Теологическая (Христианская) теория происхождения и сущности права
Происхождение:
Теократическая теория (Фома Аквинский) исходит из Божественного происхождения права как вечного творения, выражающего Божью волю. Естественное право принадлежит человеку от рождения и имеет Божественное происхождение. Божественное начало, сотворившее человека, создало и право. Право — это действие справедливости, данное человеку от Бога для создания человеческого общежития. Источник права заключен в Боге, это вечный закон, и от него производны все иные виды человеческих законов. Вечный закон — это, в первую очередь, всеобщий закон миропорядка, выражающий божественный разум, абсолютное право, непосредственным проявлением которого выступает естественный закон.
Сущность:
В Древние времена право не отграничивалось от религии, нравственности, государственной власти и общества. Оно интерпретировалось как справедливый порядок, установленный Богом, Его волеизъявлением. На земле этот порядок, выражающийся в беспрекословном подчинении одних другим, призван обеспечивать правитель (фараон, царь, император) с помощью находящегося в его распоряжении гос. аппарата.
В основе теологических взглядов о сущности права лежат представления о надчеловеческом, сверхъестественном (небесном, божественном) первоисточнике и происхождении как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей, включая соответствующие общеобязательные правила поведения. Господство данных представлений отчетливо проявляется в том, что все древние народы (египтяне, китайцы, евреи, персы, греки и др.) возводят свои порядки, в том числе действующие в их обществах законы, к небесным силам и существам, к богам. Создание своих законов, институтов власти они приписывают непосредственно богам или их избранникам.
Например, в Древнем Китае по учению выдающегося мыслителя 6-5 вв. до н. э. Кун цзы (Конфуция) порядок взаимоотношений между людьми устанавливался императором (который был «сыном неба», отцом большой семьи), исходя из принципа подчинения «низших» «высшим», младших старшим, подданных правителю. Во всех взаимоотношениях, согласно Конфуцию, главной должна быть забота: забота о благополучии семьи в семейных отношениях, забота об упрочнении государства — в масштабе общества, страны.
Порядок управления, с точки зрения Конфуция, должен основываться не на законе, осуществляться не с помощью наказаний, а посредством добродетелей, под которыми он понимал комплекс этико-правовых принципов, включающих правила ритуала (ли), человеколюбия (жень), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и), других устоев, за исключением позитивного закона (фа). Законодательству Конфуций отводил лишь вспомогательную роль в упорядочении общественных отношений.
Христианская теория сущности права является одной из наиболее распространенных в мире, но мало изученных либо истолкованных превратно в силу идеологических установок на постсоветском пространстве. В СССР данная теория обычно рассматривалась как реакционная, ненаучная, недоказуемая, разработанная в интересах церкви духовными феодалами.
В христианстве Бог-Творец как бестелесный, невидимый, всемогущий, вездесущий Дух сознательно и постепенно творит весь духовный и материальный мирно своему благому Промыслу для жизни в любви. Человек создается как двусоставное духовно-материальное существо по образу и подобию Бога, что заключается в абсолютной свободе любить или отвергнуть Бога, в целях господства над всем материальным миром и вечной жизни. Бог в своем замысле не создает зла, возникающего через нарушение заповедей (грехопадение), что изменяет всю человеческую природу и материальный мир. Однако Бог обещает послать Спасителя (Мессию), который избавит людей от смерти и греха и примирит их с Собой. Таким образом, во время от грехопадения и изгнания Адама из рая до прихода Мессии (Ветхий Завет) Бог готовит людей к принятию Христа. Новый Завет является исполнением обещания, так как Бог, придя на землю в облике человека, своею смертью и Воскресением победил грех и смерть, заключив с людьми качественно новый договор, позволяющий людям получить утраченную жизнь в Боге.
В основе христианских представлений о праве лежит антропологическое утверждение о тяготении поврежденной человеческой природы к совершению злых поступков, что позволяет признавать весь мир лежащим во зле и требовать наличия специальных инструментов для противодействия злу и греху. Для реализации замысла спасения Бог образует для Себя народ, целью которого будет сохранение заповедей Бога и рождение Мессии по плоти. Через Моисея Бог дает иудеям Закон, представляющий жесткую мононормативную систему, охватывающую все социальные отношения через призму исполнения либо неисполнения Божественных предписаний, объединенную единой целью дать людям жизнь и добро.
Однако любое историческое право в силу поврежденности природы человека является несовершенным. Таким образом, государство и право, согласно христианским воззрениям, являются обязательными элементами социального регулирования в греховном мире. Целью их существования является необходимость активных действий по ограждению общества от наиболее опасных проявлений греха.
Христианство рассматривает закон и право как многомерные явления, выделяя, в частности, Божественный Закон и человеческий закон. С позиции современной юриспруденции Божественный Закон, включающий различные правила поведения верующих во внешней жизни (религиозное, каноническое право), выступает мононормативной регулятивной системой и именуется религией. Человеческий же закон понимается как право в юридическом смысле. При этом человеческое право должно соответствовать Божественному Закону, а абсолютное отвержение человеческим законом абсолютной Божественной нормы и замена ее противоположностью порождают беззаконие. Таким образом, «человеческий закон никогда не содержит полноту Закона Божественного, но чтобы оставаться законом, он обязан соответствовать богоустановленным принципам, а не разрушать их».
Право рассматривается в качестве проявления «единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере», однако выступающего в результате грехопадения ограниченным и несовершенным. В христианстве право несводимо к этике и регулирует лишь внешние общественные отношения, не будучи способным определять «внутренние состояния человеческого сердца, поскольку Сердцеведцем является лишь Бог». При этом право содержит в себе определенный минимум обязательных для всех членов общества нравственных норм, однако изложенных формально при помощи правил юридической техники. Это позволяет праву выполнять в большей степени ограничительную функцию, не допуская того, чтобы лежащий во зле мир превратился в ад.
Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 328;