Северное Возрождение


Дезидерий Эразм из Роттердама(1469 – 1536)

В Лондоне сложился кружок, который возглавил Джон Колет (Оксфордский университет). Позиция называлась «христианский гуманизм». Задача кружка была апеллировать к более широкому кругу людей.

Друзьями Колета были Эразм Роттердамский и Томас Мор.

Эразм Роттердамский – незаконнорожденный сын священника и его служанки. В молодости был монахом одного из Нидерландских монастырей. Стал членом кружка Колета.

На центральное место ставил «философию Христа». Уравнивание значимости христианской религии и античной философии. Пытался выявить моральное содержание христианства, систематически противопоставить дух христианского учения (раннего) и букву христианских догматов. Они не совпадают. Надо быть верным духу христианского учения.

Обрядовая сторона церковной деятельности тоже подвергается критике. Тогда же формировались взгляды Лютера. Реформация отменила сложную обрядовую жизнь церкви. Эразм близок ко всему этому. Эразм не согласен с идеей первородного греха – «осквернить идею Христа своими низменными представлениями о человеке». Первородного греха нет. Люди по природе все равны. Каким становится человек, зависит от воспитания и образования. Переводить Священное Писание на национальные языки, чтобы оно было доступно всем. Идеи, тем не менее, рассчитаны на интеллектуальную элиту. Основную массу оценивал скептически – господство глупости над человеческими душами. «Похвала глупости» – позиция элитарная.

Спор Эразма и Лютера о свободе воли. Эразм издал небольшую брошюру «О свободе воли». Лютер пишет очень гневный ответ «О рабстве воли». Лютер утверждает, что воля человека бессильна и все зависит от того, кто взнуздал эту волю – Бог или дьявол. Бог ведет человека к спасению. Дьявол – к вечной погибели после смерти. Эразм: отрицание свободы человека принижает человека. Он должен быть ответственен. Если нет ответственности (свободы), то какой смысл имеет наказание (воздаяние)? Кальвин только усилил позицию Лютера. Это – последнее выражение провиденциализма в религии.

К кружку Колета принадлежит и Томас Мор (1478 – 1535).
Большой друг Эразма. В 1516 году (за год до Лютера) опубликовал книгу «Утопия».

Само слово сконструировано Мором из «у» + «топос» – место, которого нет. Или «эу топос» -- благое место.

Утопия – страна, которой нет, но она является благой страной. От этой книги пошла целая традиция утопической литературы – проектов идеального устройства общества, в котором человек процветает и все счастливы.

У самого Мора Утопия была гуманистическим ответом на ужасы первоначального накопления капитала, как они проявились в Англии. Ситуация была очень сурова.

Потребность рынка в шерсти привела к тому, что в Англии должно было увеличиться поголовье овец. Начало происходить огораживание. Появилась масса бездомных крестьян. Парламент издал указ, по которому бродяжничество каралось виселицей. А бродяжничество стало массовым явлением. Это была только одна из мерзостей, которыми сопровождалось первоначальное накопление капитала.

Томас Мор задался вопросом «как же быть?». В Утопии устранена основа эксплуатации человека человеком – частная собственность.

Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма – частная собственность.

В Утопии нет денег. Зато есть всеобщее участие людей в труде по 6 часов в день. Если человек пожелает путешествовать, он обязан, прибыв на место, шесть часов в день трудиться все равно. Следовательно, изобилие продуктов, нет бедных и богатых, все одинаково богаты.

Общество социально однородно, хотя есть должностные лица и глава государства, которые выбираются по критерию одаренности и образованности. Возможности образования открыты каждому. Особое внимание уделяется морали. Человек – высшая ценность, а для человека главное – здоровье и наслаждение благами жизни. Особая забота – о здоровье. Здесь проявляется антиаскетизм позиции Мора, забота о потребностях человека как телесного существа прежде всего.

В Утопии есть религия, утопийцы признают Бога, который разлит во всем мире (пантеистическая тенденция). Очень веротерпимы по отношению к другим религиям.

 

Мишель Монтень (1533 – 1592)

В 1580 году выходят «Опыты» Монтеня. Они не утратили своей притягательной силы и по сей день. Книга вышла на французском языке. Это эссеистика, несистематические размышления по моральным проблемам. Отличительная черта – неприязненное отношение к схоластике. Возможно, именно оно определило выбор эссе как жанра для «Опытов». Оценка Аристотеля как главы схоластов. Монтень Платона тоже недолюбливает. Оба авторитета имеют невысокую цену в его глазах.

Предпочтение Монтень отдает скептикам. Позиция в большой мере скептическая, против схоластического догматизма. Однако, Монтень непоследователен. Его позиция – нечто промежуточное между абсолютным скептицизмом и догматизмом, прежде всего в области теоретико-познавательных вопросов.

Монтень очень высоко оценивает знания.

Чувственное познание имеет свои границы. Очень многие вещи ощущениями познать невозможно. Разум, опираясь на чувственный опыт, глубоко постигает вещи. У разума тоже есть предел. Компетенция разума за определенными рамками прекращается. Любознательность человека выходит за эти рамки – следовательно, скептицизм распространяется и на разум.

Сторонник натурализма. Наделяет всю природу жизнью – концепция называется гилозоизм (одушевление).

Монтень сближает человека с остальными объектами живого мира. Человек не выше животных, ему нечем гордиться. <90% генов в человеке те же, что и животных.> Не следует слишком возноситься над ними.

Центр философских воззрений – в этике. Главное для морали – умение человека жить.

Индивидуалист, в отличие от Мора. В своем индивидуализме человек не должен переходить определенную здравым смыслом грань, должен учитывать общество.

Антиаскетическая позиция, опирающаяся на эпикурейский принцип эвдемонизма. Главное – стремление человека к счастью, надо удовлетворять и природные потребности.

Отношение к религии. Религия – дело рук человека, а следовательно, просто его изобретение. Тем не менее, роль религии в обществе полезна для общества, это скрепы социальных связей между людьми. Отношение – терпимое. Во Франции – ожесточенные религиозные войны, фанатизм. Монтень стремится найти среднее, взвешенное мнение по всем вопросам.

На Монтене гуманистическая традиция обрывается.

 

Естественнонаучное направление в культуре Возрождения.

Гуманисты очень мало интересовались естественнонаучными вопросами; акцент делался на духовной жизни человека. Реабилитация материального в человеке проходила в рамках ценностных представлений (надо ценить тело, им восхищаться).

Достижения в науке и технике.

Первые шаги в развитии европейской математики были сделаны на основе арабских достижений. С 11 века в Европу входят арабские цифры, но сами арабы опираются на античную математику. Европейцы знакомятся с Евклидом и Архимедом. 1494 год – Лука Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, пропорции и пропорциональности».

Пачоли формулирует мысль Филолая (пифагорейца): математика должна выразить те закономерности, которым подчиняются все вещи.

В практическом плане – интенсивное применение математики для решения естественнонаучных вопросов.

Значительные успехи делает медицина, особенно в познании анатомии человека. Это связано с живописью и скульптурой: многие художники препарировали трупы. Медики – тоже. Мигелем Серветом открыто кровообращение (сожжен Кальвином, хотя они и были друзьями).

Техника: часы (изобретены в 11 веке) в 14-15 веках устанавливаются на башнях городов; в конце 15 века изобретены переносные часы. Меняется отношение человека к времени – важны не мысли о вечном, а учет своего личного, индивидуального времени.

Изобретение компаса сделало возможными кругосветные путешествия и открытие Америки. Из Америки потекло золото, что вызвало взрыв в экономике. Уверенное плавание по большим пространствам привело к развитию торговли.

«Заимствование» пороха у китайцев. Революция в военном деле. Успехи в развитии инженерного искусства – новые задачи в фортификации.

С изобретением книгопечатания процесс приобщения индивида к знаниям стал принципиально иным. Рукописные работы были редки и дороги. Теперь процесс образования стал более индивидуализированным.

В сфере производства возникли новые способы организации труда, мануфактуры, разделение труда на отдельные операции, атомизация процессов труда и механическое суммирование этих процессов. Механистические начала мировоззрения получают практическое воплощение.

Торговля становится более международной, чем ранее. Изобретена система двойного учета в бухгалтерии, до сих пор служащая ее основой.

Роль индивидуального начала в реальной жизнедеятельности людей стимулирует процесс приобретения мировоззрением индивидуальной окраски. Индивидуализм легко было воспринять.

Достижения в живописи, скульптуре, архитектуре. Они опираются на богатый опыт экспериментирования, которое осуществляется произвольно.

Все это становится материалом для осмысления. В его рамках:

1) бурное развитие творческой практической активности в разных областях, в том числе в производстве. А) потребность в обобщении знаний;

Б) невиданное богатство фактического материала для пытливой мысли;

В) демонстрируется эффективность экспериментирования.

2) раскрепощение мировоззренческой мысли, освобождение ее от старой догматической ориентации;

3) интерес к математике.

 

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

Внебрачный сын нотариуса и крестьянки. По его словам, книжного образования не получил, но зато был хорошо знаком с математикой.

Выразил ироническую оценку знатоков литературы – «пересказчики». Его учитель – «наставник их наставников» – опыт. Да Винчи восстанавливает то особое отношение к опыту, которое было в 13 веке в школе францисканцев выражено Гроссетестом и Бэконом.

1) Опыт – активный целенаправленный эксперимент. Да Винчи пытается осмыслить роль эксперимента для познания. Не создает, конечно, теорию эксперимента, но, самое главное, утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию и в этом случае будет «слепым», не имеющим значимости. «Наука – полководец, практика – солдаты».

2) Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Пока это скорее декларация, но тем не менее, идеи из записных книжек Леонардо да Винчи представляют собой особенность науки Нового времени.

Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Во-первых, человеческая природа активна, человек – это деятель. Природа – это творческая мощь, природа творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог – первопричина и перводвигатель, но у природы – творческая мощь. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное.

Человек – «великое орудие природы».

Человек продолжает творческую деятельность там, где природа ее заканчивает, и создает «бесчисленные виды новых вещей».

Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что проивзодит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы).

Мир, человек прекрасны.

Гармония и природы, и человека не лишена трагизма.

Некоторых людей оценивает уничижительно («проходы для пищи»). Это симптомы кризиса гуманистической идеи.

 

Николай Коперник (1473 – 1543)

Поляк, выдающийся астроном вообще, а не только эпохи Возрождения. Окончил Краковский университет, в Италии (Болонья и Падуя) восемь лет изучал науки, слушал Помпонацци. В 1505-1508 годах пишет «Малый комментарий», содержащий критику аристотелевско-птолемеевской картины мира. Пишет революционную работу «О движении небесных сфер».

Начал заниматься этой проблематикой по заданию одного из католических кардиналов, чтобы научить католиков правильно вычислять пасху. Юлианский календарь не учитывал треть суток; набежала большая ошибка, что требовало громоздких таблиц. Кардинал обратился к Копернику, чтобы тот создал новый способ расчета. Оказалось, что гораздо проще решать эти задачи, если считать, что Земля вращается вокруг Солнца. Другие задачи решались тоже более просто. Католическая церковь внесла изменения в календарь (григорианский календарь ввел Григорий 7), но книга была внесена в Индекс запрещенных книг. Новая картина мира подрывала авторитет Священного писания, которое утверждало, что Земля находится в центре.

1) Откровение Бога лжет.

2) Отвергается иерархическая структура мироздания, иерархия небесного и подлунного мира. Мир небесных тел – мир правильных движений. В подлунном мире все беспорядочно. Ценностная нагруженность подрывается. Земля становится одним из небесных тел. Десакрализация неба. Тоже подрывает основы религиозного мировоззрения.

3) Отвергается надобность в перводвигателе – круговое движение в нем не нуждается.

4) Подрывается идея антропоцентризма. Земля находится на периферии солнечной системы и человек – периферийное существо. Косвенно отрицается учение церкви о роли Христа. Земля – пылинка. С чего бы Христос пришел именно сюда, если Земля не находится в центре Вселенной? Не космическая роль Христа.

5) Идея бесконечности вселенной. Вселенная не ограничена небосводом, над которым может существовать мир духовный. Где место Богу?

 

Книга только в 20 веке была изъята из Индекса.

Концепция Большого взрыва кажется гораздо более радикальной, но церковь ее не осуждает. В чем дело? Мировоззренческая значимость открытия Коперника для того времени гораздо больше, чем сейчас. Она подрывает основы религиозного мировоззрения той эпохи.

Леонардо да Винчи и Коперник – представители естественно-научного направления, которое не получило развития. Но это – конец эпохи Возрождения.

Конец 16 – начало 17 веков – переход к Новому времени.

 

III. Натурфилософское направление

 

Целый ряд мыслителей рассматривает природу из ее собственных начал и абстрагируется от сверхъестественного вмешательства.

Бернардино Телезио (1509 – 1588)

Обучается медицине и философии в Падуанском университете. 1565 – издан трактат «О природе согласно ее собственным началам».

Как и Леонардо, подчеркивает значимость опыта как гаранта близости знания природе. Более всего чтит стоиков и развивает их материалистическую тенденцию.

Признает божественное творение мира, но утверждает, что природа не нуждается в опеке со стороны Бога и действует по законам, которые создал Бог. Это ведет к деизму (две истины).

Бог создал косную материю (идея доминирует в начале Нового времени и вплоть до конца 18 века) и два активных начала – тепло и холод. Самостоятельно не существует ни одно из этих начал. Они дерутся между собой за обладание материей, как женихи – за обладание невестой.

Главное – теплое начало (средоточие – Солнце); холод – Земля. Борьба – средоточие всей космической жизни. Активные начала внедрены во все частицы и материальные тела, материю, следовательно, все обладает свойством движения. Бог как двигатель не нужен. В живых существах они же отвечают за наличие души, жизненного духа (пневма, воздухоогонь).

 

Франческо Патрици (1529 – 1597)

В 1571 году выходит его книга «Новая форма Универсума». Приверженец платонической линии в философии.

Существует некоторое единое, оно тождественно с Благом (Плотин), оно бестелесно и выше триединого христианского Бога. Затем – все более определенные, конкретные сущности, души, природы, качества и формы.

Соответствует плотиновскому процессу эманаций (хотя ступеней больше, чем четыре). Есть субстанция нисхождения – свет (Плотин, Александр Гэльский, Бонавентура, Гроссетест).

Свет соединяет высшее бестелесное божественное единство с телесной множественностью вещей. Зрение особенно важно, это функция разума или рассудка.

Платоновская традиция – одушевленность всего мира и всего, что в мире существует. Целостность каждого одушевленного существа, есть мировая душа (мир одушевлен). Все живое, позиция называется гилозоизм.

Особенность этической позиции – этика филавтии, любви к самому себе. Только такой человек может любить и других.

 

Джордано Бруно (1548 – 1600)

Сожжен в Риме на площади Цветов.

Сын мелкого дворянина, родился в местечке Нола (Ноланец), стал монахом доминиканского монастыря, сбежал. Бесконечные странствия по Европе. В 1592 году прибыл в Падую в надежде получить кафедру математики, однако был схвачен инквизицией и через 8 лет сожжен на костре.

Законченная пантеистическая картина мира, тщательно разработанная.

Провозгласил себя сторонником гелиоцентрической концепции Коперника. В том числе потому и сожгли.

Центральное понятие – понятие единства. Идея единства доводится до крайней формы в виде учения о противоположностях и их единстве. Главным образом оно связано с аристотелевской категориальной системой – возможность и действительность, форма и материя, сущность и существование, изменчивость и неизменность, единство и множественность.

Выше единства ничего не существует. Христианскому Богу в Универсуме места нет.

Отвергает любой дуализм, Бога и мира, материи и формы, сущности и существования. В полемике с Аристотелем утверждает, что форма коренится в самой материи, нет нужды в аристотелевском перводвигателе. Материя сама оформляет себя и обладает самодвижением. Возрождается демокритовский атомизм (монады), монады обладают самодвижением. Мировая душа как мастер оформляет материю, все вещи одушевлены.

Бруно, как Телезио и Патрици, переносит на материю принцип активности – божественную способность (природу активно-творческую) и природа оказывается обладающей самодвижением.

Эта идея сочетается с пантеизмом и получает в нем наиболее полное выражение.

Космологические взгляды Бруно: развивая пантеизм, устраняет противоречие небесного и земного миров, характерное для христианской теологической мысли, и продолжает дело, начатое Коперником – придает идеям Коперника философское звучание.

1. Иерархию отвергает, мир един и иерархии нет.

2. Подчеркивает бесконечность мира. Существуют бесчисленные миры. В 5 веке до н.э. – Демокрит. Обосновывает бесконечность бесконечной мощью Бога, который совпадает с миром.

3. Идея единства всего позволяет Бруно решать теоретико-познавательные вопросы. Не противополагает человека как познающее существо остальному миру – поэтому можно познавать (как часть мира). Шесть ступеней познания:

 

n ощущения

n обобщение чувственного опыта

n воображение

n рассудок

n итнтеллект

n ум.

 

Рассудок, интеллект и ум – не одно и то же. Интеллект осуществляет чтение и осмысление продуктов деятельности рассудка, осмысление содержания деятельности рассудка. Ум – высшая способность познания, усматривает единство противоположностей.

 

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639)

Сын сапожника, родился в Калабрии (Сицилия). Был монахом доминиканского монастыря, сбежал в Рим, Флоренцию, Падую. В Падуе познакомился с Галилеем. В Калабрии возглавил заговор против исполнительной власти, 30 лет провел в тюрьме. Потом отправился в Рим, бежал во Францию.

Крупный представитель возрожденческой натурфилософии, автор утопии «Город Солнца».

Современник Галилея и Бэкона.

Будучи современником представителей культуры Нового времени, сам был представителем ренессансной культуры. Наиболее ярко репрезентирует особенности ренессансной философской мысли. В своих философских взглядах стоит на позиции двойственной истины, различает две книги – природы и Священного писания. Отказывается согласовывать выводы науки с религиозной картиной мира.

В основе вещей лежит материя. В отличие от Бруно, полагает, что Бог – вне мира и сотворил мир. Материя пассивна.

Движущее начало – тепло (близок к Телезио, у которого тепло и холод), оно пронизывает всю материю и вся материя обладает способностью ощущать.

Картина мира становится телеологической, все одушевлено.

Бог сотворил мир и далее не вмешивается в то, что в мире происходит – это традиция, ведущая к деизму.

Кампанелла возрождает метафору, которая встречается у Николая Орема – Бог-часовщик, мир – часы. Богу делать нечего. Лейбниц тоже будет использовать эту метафору.

Натурфилософская картина мира. Сопоставляя с тем, что делает Галилей, можно представить, насколько нововременная наука отличается от возрожденческой:

n спекулятивность позиции Кампанеллы

n антропоморфизм (образ часовщика)

n сугубо качественный подход к описанию мира.

 

Галилей:

n конкретное исследование явлений природы

n отбрасывание антропоморфизма

n некачественный подход, применение количественных соотношений и математических средств.

 

Субъективное отношение Галилея к Кампанелле: Кампанелла бомбардирует Галилея письмами, чтобы тот написал натурфилософское произведение; Галилей ничего не отвечает. Заметка на полях – лучше «найти истину в мельчайших вещах, чем спорить о величайших вещах,... не приходя к истине».

Философия Возрождения – особая философия, нельзя оценивать как раннее Новое время.

Социально-философская позиция Кампанеллы.

Картина жизни города Солнца – «в первую очередь заботиться о жизни целого, а затем его частей». Позиция антииндивидуалистична, антиэгоистична, как и позиция Томаса Мора. Открытое отстаивание коллективного принципа в противовес индивидуалистическому принципу свидетельствует о том, насколько сильна традиция индивидуализма. Платон, например, чрезвычайно остро подчеркивает значимость холистического принципа, потому что индивидуалистический принцип был ярко представлен.

Некоторые особенности жизни соляриев. Четыре часа работы в день. Нет частной собственности. Нет семьи. Каждый индивид должен работать, и судьба индивида определяется астрологией и волей самого человека.

Разделение труда, умственного и физического. Умственным трудом занимаются профессионалы (близок к Платону). В отличие от Платона и Мора большую роль играет техника. Учитывается развитие производительных сил. Главный моральный принцип – не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы делали с тобой.

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 135;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.032 сек.