Регулирование безопасности генно-инженерной деятельности на национальном уровне; биобезопасность в системе международных отношений


 

До тех пор, пока имеется элемент научной неопределенности относительно возможных неблагоприятных эффектов генно-инженерной деятельности для здоровья человека и окружающей среды, она, в соответствии с принципом принятия мер предосторожности, должна регулироваться на государственном уровне. В большинстве развитых стран мира принято и эффективно функционирует специальное законодательство, касающееся биобезопасности, а также созданы соответствующие компетентные органы, которые претворяют его в жизнь. Несмотря на возможные отличия, структура биобезопасности отдельных государств включают в себя ряд основных компонентов. Во-первых, к ним относится законодательная база, регулирующая генно-инженерную деятельность. Во-вторых — административная система, исполняющая, контролирующая законный порядок осуществления генно-инженерной деятельности. В-третьих — система обоснованного принятия решений, которая базируется на адекватной оценке и предупреждении риска генно-инженерной деятельности (управление риском). И, наконец, механизм информирования и участия общественности в принятии решений о разрешении определенной генно-инженерной деятельности и контроле над их исполнением.

Вопросы безопасности генно-инженерной деятельности, регулирования межгосударственных отношений в сфере биобезопасности были в центре внимания крупных международных организаций, начиная с 80-годов прошлого века. На Венской встрече 1986 г. государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе было положено начало деятельности Европейской Экономической Комиссии (EEC), связанной с разработкой руководящих принципов безопасности в области биотехнологии. На 21 сессии ЕЕС (сентябрь 1994 г.) были обобщены материалы по биобезопасности (законы и постановления, инструкции, поступившие от правительств 30 стран, а также ряда международных организаций. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) финансировала сотрудничество стран-членов этой организации в области безопасности в биотехнологии. Эксперты из 25 стран подготовили две важнейших публикации: первая имела название «Аспекты безопасности при работе с рекомбинантными ДНК», а вторая книга была посвящена планированию и проведению экспериментов при контролируемом высвобождении генетически измененных растений и микроорганизмов в окружающую среду.

Важной вехой в процессе разработки международных руководящих принципов безопасности в биотехнологии была публикация «Добровольного кодекса поведения при высвобождении организмов в окружающую среду», подготовленного неформальной группой экспертов из четырех организаций ООН: UNIDO, UNEP, WHO и FAO. В «По-вестке дня на XXI век», принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию (UNCED) в Рио-де-Жанейро в 1992 г., содержится глава 16, непосредственно посвященная экологически безопасному использованию биотехнологий. В частности, в этой главе признается, что, хотя сами по себе биотехнологии не в состоянии разрешить все фундаментальные проблемы окружающей среды и развития, они могут внести весомый вклад в обеспечение устойчивого развития путем повышения эффективности производства продуктов питания и кормов, систем здравоохранения и природоохранной деятельности. Однако, общество в целом сможет получить максимальную выгоду от использования биотехнологий только в том случае, если они будут разрабатываться и применяться с соблюдением принципов предосторожности. В связи с этим ставится задача обеспечить безопасность при разработке, применении, передаче биотехнологий и их обмене на основе международных договоренностей относительно принципов оценки и учета факторов риска.

Проблема обеспечения безопасности в области биотехнологии рассматривается в рамках Конвенции о биологическом разнообразии. В подпункте g) статьи 8 содержится призыв к Сторонам конвенции устанавливать или поддерживать средства регулирования, контроля или ограничения риска, связанного с использованием и высвобождением живых измененных организмов, являющихся результатом современной биотехнологии и способных оказывать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия. В 2000 году странами—Сторонами Конвенции о биологическом разнообразии принят Картахенский протокол по биобезопасности, основная цель которого — «содействие обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасной передачи, обращения и использования живых измененных организмов, являющихся результатом современной биотехнологии, способных оказывать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека и с уделением особого внимания трансграничному перемещению» (Картахенский протокол, статья 1). Картахенский протокол вступил в силу 11 сентября 2003 года. В настоящее время он является основным международным договором, регулирующим межгосударственные отношения в области биобезопасности. Его Сторонами является 158 стран (по состоянию на май 2010 г).

Основное положение Протокола состоит в требовании использовать процедуру заблаговременного обоснованного согласия до первого трансграничного перемещения ГМО, предназначенных для преднамеренного высвобождения в окружающую среду страны импорта. Это означает, что любое юридическое или физическое лицо, имеющее намерение ввезти в страну генетически модифицированный организм (например, семена сельскохозяйственных культур, предназначенные для посева), должно заблаговременно информировать об этом компетентные органы страны импорта, предоставив соответствующую информацию о ГМО, месте и времени его высвобождения. Ввоз ГМО осуществляется только в случае получения экспортером разрешения страны импорта, которое выдается после тщательного анализа рисков возможных неблагоприятных последствий высвобождения ГМО для здоровья человека и окружающей среды.

Живые организмы, попавшие в окружающую среду, не признают границ между государствами. Поэтому имеется возможность для непреднамеренного трансграничного перемещения ГМО. В связи с этим Стороны Протокола берут на себя обязательство принятия мер по регулированию рисков возможных неблагоприятных последствий высвобождения ГМО в окружающую среду. В число таких мер входит, прежде всего, выдвижение требования относительно проведения оценок рисков до первого высвобождения в окружающую среду ГМО, созданных в стране. Кроме того, в Протоколе подробно описаны действия Сторон в случае непреднамеренного высвобождения ГМО, которые могут оказать значительные неблагоприятные воздействия на здоровье человека и окружающую среду как в самой стране, так и в соседних странах при перемещении в них таких ГМО.

Каждая Сторона принимает необходимые правовые, административные и другие меры для выполнения своих обязательств, предусмотренных в рамках Протокола. Речь идет, в частности, о разработке и принятии соответствующего законодательства, регулирующего безопасность генно-инженерной деятельности, создании административных структур (или наделении соответствующими полномочиями уже существующих), ответственных за реализацию этого законодательства. Таким образом, присоединение к Картахенскому протоколу какой-либо страны не только обеспечивает возможность урегулирования вопросов, связанных с экспортом и импортом ГМО, но и создает предпосылки для создания национальной системы биобезопасности, которая является важнейшим атрибутом эффективного и безопасного использования достижений современных биотехнологий, развития генетической инженерии как одного из наиболее перспективных научных направлений.

 

 



Дата добавления: 2022-05-27; просмотров: 102;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.