Философия Нового времени


 

Философия Возрождения – философия переломной эпохи, эпохи подготовки перехода от феодализма к капитализму.

В эту эпоху происходит обострение кризиса средневекового мировоззрения, перелом – новые мировоззренческие ориентации приобретают значимость, а старые сохраняют свое значение; монополия их уже позади. Развитие производства, торговли ведет к такому росту благосостояния, что старая теоцентрическая система мировоззренческих взглядов не может удовлетворять определенную часть общества.

Основой старого мировоззрения остается религия. Церковь выступает как основная структура, сохраняющая доминирование средневекового способа мировоззрения. Новое имеет две формы:

n отношение к религиозным идеям (новое критическое отношение)

n в рамках самой религии в конце этой эпохи происходит Реформация.

 

В обоих случаях – кризис доверия к церкви.

Новые ориентации:

n ориентация на знание (старая – вера);

n ориентация на земное счастье ( -- загробное спасение);

n ориентация на земные успехи

n ориентация на значимость индивида.

Они утверждаются в праве на сосуществование со старыми ориентациями, укрепляются, происходит перелом.

Следует вспомнить, что новые ориентации уже проявлялись в средневековье. Например, была концепция двух истин и ориентация на счастье (Фома Аквинский, об инструменте в руках Бога).

Идейная борьба приобретает такой накал, что приводит к вооруженным конфликтам. В 16 веке Западная Европа охвачена религиозными войнами, в которых погибает значительная часть населения.

Отношение к религиозным идеям.

Формируются слои общества, профессиональная деятельность которых более не связана с церковной организацией. Это – искусство (хотя церковь остается крупнейшим заказчиком); наука; инженерная (особенно строительная) деятельность – строительство не только зданий, но и гидротехнических сооружений, фортификационное искусство; появляются специалисты по политическим отношениям.

Они составляют интеллектуальную элиту возрожденческого общества.

Вырабатывается комплекс идей, в том числе мировоззренческого плана. Влияет он на очень узкую, элитарную прослойку общества. Пока идеи остаются элитарными, церковь покровительствует этим процессам.

К концу эпохи – концу 16 века – формируется резко критическое отношение к церковной организации. Движение Реформации. Все это затрагивает широчайшие массы населения. Их мировоззрение – религиозное.

Кризис захватывает саму религиозную мысль изнутри. Старая система представлений сохраняется, но в ее рамках изобретается такая форма ориентаций, что они захватывают массы. Религия оказывается способом освящения новых ориентаций:

n на индивидуализм (этим отличается протестантизм)

n на успех в земной жизни

n на успех без оглядки на последствия своей чрезвычайной активности на других людей.

 

Индивидуализм и эгоизм сочетаются с суперактивностью, но все это – в рамках приверженности к христианству (кальвинизм, лютеранство, гугеноты и т. д.). Зарождаются новые буржуазные ценности.

Результат войны – передел сфер влияния. Католическими остаются Испания, Италия, Франция, протестантскими становятся Швейцария, Англия, Нидерланды, Германия. Нидерландская революция – уже буржуазная, в рамках освободительной войны против Испании.

Некоторые историки считают, что Возрождение – часть средневековья, другие – что начало Нового времени. По мнению В. П. Горана, это – особая эпоха.

Средневековая философия есть отрицание античной философии. Философия эпохи Возрождения – классический пример отрицания отрицания. Они сами сознавали, что возвращаются к античным культурным идеалам в противовес средневековым культурным идеалам. До 13 века в Европе доминировало августинианство (разновидность платонизма), с 13 века – аристотелизм.

В эпоху Возрождения происходит попытка опереться не на христиан, а на античный вид платонизма. То же – с аристотелизмом. Возрождаются эпикурейская, скептическая, стоическая философские традиции, главные направления античной философской мысли. Поэтому термин «Возрождение» весьма конкретен.

Характерная черта средневекового мировоззрения – теоцентризм. Это – отчужденная форма антропоцентризма. На Бога переносятся определенные характеристики человека. В центре внимания – человек, но человеческие качества у человека отняты и переданы Богу. Возрожденческая мысль стремится отнять у Бога определенные характеристики и вернуть их человеку. Она возвращается к непосредственному антропоцентризму через реабилитацию значимости тех черт, которые были переданы Богу. Отсюда гуманистическое направление. В центре внимания – человек в качестве самостоятельной ценности.

Гуманизм есть ценностная ориентация, центральное звено которой – утверждение самоценности человека. Это – широкий смысл понятия «гуманизм». Может сочетаться с остатками религиозного мировоззрения.

Высшая форма гуманизма – человек есть высшая ценность. Это – атеистический гуманизм, впервые выраженный в 19 веке.

Возрожденческий гуманизм – гуманизм в широком смысле слова.

Возрожденческая мысль смогла подвергнуть отрицанию теоцентрический характер средневековой мысли, но достижения последней не были отброшены, а были ассимилированы.

Это – утверждение активно-творческого характера духа, тогда как античности свойственен созерцательный рационализм.

Средневековая мысль: Бог есть творец всего мира. Бог – единственный субъект творчества, причем опирающийся на волюнтаризм. Теперь активная природа Бога переносится на человека. Гуманизм соотносится с подчеркиванием активно-творческой природы человека.

Наступает расцвет искусства; художественное творчество как творческая деятельность. Активно-творческая природа человека утверждается в гуманистическом направлении. Творческая деятельность связана со строительством и инженерным искусством. Наблюдаются взлет инженерного искусства и поголовное экспериментирование инженерного «сословия». Практика экспериментирования оказывается очень богатой, что ведет к осмыслению роли эксперимента. Эксперимент – очень продуктивный метод научного познания (Леонардо да Винчи).

Отношение к природе резко отличается от средневекового. Теоцентризм – у природы отнята субстанциальность, самодостаточность, самоценность. Бог является подлинным бытием. В эпоху Возрождения сохраняется перманентный креационизм. Культура Возрождения возвращает природе характеристику субстанциальной самодостаточности:

n пантеизм

n резко разделяется бытие Бога и бытие природы (дуализм).

Намечаются некоторые подходы к деизму.

Проблема «Бог – мир» остается центральной. Гносеологический аспект этой проблемы – мысль о том, что природу следует объяснять из самой природы, а не потому, что Бог так сотворил. Эта идея – одно из самых ярких проявлений того, что природе возвращается статус самодостаточности. Наиболее решительно эта идея провозглашена в виде того, что природу надо понимать из самой природы:

n натурфилософское направление в философии

n естественнонаучное направление в культуре.

 

Происходит такое отрицание теоцентризма, при котором важнейшие достижение средневековой мысли усваиваются:

1. Утверждение божественности человека, возрожденческая мысль переносит на него главное достижение средневековой мысли – активно-творческая природа человека и активно-творческое отношение к миру. Становление экспериментального метода в научном познании – подготовка перехода к науке Нового времени. Наука Нового времени опирается на эксперимент.

2. Наряду с природой в центре внимания ставится человек и природа рассматривается с точки зрения человека, в отношении к человеку. Центр тяжести переносится с онтологизма (античность) на гносеологизм.

3. Объектом рассмотрения становится собственная природа человека:

n телесное существо

n социальная природа человека.

Огромное внимание уделяется нравственным и политическим проблемам: отношения человека к человеку. Отношение к человека к Богу – это совсем другое.

Акцент на активно-творческую природу человека: человек творчески относится к природе, преобразует ее. Человек одновременно и творец самого себя. Активное отношение человека к социуму (творец государства). Государство – не божественное творение, а результат творческих усилий самого человека.

Непосредственный антропоцентризм проявляется и в том, что на природу переносятся соответствующие черты. Например, природа одушевляется (отождествляется с Богом).

1. Природе возвращается статус субстанции.

2. Природа бесконечна.

Возрождается материалистическая тенденция.

Объяснение природы из самой себя носит натурфилософский, сугубо качественный и спекулятивный характер. Этому противостоит зарождающаяся естественнонаучная традиция. Это – конец 16 – начало 17 веков. Кампанелла – натурфилософ, Галилей – ученый Нового времени.

 

Середина 14 – 16 век.

 

Франческо Петрарка – зачинатель гуманистического направления. (1304 – 1374)

«Наше время счастливее древности, ибо оно насчитывает не семь, не десять мудрецов... их как скотов целые стада в каждом городе» – цитата о защите докторских диссертаций. Петрарка не желает иметь с ними ничего общего. Возвращается к античной традиции.

Прославление земной любви к женщине. Эта направленность поэзии Петрарки явно антиаскетическая, антисредневековая. Он собирал памятники античной литературы. Во время крестовых походов многие рукописи попали в Италию. Петрарка и его друзья переводят с греческого на латынь в том числе философскую литературу. Петрарка особое внимание уделяет моральной проблематике – Цицерон, Сенека, Вергилий, Платон, Августин Блаженный.

 

Колюччо Салютати (1331 – 1406)

Длительное время был канцлером Флорентийской республики (= президент). Писал на моральные темы. См. ниже.

 

Леонардо Бруни (1374 – 1444)

Его ученик, тоже канцлер Флорентийской республики.

Перевел с греческого на латынь некоторые диалоги Платона, «Никомахову этику», «Политику» Аристотеля. Написал «Историю флорентийского народа» и сочинения на мифологические темы.

Проблема «Бог – мир». Главное предназначение человека – уподобляться Богу, тоже быть творческим существом. Утверждается значимость природного начала в человеке. Надо учитывать природные склонности человека, не подавляя их. Разделял эти идеи Салютати.

 

Джаноццо Манетти (1396 – 1459)

В молодые годы занимался торговлей, банковским делом, был крупным государственным деятелем. Книга «О достоинстве и превосходстве человека» (1451).

Старается реабилитировать значимость природного начала в человеке. Мир – творение Бога, он прекрасен, это надо ценить, а прежде всего – природу. Венец природы – человек.

В отличие от всех других существо человек способен к творческой деятельности. Главный показатель – рука человека, «способная к всякой работе». «Человек – словно некий смертный бог». Человек соперничает с Богом в творческой деятельности.

 

Леон Баттисто Альберти (1404 – 1472)

Видный архитектор, живописец, поэт, музыкант, теоретик искусства. Отличался страстью к превосходству (вплоть до того, что пытался даже прыгать выше других).

Природа – образец для подражания. Иногда природу уравнивает с Богом. Главный лейтмотив – прославление человеческой деятельности.

Вся природа обладает способностью творить новое и новое.

 

Лоренцо Валла (1407 – 1457)

Родился в Риме, преподавал в университете Города Павия. Состоял при дворе сицилийского короля Альфонсо, когда тот вел борьбу с папой Римским Евгением IV. Лоренцо Валла проанализировал филологическими методами грамоту, на которую папы ссылались в своих притязаниях на светскую власть в Западной Европе. Это – так называемый «Константинов дар»: Константин, император, при котором христианство стало государственной религией, якобы предоставил папе Сильвестру власть над Европой. Валла доказал, что грамота поддельная.

В 1447 году, при папе Николае V, конфликт закончился. Папа приблизил к себе Валлу, сделав его профессором и апостольским секретарем.

Валла придерживался концепции двух истин, полностью игнорировал теологию. Он считал, что религия не поддается рационализации в практической жизни.

Опирался на номинализм, чтобы критиковать схоластический реализм. И здесь опирается на филологические представления. Бытийность, чтойность, этовость – неправильные грамматические формы латинского языка.

Существуют только единичные вещи (номинализм) и отсюда значимость ощущений для познания вообще.

К этому времени была обнаружена поэма Лукреция Кара «О природе вещей».

Валла объявил себя сторонником эпикурейского сенсуализма. Утверждение значимости посюсторонней жизни, роль наслаждений и души, и тела.

«Жить без наслаждений невозможно, а без добродетели – можно». Воинствующий антиаскетизм.

Утверждение эгоизма: собственная жизнь есть высшее благо для человека, о ближних нужно заботиться во вторую очередь. Смерть за родину – нечто бессмысленное.

Валла признает посмертную жизнь – это не только жизнь духа, но и жизнь тела. Очень хочет попасть в рай.

 

Николай Кузанский (1401 – 1464)

Родился в Южной Германии, в местечке Куза. Не отличался знатностью рода. Учился в университете. Увлекался математикой и астрономией. Стал священником. Когда папой стал Николай V, папа возвел его в кардинальский сан. Затем, когда папой стал его близкий друг, стал вторым человеком после папы.

Содержание произведений – философско-теологическое.

Враг схоластики и сторонник гуманистического направления.

Тяготел к мистике. В центре внимания – проблема «Бог – мир». Опирался на традицию, идущую от Плотина, Экхарта, Иоанна Скота Эриугены. Развивает апофатическую теологию.

Главное произведение – «О ученом незнании».

Тяготел к понятию Абсолюта. Бог = Абсолют, «Не-иное», то, что охватывает все, иного для него нет.

«Не-иное» -- полнота актуализации всех возможностей. Одновременно Бог как Абсолют есть совпадение максимума и минимума.

Апофатическая традиция сочетается с диалектикой. Бог равен максимуму, потому что больше Бога ничего нет. Равен минимуму, потому что не может быть меньше того, что он есть.

Принцип совпадения противоположностей.

Увлекается математикой, использует геометрические образы.

Прямая на поверхности шара – кривая линия. Чем больше диаметр шара, чем ближе он к бесконечности, тем более кривая превращается в прямую. Противоположности совпадают. Принцип очень важен. Бог совпадает со всем. Пантеистическая тенденция. Бог и универсум – одно и то же. Не пантеизм в чистом виде. Не мог быть пантеистом – все-таки кардинал. Различение Бога и мира по двум направлениям: мир есть не сам Абсолют, а его развертывание. В Абсолюте все в свернутом виде. Диалектическая идея. Идея развития – позже.

Различение понятий бесконечного и беспредельного. Мир не является бесконечным, бесконечен только Бог как вся полнота актуализации потенций. Намечается различие понятий актуальной и потенциальной бесконечности. Бог – актуальная бесконечность, а мир – беспредельность развертывания как потенциальная бесконечность.

Диалектически подходит к проблеме антропологической, к проблеме человека. Религиозные представления о фигуре Христа – Богочеловека и понятие человека. Николай Кузанский реализует ту же процедуру перенесения на человека божественных атрибутов. Человек совершенен как человечество, совокупность всех живших индивидов и тех, кто родится впоследствии. В свернутом виде вся полнота – в Иисусе Христе.

Ценность человечества равнозначна фигуре Христа. Это гуманизм.

Теоретико-познавательные взгляды.

Диалектический подход: различаются четыре уровня познавательных способностей человека

n чувственное познание

n способность к воображению

n уровень рассудка

n уровень разума

 

Критерий различения уровней рассудка и разума: разум – способность интуитивно ухватывать единство противоположностей; рассудок этой способностью не обладает. У Джордано Бруно – еще более дробная градация ступеней (+ интеллект).

Более непосредственно диалектическая идея: познание трактуется как процесс познавательный, развернутый, развертывание способностей. К истине человеческий разум, рассудок, чувственное познание и способность к воображению приближаются так же, как к кругу приближается многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон (Энгельс использует тот же образ).

Философия Николая Кузанского оказывается влиятельной очень недолгое время, в том числе в Германии. В 17 веке Декарт, Лейбниц опираются иногда на него. Гегель не упоминает. Шеллинг опирается на него. Работы переизданы в конце 19 века.

 

Неоплатонизм. Флорентийские платоники.

На исходе первой половины 15 века в жизни Европы происходят очень суровые события. На Византию давит Турция, Византия находится под угрозой гибели. За 15 лет до взятия турками Константинополя осуществляется попытка объединения католической Европы и Византии. Идея союза католической Европы и Византии обсуждается на Феррарском и Флорентийском соборах. Основная преграда – противостояние католичества и православия. Запад оказался коварным и предал православную часть населения.

В 1453 году турки взяли Константинополь и Византия была уничтожена. Часть византийцев бежала в Западную Европу, их вклад был очень велик. Православная традиция была подхвачена Россией. Византия перестала существовать. В работе соборов принимала участие византийская делегация.

 

Георгий Гемист Плифон (ок. 1355 - 1452)

Энтузиаст возрождения платонической философии и вообще античной культуры. Ратовал за возвращение к вере в языческих богов (несмотря на высокое положение в церкви). Боги понимались как философские символы и посредники между христианским богом и людьми. Книга «Законы» (ассоциация с Платоном). В Константинополе «Законы» были сожжены патриархом. Но в Европе он стимулировал (лекциями) интерес к Платону.

После его смерти в 1459 году Козимо Медичи инициировал создание платоновской академии во Флоренции. Она превратилась в крупный научный центр.

 

Марсилио Фичино(1433 - 1499)

Вскоре после учреждения Академии становится ее главой. Осуществляет перевод на латинский язык всех диалогов Платона, Плотина, Ямвлиха, Порфирия и Прокла, а также текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту (в наше время установлено, что созданы во 2 -3 веках н.э.). Во времена Фичино полагали, что он был зачинателем религиозной философии, к которой впоследствии примкнул Платон.

Фичино сближает философию с религией – «ученая религия», «благочестивая философия». «Естественная» или «всеобщая религия». Перекликается с тенденцией, которая была в 18 веке (Просвещения) – идея рациональной, разумной религии (Англия, Франция).

Был служителем католической церкви.

Свои проповеди иногда посвящал целиком божественному Платону (язычнику!). Призывал к веротерпимости. Абеляр в 12 веке занимал ту же позицию.

Философские взгляды: проблема «Бог – мир». Пытался утвердить идею единства мира и Бога (как и Николай Кузанский). Тенденция пантеизма.

Бог – мир -- отношения единого и многого (в неоплатоническом духе); покой – движение (Бог – неподвижный перводвигатель); причина – следствие. Все это – противоположности.

В платоновском духе – иерархическое устройство мира. Низшие тела движутся высшими, а высшие – божественной причиной.

Божество присутствует во всех вещах (почти пантеизм).

В рамках привычной философии Платона: душа присутствует во всем, мир одушевлен. Душа – источник движения всего, в чем она присутствует.

Фичино пытается натурализовать представления о мире: внутренний источник самодвижения есть душа, она есть природа (близок к Аристотелю). Природа – внутреннее искусство, организующее материю.

Попытка реабилитации автономности природного начала, через обожествление природы – божественной души.

Стремится возвысить и человека. Человек – единственное существо в мире, которое повелевает не только низшим миром, но и самим собой. Человек – свободное существо. Сам создает семью, государство, направляет свою жизнь. Государство есть дело рук самого человека. См. латинских аверроистов после Сигера Брабантского.

Светская власть должна быть независима от духовной, потому что государственная власть – создание самого человека. Власть королей – не от бога. Выводы о восстании не делаются. Развитие – у Макиавелли.

 

Пико делла Мирандола (1463 – 1494)

Граф. Рано овладел греческим, арабским, еврейским и арамейским, латынью и итальянским. Интересовался ближневосточной философией.

В 1486 году (23 года) посылает папе Римскому 900 тезисов с требованием организовать общеевропейскую дискуссию, где будет защищать свои тезисы. Папа Иннокентий VIII объявил тезисы еретическими и диспут не состоялся, но Мирандола примкнул к флорентийской академии и сблизился с Фичино. Написал «Гептакл» – о семи днях творения, «О сущем и едином», «Рассуждения против астрологии» (астрология процветала).

Близок к Фичино. Сильна пантеистическая тенденция с большим уклоном в натурализм. Переосмысливает «естественную магию» -- она должна отражать направленность познания человека на скрытые причины. Ориентация на научное познание природы. Идея креационизма разделяется. Природу пытается трактовать как согласованный раздор (диалектически). Бог присутствует в мире, единство во множественности. Человека Бог поставил в центре космоса. Человеческий дух может выходить за пределы природного космоса. Человек – особый мир, он – посредник между созданиями земными и небесными, но выше всех созданий, самое великое, что есть на земле. В человеке самое великое – душа и ум. Гуманистическая направленность. Осуществление свободы человека.

В качестве «четвертого мира» человек выступает как вертикальное существо.

Есть три горизонтальных уровня, составляющие универсум:

n элементарный – мир подлунный;

n небесный;

n ангельский – наднебесные существа.

Человек – вертикальный, пронизывающий уровень. Бог не определил ему места, предоставил самому свободно выбирать свое место. Человек может опуститься до состояния скота, а может превосходить ангелов. Человек заслуживает большего уважения и восхищения, чем ангелы (они так созданы). Он – дело его рук и его свободы. Человек выше ангелов, высшее существо из всех.

Совмещает опору на разум, самосознание и укрощение разумом страстей. Все это необходимо для совершенствования. И для этого нужна философия.

 

Пьетро Помпонацци (1462 – 1525)

Две особенности:

1) учился в Падуанском университете, преподавал там и в Болонье. После смерти Сигера Брабантского латинские аверроисты бежали в Падую и Болонью. Помпонацци – наследник этой традиции.

2) первый мыслитель, который осмелился аристотелизм сделать основой своего учения. Аристотель после Фомы Аквинского был ненавистен гуманистам Помпонацци попытался в духе Сигера Брабантского Аристотеля изложить так, чтобы показать, что гуманистический идеал просматривается и в его учении. Реабилитировал Аристотеля.

 

В 1515 году издает трактат «О бессмертии души» (Болонья). В трактате выражается концепция двух истин Сигера.

В 1512 году состоялся Латеранский собор, запретивший концепцию двух истин.

Помпонацци утверждает, что: 1) Священное Писание – набор притч, в которых излагаются определенные моральные требования для человека. Они не могут быть основой для объяснения мира. Это – задача философии. Религия и философия разводятся.

2) возможно ли бессмертие души. У Помпонацци был друг, с которым они договорились, что будут сообщать друг другу все сведения о бессмертии души (клиническая смерть, например). Пришли к выводу, что никаких свидетельств о возможности (реальности) посмертного существования души нет. Помпонацци опирался на аверроистскую трактовку аристотелевского учения о бессмертии души. Аристотель полагает, что растительная и животная душа смертны. Бессмертной можно признать только разумную душу. Аверроэс утверждал, что разум у всех одинаков, а индивидуального бессмертия нет.

Можно ли говорить о разумной душе как самостоятельной субстанции? Аристотель – можно, она отделима.

Помпонацци – связь разумной души с ощущениями (это животная душа, по Аристотелю). Душа погружена в материальную природу человека, минимально причастна разуму. Со смертью тела душа тоже умирает.

Моральный облик человека верующего стоит ниже, чем того, кто не верит. Почему? Тот, кто верит в бессмертие души, ведет себя моральным образом из-за опасности наказания, его мораль – рабская. Человек, неверующий в бессмертие души, продолжает действовать моральным образом без оглядки на наказание. Неверие возвышает его.

 

Никколо Макиавелли (1469 – 1527)

Сын флорентийского юриста. Стал секретарем Комиссии десяти, фактического правительства Флоренции (до переворота Медичи). Фактический статус премьер-министра, сочетающийся со статусом госсекретаря – министра иностранных дел. Контролировал внешнюю и внутреннюю политику. В 1515 году случился переворот. Макиавелли удален в поместье, где находился под домашним арестом. Написал книги «Государь» (1513) и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», а также «Историю Флоренции».

Трактовка человека примыкает к гуманистическому направлению и развивает определенные следствия гуманизма. Человек руководствуется в своей жизни собственным индивидуальным интересом (подчеркивание эгоизма). Забота о сохранении и приумножении собственности. Необходимость государства (предвосхищает Гоббса): государство ставит пределы человеческому эгоизму, но является делом рук самого человека. Оно ограничивает эгоистические устремления человека (с либерализмом это не согласуется).

Религия имеет важную функцию – она является средством примирения человека с реалиями, которые его не устраивают. Религия необходима для общественно-государственной жизни.

Тем не менее, Макиавелли очень недоволен католической доктриной:

1) коррумпированность католического духовенства, дискредитирующая нравственные идеалы христианства. Поэтому католицизм перестал играть позитивную роль в обществе. Это написано до 1517 года. В 1517 году Лютер прибил на дверях Виттенбергской церкви свои тезисы, и началась Реформация.

 

Критика в лице Макиавелли организационной структуры церковной жизни переросла в Реформацию.

2) сами идеалы христианства Макиавелли не устраивали. Ибо они проявляются наиболее непосредственно в представлениях христиан о своих святых – носителях идеи примиренчества и пассивности, развязывающей руки ловкачам и мерзавцам.

Макиавелли противопоставляет христианству языческие религиозные доктрины греков и римлян: боготворились герои – активные существа.

Утверждается идеал активности человека (ценности буржуазного общества).

Воззрения на Фортуну соотносятся с понятием свободы человека. Ограничивает власть Фортуны над человеком. Она «распоряжается половиной» устремлений человека и «подруга молодых», которые могут ею помыкать. Безудержная активность без оглядки на обстоятельства.

Считается, что макиавеллизм – идеология политического вероломства. Правитель должен сочетать свойства двух животных, льва и лисицы. Он должен быть способным расправиться с любым врагом и перехитрить любого хитреца. Но: оправдать насилие и вероломство можно, только если они необходимы во благо государства. Позиция называется этатизм.

Государственническая позиция. Государство нужно, чтобы ограничить эгоизм. Жестокость правителя должна быть извинена, если он действует во благо государства и если он единственный раз прибегает к этому, если он устроит такое государство, в котором нет нужды прибегать к насилию.

Политическая мысль становится самостоятельной, освобождается от религиозной опеки и от морали. Макиавелли четко разграничивает политику и мораль. Идеи Макиавелли предвосхитили многие идеи протестантизма. Макиавелли в чисто светской форме, в рамках гуманистического направления (в центре внимания человек, его самостоятельная ценность, антирелигиозная направленность) практически утверждает значимость политической мысли и некоторые идеалы – индивидуализм, эгоизм, активность без оглядки на моральные нормы, -- которые в другой форме перейдут к протестантизму. Существенную роль пока играет элитарность позиции.

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 103;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.038 сек.