Ликвидация первой государственности в Приднестровье и образование МССР.


Дипломатическая борьба вокруг «Бессарабс­кого вопроса».

Политика СССР в отношении Бес­сарабии в пе­риод румынской оккупации, т. е. с 1918 по 1940 г., была неизменной и последовательной. Советское государство, не желая мириться с актом военной оккупации и фактом насильственной аннек­сии королевской Румынией Бес­сара­бии, продолжа­ло борьбу за ее возвращение. Эта политика прояви­лась и в непризнании советскими вла­стями подпи­санного представителями Англии, Франции, Италии, Японии XI Румынии 28 октября 1920 г. Париж­ско­го протокола, по которому захват Бессарабии Ру­мынией получал силу законности.

Вопрос о незакон­ном удержа­нии Бессарабии Румынией ставился в 1921 г. на Варшавской советско-румынской конфе­ренции, на последую­щих Ге­нуэзской и Московской конференциях по разоружению.

Важным этапом борьбы СССР за разрешение «Бессарабского вопроса» явилась Венская советско-румынская конфе­ренция, прошедшая в 1924 г. В процессе ее работы советская делегация выдви­нула компромиссное пред­ложе­ние о проведении в Бессарабии плебисцитас целью дать возможность населению края самому опреде­лить свою судьбу. Однако румынская делегация, опасаясь его резуль­татов, отвергла эту инициативу. Принципиаль­ной позиции по данному вопросу советское руководство придерживалось и в связи с заключением различ­ных международных договоров и других подобных актов. Позиция, занимаемая Румынией в вопросах установле­ния взаимоотношений с Советским госу­дарством (июнь 1934 г.), также не удовлетворяла СССР.

Невозможность дальнейшего откладывания ре­шения «Бессарабского вопроса» была в значитель­ной мере про­дикто­вана положением, сложившимся в Румынии после установления в феврале 1938 г. монархо-фашистской дикта­туры Кароля II (1893-1953). Кроме того, в чрезвычайно сложной международной обстановке, которая созда­лась после начала второй мировой войны 1 сен­тября 1939 г., королевство играло все бо­лее неприглядную роль, что еще более обо­стряло его отношения с СССР.

В феврале 1938 г. Румыния, переори­ентировав свою внешнюю политику на фа­шистскую Германию, одновре­менно развер­нула лихорадочную подготовку к войне с Советами. Воинственная позиция королев­ства не ограни­чива­лась одной только защи­той «румынской» Бессарабии. Уверенность в том, что на востоке за Днестром и даже за Южным Бугом лежат «румынские зем­ли», с каждым днем разжигала ее аппети­ты. Срочно была проведена де­монстративная пере­группировка войск, две трети которых (36 дивизий и 2 бригады) сосредоточились в долине р. Сирет и в Бессарабии, т. е. в зоне Восточного фронта.

Обстановка на демаркационной (разделительной) линии по Днестру накалялась. Антисоветские про­вокации и вылазки стали систематическими. 23 марта 1940 г. нарком иностранных дел В.М. Моло­тов с трибуны Верхов­ного Совета СССР напомнил присутствующим о нерешенном вопросе о Бессара­бии, оккупацию которой Румы­нией Советский Союз никогда не признавал. Однако даже после этого вы­ступления соответствующих выводов в Бухаре­сте не сделали, более того, правительство приняло меры по активизации военной подготовки.

В апреле 1940 г. на Днестре произошли очеред­ные, довольно крупные военные инциденты, а спус­тя месяц фашист­ски настроенные власти Румынии демонстративно объявили массовую мобилизацию в армию. В этих ус­ло­виях решение «Бессарабского вопроса» стало насущной необходимостью.

Советско-румынский обмен дипломатически­ми нотами.

К лету 1940 г. и без того сложная и напряженная обста­новка в Европе, в том числе на юго-западных границах СССР, резко обострилась. Разгоралось пламя развя­зан­ной фашистским блоком второй мировой войны с откровенно спланирован­ной экспансией на Восток. Румы­ния все более сбли­жалась с нацистской Германией, что создавало ре­альную опасность появления на берегах Дне­стра частей гитлеровских войск.

Учитывая сложившуюся геополитическую ситу­ацию, а также позицию Германии, зафиксирован­ную в Пакте Моло­това-Риббентропа, Советское пра­вительство сочло этот момент подходящим для ре­шения вопроса, связан­ного с оккупацией Румынией Бессарабии.

26 июня 1940 г. правительство СССР через ру­мынского посланника в Москве передало правитель­ству Румы­нии официальную ноту. В ней было заяв­лено, что «Советский Союз никогда не мирился с фактом насильствен­ного отторже­ния Бессарабии, о чем правительство СССР неоднократно и открыто заявляло перед всем миром. Теперь, когда военная слабость СССР отошла в область прошлого, а создав­шаяся международная обстановка тре­бует бы­стрей­шего разрешения полученных в наследство от прош­лого нерешенных вопросов для того, чтобы за­ложить, нако­нец, основы прочного мира между странами, Со­ветский Союз считает необходимым и своевремен­ным в интере­сах восстановления справедливости присту­пить совместно с Румынией к немедленному реше­нию вопроса о возвращении Бессарабии Советскому Союзу». В ноте выражалась надежда на то, что «...ко­ролевское правитель­ство Румынии примет настоящее предложение СССР и даст возможность мирным пу­тем разрешить за­тянув­шийся кон­фликт между СССР и Ру­мынией».

Румынское правительство пыталось оттянуть время, чтобы заручиться поддерж­кой западных союзников. Од­нако вместо поддержки оно получило совет «пока усту­пить». Эта рекомендация оз­начала, что летом 1940 г. Герма­ния и Италия еще не были готовы к войне с СССР и всячески старались удержать королевство от прежде­времен­ных военных действий. РуководствоРумынии вынуждено было принять предложение Советского прави­тельства.

Во второй ноте от 27 июня правительство Со­ветского Союза потребовало от Румынии очистить территорию Бессара­бии от королевских войск и ад­министрации в четырехдневный срок, начиная с 14 часов 28 июня.На ру­мын­скую сторону возлагалась ответственность за сохранность железных дорог (включая их хозяйство), мостов, складов, аэродро­мов, промышленных и коммунальных предприятий, музеев и др. Для урегулирования возмож­ных спор­ных вопросов предлагалось создать смешанную советско-румынскую комиссию. Затянувшийся на 22 года конфликт, причиной которого стала оккупация Бессарабии, был, наконец, разрешен мирным путем.

Вступление Красной Армии в Бессарабию.

28 июня 1940 г. советские воинские подразделения пе­решли Днестр и взяли под свою защиту земли Бесса­рабии, ее богатства, жизнь и имущество людей. На­селение региона оказывало посильную помощь Крас­ной Армии в выполнении возложенной на нее мис­сии. На всем пути ее про­движе­ния - от Днестра до Прута и Дуная — люди помогали советским воинам в расчистке дорог от проволоч­ных заграждений, зава­лов и других препятствий, возведенных отступавши­ми оккупантами. Местные жители прини­мали учас­тие в обнаружении минных полей, отыскивали пути их обхода, пере­правляли через Днестр воен­ную технику и другое имущество.

К вечеру 30 июня вся терри­тория края уже находилась под контролем советского командова­ния, а 2 июля была прекращена какая-либо эвакуация из Бессара­бии в Румынию, по рекам Прут и Дунай полностью восста­новле­на государственная граница меж­ду СССР и Румынией.

29 июня по случаю освобож­дения Бессарабии в Кишиневе прошел стотысячный митинг го­рожан и жителей окрест­ных сел. По поручению руководства СССР на нем выступили прибыв­шие в Кишинев руководитель Ком­пар­тии Украины Н.С. Хру­щев, нарком обороны СССР уро­женец Бессарабии маршал Со­ветского Союза С.К. Ти­мошенко и др. 3 июля состоялся парад со­ветских войск, который принимал командующий южной группой войск Красной Армии генерал ар­мии Г.К. Жуков, и прошла демонстрация граждан.

Ликвидация первой республики в Приднест­ровье.

Сразу же после освобождения Бессарабии по­явились предложе­ния об образовании союзной Молдавской республики. Вопрос о границах нового государства решался в ходе споров между руковод­ством Украины и ее Компартии, с одной стороны, и руководством Молдавской АССР и Ком­партии Молдавии – с другой. Решения принимались в ус­ловиях жесткого авторитарного режима админист­ративно-командным методом, что закладывало за­ряд огромной разрушительной силы, детонировав­ший в начале 90-х годов в Приднестровье. При этом часто использовались весьма вольно трактуемые дан­ные от­носительно де­могра­фического состава населе­ния региона, его территории и выдвигались ничем не подтвер­жденные экономи­че­ские соображения. В основу территориального размежевания был поло­жен вариант, предло­женный украин­ской стороной, с небольшими изменениями.

2 августа 1940 г., через месяц после воссоедине­ния Бессарабии с Советским Союзом, VIIсессия Вер­ховного Со­вета СССР приняла закон «Об образова­нии союзной Молдавской Советской Социалистичес­кой Республики».

В новое государственное образо­вание вошли почти две трети земель Бессарабии и более трети земель упразднен­ной МАССР (остальная территория осталась в составе Украины). Общая площадь республики составила 34 тыс. кв. км с населением 2,7 млн. чело­век.

Молдавской ССР были переданы шесть районов МАССР – Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыб­ницкий, Слободзейский и Тираспольский. Ос­тальные восемь районов вошли в Одес­скую область. Таким об­ра­зом, Молдав­ская Автономная Республика, входившая в состав Украины, была расчленена и ликвидирована, а Приднестровье, лишившееся сво­ей государственности, волевым актом «сверху» было объединено с Бессарабией в одну республику, искус­ственно созданную сталинским режимом.

Руководители органов власти СССР, объединяя абсолютно разные административные единицы, пре­следовали определенную цель: в максимально корот­кие сроки довести экономику Бессарабии до совет­ских стандартов за счет хозяйственного потенциа­ла Приднестровья. А в начале 40-х годов контраст между этими регионами был, действи­тельно, пора­зительным. В левобережье к этому времени уже были развиты промышленность и сельское хозяй­ство, транспортная система, наука и культура, на­родное образование. Бессарабия же представляла собой колони­альную окраину слаборазвитого полу­феодального Румынского королевства, которая вдруг, неожиданно для всех, стала частью мощной мировой сверхдержавы – Советского Союза.

Образование МССР привело к значительным из­менениям в государственной, социально-экономичес­кой и культур­ной сферах Приднестровья. В новую столицу – Кишинев были переведены государствен­ные и общест­венно-политические структуры. Расчле­нение территории, ее вывод из состава Украины, не могли не спровоциро­вать и перемещение части на­селения, руководящих кадров, специалистов народ­ного хозяйства, а также депута­тов выс­ших и мест­ных органов власти. По многим позициям преры­вались экономические и культурные связи.

В процессе реорганизации и становления систе­мы культуры на правобережье Приднестровье по­несло боль­шие потери во имя развития всей респуб­лики. В Кишинев переехали два из трех тираспольских театра – Мол­дав­ский музы­кально-драматический и Русский драматический, а также хоровая ка­пелла «Дойна», симфониче­ский ор­кестр, танцеваль­ный ансамбль, бригада камерной музыки, респуб­ликанская библиотека и художествен­ный музей.

Тирасполь утрачивает свой прежний админист­ративный статус, хотя по-прежнему остается круп­ным про­мышлен­ным центром. Приднестровье в целом превращается в периферию МССР.



Дата добавления: 2021-01-26; просмотров: 352;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.