Структурные конфликты
Структурные конфликты возникают, если на различных участках конвейера производится обращение к одному, недублированому ресурсу. Подобная ситуация возникает, например, если процессор имеет единую кэш-память для команд и для данных. Если в момент выборки очередной команды производится попытка обращения к кэш-памяти за данными, то возникает структурный конфликт. Одна из команд должна быть задержана, возникает простой конвейера. Избежать структурных конфликтов из-за ресурсов можно, если полностью дублировать все ресурсы процессора так, чтобы все возможные комбинации команд могли быть приняты на обработку в любых сочетаниях. Однако некоторые разработчики процессоров сознательно допускают возможность подобных конфликтов с целью удешевления и упрощения процессора.
Другой причиной структурных конфликтов является неполная конвейеризация функциональных устройств. Например, описывая выше простой процессор, мы предполагали, что любая команда должна быть выполнена за один такт работы процессора. Однако это не всегда возможно, так как некоторые команды, например умножение или деление, могут выполняться значительно дольше одного такта. Если, скажем, деление будет выполняться дольше одного такта, то все команды, следующие за делением, должны быть задержаны до тех пор, пока команда деления не покинет блок выполнения. Подобная ситуация показана на рис. 26. Звездочками на рисунке показаны такты, в течение которых обработка задержанных команд не производится.
№ такта | |||||||||
«Длинная» команда | IF | ID | RD | EX | EX | EX | WR | ||
Следующая команда | IF | ID | RD | * | * | EX | WR | ||
Следующая команда | IF | ID | * | * | RD | EX | WR |
Рис 26. Простой процессора из-за структурного конфликта
Можно избежать конфликтов, связанные с различной длительностью команд, если совместить начальные и конечные стадии выполнения команд, в общих функциональных устройствах, а для стадии выполнения реализовать различные функциональные устройства, каждое со своей длительностью обработки. Можно выделить, например, следующие функциональные блоки:
1) блок обращения к памяти;
2) блок арифметики с фиксированной точкой;
3) блок операций целочисленного умножения / деления;
4) блок операций с плавающей точкой.
Пример такой схемы процессора показан на рис. 27.
Отметим, что в процессоре, реализованном по подобной схеме, возможен структурный конфликт на входе последнего этапа – записи в регистры. Чтобы избежать конфликта, узел должен иметь столько входов, сколько конвейеров могут одновременно к нему обращаться.
Существует еще одна существенная проблема, которая может возникать в системе с несколькими длинными функциональными конвейерами. Пусть процессор выполняет некоторую «длинную» операцию, например, деление с плавающей точкой. В то время, пока операция деления выполняется на «своем» функциональном конвейере, процессор может успеть выполнить несколько простых арифметических команд с фиксированной точкой. Предположим, что в конце операции деления происходит некоторое исключение, например, переполнение, вызывающее прерывание. Как уже описывалось выше, процессор должен сохранить адрес текущей команды и свое состояние на момент прерывания, чтобы обработчик прерываний мог проанализировать его, обработать исключение и, при необходимости начать выполнение прерванных команд заново. Однако счетчик команд содержит не адрес команды «виноватой» в прерывании, а адрес некоторой следующей команды. Более того, команды, которые следовали за командой деления, уже успели сформировать свои результаты в регистры процессора и флаги во флаговом регистре соответствуют полученным результатам. Указанная проблема носит название проблемы точных прерываний на конвейере. Возможно нескольких путей решения данной проблемы.
Первый состоит в том, что проблема просто игнорируется. Процессор реализует неточные прерывания. Обработчик прерывания вынужден анализировать состояние процессора и «отматывать назад» в поисках команды, вызвавшей прерывание. Возможен вариант такого подхода, когда прерывание не генерируется совсем, а в результате операции, получается некоторое «специальное», зарезервированное значение, по которому можно судить о причинах, вызвавших исключение.
Второй возможный подход – сохранять результаты команд в специальном буфере. Значения из буфера в регистры процессора переписываются только тогда, когда все команды, предшествующие данной, завершены. Такой подход ведет к существенному усложнению схемы процессора, поскольку необходимо хранить большое количество промежуточных результатов, более того, промежуточные результаты могут требоваться для выполнения новых команд.
Третий возможный подход является некоторой комбинацией двух предыдущих. При этом разрешаются неточные прерывания, но сохраняется достаточное количество информации, чтобы в случае прерывания начать выполнение программы заново с команды вызвавшей прерывание. Минимальный набор хранимой информации – адрес каждой из выполняемых в текущий момент времени команд.
Дата добавления: 2021-02-19; просмотров: 388;