Государство и Церковь


Отказ от воинствующего атеизма и рассмотрения светскости государства как формы вытеснения религии из всех социальных сфер, практическое со­трудничество государства и религиозных организаций, а также историческое развитие белорусской государственности, за исключением периода XX в., в лоне христианской цивилизации актуализируют проблему изучения госу­дарственно-конфессиональных отношений.

Преимущественная идентификация населения Беларуси с христианством в лице православной и католической конфессий актуализирует целесообраз­ность изучения канонических воззрений православия и католичества на от­ношения с государством. Особый статус названных конфессий легально вы­текает из ч. 2 ст. 16 Конституции Республики Беларусь, указывающей, что «взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и го­сударственных традиций белорусского народа». Закон «О свободе совести и религиозных организациях» исходит из «признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси.

Канонические воззрения на отношения к государству Белорусской Православной Церкви в основном содержатся в Основах социальной концепции Русской Православной Церквии вОсновах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. Воззрения католической церкви на государство выражаются в Катехизисе Католической Церкви.

В христианстве религиозная организация именуется церковью, которая, согласно Символу Веры, является «Единой, Святой, Соборной и Апостоль­ской». Это обусловливает некорректность использования данного термина к другим религиям. Церковь имеет ряд определений как богословского (дог­матического), так и небогословского характера. Согласно первому подходу, церковь создается непосредственно Иисусом Христом как двусоставный Бо­гочеловеческий организм, является «телом Христовым», где Христос — Глава, верующие — члены. Цер­ковь выступает как Царством «не от мира сего», Божественным учреждени­ем. Согласно признанному в православии мнению митрополита Московского Филарета (Дроздова), церковь являет­ся «Богом установленным обществом человеков, соединенных между собою Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

Согласно второму подходу, церковь как форма объединения верующих выступает специфической территориально-религиозной корпорацией. Это позволяет рассматривать ее в качестве коллективного субъекта, который требует закрепления правового статуса в качестве юридического лица.

Взаимодействие государства и церкви объективно должно осуществляться в субъектной, территориальной и властной сферах. В первом случае речь ведется об индивиде как субъекте подчинения, который одновременно является и верующим христианином и гражданином гос-ва; во втором – о территориальных пределах осуществления власти; в третьем – о природе и пределах власти.

Гос-во идентифицирует население по принципу гражданства и равенства перед законом, а также наличия права на равную защиту прав и законных интересов. Церковь идентифицирует население по иным основаниям, связывая своих членов единством веры и единством духовной жизни. При этом христиане рассматриваются одновременно как братья, равные между собою пред лицом правды Божией и имеющие одинаковую надежду на Царство Небесное.

Вступление в церковь связывается с крещением либо присоединени­ем тех, кто принял крещение, однако вне данной церкви. Утрата членства в церкви может осуществляться либо отпадением от нее, либо вследствие отлучения за тяжкие преступления против церкви. Члены церкви разделяются на клириков и мирян, а также выделяется сословие монашествующих, отличающихся особым образом жизни. На мирян гос-во распространяет все права и обязанности. Клирики и монах могут иметь специальную дееспособность, вытекающую из их статуса. В частности, священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, которые стали ему известны в результате исповеди. Священнослужитель в православии ограничивается в праве на развод и вступление в повторный брак под угрозой извержения из сана, священнослужителю в католичестве запрещено вообще вступать в брак. Каноны запрещают православным священнослужителям участвовать в управлении государством, быть членами политических партий и общественных движений, преследующих политические цели, защищать интересы церкви в суде, обращаться к государственной власти без дозволе­ния церковного начальства.

Крупнейшие религиозные организации Беларуси при определенной доле автономии имеют свои духовные центры за рубежом. Для православных Ве­ликим Господином и Отцом выступает Патриарх Московский и Всея Руси, для католиков Папа Римский.

Обязанность церкви по расширению своего миссионерского пространства может приводить к конфликтам и борьбе, за территории, которые считаются каноническими. Гос-во должно учитывать постоянно существующие противоречия между религиозными организациями. Согласно ст. 8 Закона «О свободе совести и религиозных организаций» гос-во должно содействовать установлению терпимости и уважения между гражданами, исповедующими и неисповедующими религию, религиозными организациями различных вероисповеданий.

Принципиальная разноприродность гос-ва и церкви требует разграничения компетенции гос-ва и церкви, установления пределов вмешательства в дела друг друга, признание за церковью автономии, а также гарантий гос-ву на невмешательство церкви в его компетенцию. Догматически такое разграничение компетенции вытекает из разделения сферы человеческого бытия на сакральную, т.к. человек может преодолеть первородный грех и получить вечную жизнь только в лоне церкви, и светскую сферы, что ограничивает власть гос-ва только внешними поступками человека.

Государство, преследуя земное благополучие людей, не должно строить рай на земле, вмешиваться в жизнь церкви, в ее управление, вероучение, деятельность канонических церковных учреждений и т. д. Церковь признает за гос-вом право регулировать ее деятельность в качестве юридического лица. Церковь, стремясь к вечному спасению людей, не должна присваи­вать функции, принадлежащие государственной власти.

Православные обязаны соблюдать лояльность к государству, независи­мо от убеждений и вероисповедания представителей власти. Исключением является принуждение к вероотступничеству, в случае чего христиане при­зываются к исповедничеству в силу приоритетности Божественной запове­ди, нежели лояльности государству. В случае невозможности повиновения нормам права и распоряжениям власти Священноначалие мо­жет «предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовла­стия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обра­титься в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповино­вению.

В качестве исторических форм взаимодействия гос-ва и церкви обычно рассматриваются симфония, папацезаризм, цезарепапизм, гос. церковность, клерикализм, отделение церкви от гос-ва. Изменение и трансформация таких форм обуславливались различным пониманием целей и функций гос-ва и права, догматикой отдельных конфессий и направлений, особенностями исторического момента применитльно к конкретным гос-вам и конфессиям.


 



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 118;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.