произведений. «Этот грунт, — говорил П. Д. Корин, — не только превосходно обеспечивает прочную связь красок с ним, по и краски сохраняют на нем всю свою звучность и первоначальную красоту своего цвета. Этим же грунтом пользовался в последние годы жизни М. В. Нестеров» 1.

И. Э. Грабарь грунтовал холст так: на поверхность проклеенного холста наносил одним топким слоем хорошо перетертую массу клеемелового грунта консистенции сметаны, имеющую один из таких составов:

1.

Клей осетровый — 50 г

Мел кусковой, отмученный и измельченный — 800 г

Вода дистиллированная — 1000 куб. см

2.

Клей осетровый — 60 г

Мел кусковой, отмученный — 750 г

Вода дистиллированная — 1000 куб. см

Масса грунта первого состава применялась для малосеансовой живописи. Грунт с большим содержанием клея предназначался для многосеансовой живописи.

Масса грунта наносилась флейцем на проклееную поверхность холста тонким слоем. На этом обычно и заканчивалась грунтовка. Лишь при употреблении холстов с редким переплетением нитей художник покрывал его вторично топким слоем массы этого же грунта.

Если на загрунтованную таким образом и хорошо просушенную в течение 2—3 суток поверхность холста положить мазок краски, то вокруг мазка образуется темное пятно, показывающее, что грунт впитал в себя довольно значительное количество масла из краски. Благодаря втягиванию грунтом из краски излишнего количества масла красочный слой крепко сцепляется с основой живописи — загрунтованным холстом, покрытым клеемеловым грунтом. При этом на загрунтованной поверхности холста остается красящее вещество, содержащее минимальное количество масла, а масляная живопись приобретает многие наиболее ценные свойства пастели. Необходимо заметить, что пастель все-таки легко подвергается разрушению, а живопись, выполненная на этих клеемеловых грунтах, сохраняется хорошо.

Я. Д. Ромас грунтует проклеенный им на подрамнике холст следующим образом: массу клеевого грунта приготовляет смешением средней крепости водного клеевого раствора рыбьего или желатинового клея с сухими цинковыми белилами в порошке с добавлением небольшого количества глицерина, придающего грунту эластичность. Масса грунта по консистенции напоминает довольно жидкую сметану. Художник наносит ее на холст жесткой щеткой тремя последовательно накладываемыми слоями. Первый слой Ромас наносит щеткой довольно тонким слоем, с силой втирая массу грунта в холст. После просыхания грунта его поверхность пемзуется. Второй и третий слои наносятся щеткой легко, очень тонким и ровным слоем. После полного просыхания грунта, обычно через 10—15 дней, на нем можно писать. Этот тип грунта, по словам Ромаса, наиболее подходит к его манере живописи и технике и обеспечивает в процессе работы на нем масляными красками отличную сохранность и неизменяемость колорита и всей живописи в целом.

А. В. Куприн грунтовал проклеенный на подрамнике холст по-своему. Способ приготовления массы для грунта был таков: тщательно отмучив тонко измельченный кусковой мел и перетерев его на каменной плите курантом с водой, художник смешивал его с теплым клеевым раствором того же состава и той же консистенции, которыми пользовался для проклейки (1:12). Затем он наносил грунтовочную массу щетинной кистью очень тонким и ровным слоем, давал ему просохнуть 3—4 часа и после этого наносил и просушивал второй слой. В заключение холст покрывался третьим слоем, массу для которого художник приготовлял из того же клеевого раствора, мела и сухих свинцовых или цинковых белил, взяв на 3 весовые части мела 1 весовую часть белил. Через 2— 3 суток холст был готов.

Массу грунта А. В. Куприн тщательно перетирал на плите курантом, доводя ее до консистенции жидкой сметаны. Этот грунт, обладая исключительно приятной, чисто белого цвета поверхностью, хорош и удобен в работе: он слегка тянет масло из красок, но не обезмасливает их, краски на нем хорошо закрепляются и не прожухают.

Относительно грунтовки холстов П. П. Кончаловский сообщил следующее: «Я беру тот же казеиновый клей, которым проклеивал холст (по своей консистенции он напоминает жидкую сметану) и смешиваю с ним тонко измельченный кусковой мел. Соотношение частей клея и мела не всегда одинаково и находится в прямой зависимости от качеств самого клея; иногда необходимо класть мела больше, иногда меньше. Смешивать теплый раствор казеинового клея с мелом надо очень тщательно, всыпая порошок частями, хорошо размешивая и перетирая массу, чтобы не было комков. Приготовленную таким образом массу я наношу на поверхность холста большой щетинной кистью одним тонким и ровным слоем, а затем, не сильно нажимая, протираю по поверхности холста ладонью, но так, чтобы грунт не проходил на оборотную сторону холста. После этого просушиваю холст день-два и пишу. Этот грунт, тянущий в меру масло из красок, наиболее отвечает моей технике, и я его очень люблю».

Приготовляя клеевой грунт того или иного состава, необходимо иметь в виду, что хорошего качества грунт, не отслаивающийся от холста и обеспечивающий отличную адгезию с ним красок, можно получить:

1. Если масса грунта содержит достаточное количество наполнителя — мела. Наилучшим является следующее соотношение весовых частей сухого клея и мела: 1 часть сухого клея и не менее 4 частей мела или 1 часть сухого клея и 2 части мела и 2 части порошка сви



Дата добавления: 2017-01-08; просмотров: 3928;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.031 сек.