ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА В КОСТЮМЕ.


Эмоциональному воздействию цвета уделяется большое внимание при создании современного костюма. Многофункциональность, практичность, применение в разных вариантах сравнительно ограниченного ассортимента стандартных элементов одежды требуют разнообразных цветовых комбинаций, широкого использования многообразной цветовой гаммы.

Цвет в костюме может способствовать созданию определенного настроения и связывается с такими понятиями, как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и т. д.

Связь между предметами и их цветовым обликом закреплялась у человека в прочных ассоциациях, когда само понятие цвета вызывало представление о том или ином объекте.

Почти во всех примитивных культурах считалось, что белый цвет символ начала, света и т. п. Он всегда противопоставлялся черному и обычно символизировал положительное значение. У многих древних индоевропейских народов белый цвет был священным: обычно жрецы надевали белые одеяния; у китайцев белый цвет символизировал осень — время, когда закрома наполнялись белоснежным рисом. Однако белый цвет у древних египтян считался символом смерти: в белом они хоронили мертвых. Желтый цвет, священный для китайцев как цвет солнца, олицетворял свет, урожай, торжество справедливости, но, с другой стороны, он мог символизировать и измену, разлуку.

Символические свойства цветов широко применяли в одежде, подчеркивая сословную принадлежность или профессиональную деятельность человека. Так, желтый халат в Китае носил только император, коричневый и белый носили престарелые сановники, голубой без вышивки-студенты, белый - крестьяне, черный - бедняки.

Часто предпочтение, отдаваемое тем или иным цветам, объясняется наличием сугубо местных материалов, имеющимися красителями (например, пурпур, индиго), натуральным цветом пряжи.

В Индии цвету придавали большое значение с точки зрения передачи идеи или определенной концепции, эмоционального настроя. Так, например, серый цвет характеризовал печаль, красный гнев, желтый удивление, оранжевый героику, черный устрашение. Оттенки желтого цвета, шафрана олицетворяли пробуждение природы. Весной мужчины повязывали шафрановые тюрбаны.

На протяжении длительной истории развития культуры цвет, обладая огромным эмоциональным потенциалом, превратился в средство художественно-образного отражения действительности. Можно сказать, что цвет - это своеобразный язык, способ выражения мыслей, материал, из которого формируются цветовые образы предметной среды и костюма.

Главным содержанием цветовой композиции является сила зрительного восприятия, которая присутствует в костюме, если цвет интенсивен, и преобладает в композиции, если он необычен, если оттенки цвета меняются внутри костюма или резко заметна граница светлот. Интенсивный цвет в любом количестве имеет большое значение в костюме. Ярко-красный, ярко-синий, ярко-желтый или другой сильный и интенсивный цвет оказывают мощное воздействие на восприятие. Так, в ярко-красной одежде цвет играет главенствующую роль над всеми другими элементами и средствами композиции. Материал может быть необычен, силуэт (форма) — особенно интересен, могут быть и красивые аксессуары, но красный цвет превосходит по значению все остальные составляющие элементы костюма.

Художник использует, как правило, силу интенсивного цвета для акцента в композиции. Назначение костюма, освещение, при котором он будет смотреться, фактура материала, возраст и тип человека, для которого он предназначен, — все это влияет на выбор цвета, с помощью которого может быть достигнута особая выразительность костюма. Например, деловая одежда не требует таких ярких цветов, как одежда для отдыха или костюм для сцены. Одежда для торжественных случаев, рассматриваемая в основном при искусственном освещении, более требовательна к цвету. Материалы, окрашенные в яркие цвета, должны быть по возможности мягкими, искусственный свет еще больше усилит этот эффект. Например, ярко-синий цвет лучше смотрится в мягкой шерсти, бархате или вельвете. В мягких цветах с успехом может быть решена также одежда для молодежи, но только, если фигура не слишком мала и в то же время не слишком крупна.

Почти все материалы для одежды, обуви, аксессуаров к костюму обладают способностью снижать интенсивность цвета. Очень яркие цвета выглядят кричаще и не сочетаются с цветом тела. Такие цвета с большой осторожностью следует использовать, например, в композиции обуви, являющейся важной частью костюма.

Чуть приглушенный цвет обычно предпочтительнее очень яркого.

Большое количество умеренно-бледного тона может играть важную роль в костюме. Такие цвета, как темно-красный, темно-синий, темно-зеленый, обычно являются фоном, но могут иметь и определенное значение в цветовом решении ансамбля костюма, если почти все его части одного цвета. Туфли, костюм, шляпа и пальто одного и того же цвета делают его значительным. Использование в больших количествах приглушенного тона — хороший путь цветового решения костюма в том случае, если и остальные цвета более сдержанны, чем чистые цвета.

Многим нравятся полутона. Они являются результатом осветления цвета по тону путем добавления белого. В то же время некоторые из них могут быть получены с помощью добавления в краску какого-либо другого цвета, чтобы чуть приглушить его. Современные красители позволяют получать цвета, которые сами по себе являются светлыми. Названия персиковый, ореховый, розовый, нарцисс (бледно-желтый), орхидейный — это названия осветленных тонов, которые существуют в природе; своей нежностью обогащают композицию костюма.

Цвет является весьма важным свойством формы костюма. Как неотъемлемая характеристика ткани при изготовлении изделия, цвет как бы становится принадлежностью, свойством формы изделия, а иногда ее образной характеристикой. Мы воспринимаем «красный сарафан», «малиновый берет» и т. д. не просто как словесные образования, где каждый предмет имеет свое определение. Эти образования, овеянные поэзией народного творчества, пушкинского стиха, превратились в устойчивые образы.

Цвет в восприятии человека — самая емкая, выразительная характеристика объекта. Один и тот же цвет в разных условиях может проявлять индивидуальность человека и быть символичным у народа на протяжении целой эпохи. Сегодня юные стройные девушки любят подчеркнуть свои внешние данные черным цветом, хотя традиционно черный цвет — цвет гражданского траура.

Существует и традиционное отношение к цвету как к характеристике, определяющей назначение одежды по половозрастному признаку, функциональному назначению, профессиональной принадлежности.

Так, нежная прозрачность пастельных тонов характеризует одежду детей младенческого возраста, звучная активность сочных тонов — одежду дошкольников. Подростки начинают следить за модными предложениями в цветовой организации костюма, но часто отдают предпочтение дерзким контрастам, что соответствует максимализму в их формирующемся мировоззрении, кипучей энергии и увлечению спортом. «Зрелая молодость» широко пользуется рекомендациями моды. Люди среднего возраста проявляют осторожность к модным предложениям и чаще предпочитают глубокие сдержанные тона сложных цветов.

Функциональный подход к одежде определяет ее цветовой строй. Существующее разделение одежды на повседневную и нарядную, белье и верхнюю одежду (для улицы и интерьера) даже при сильном в наши дни влиянии моды в сопоставлении все-таки имеет принципиальное отличие в цветовом решении.

Цвет как свойство костюма — явление сложное, зависящее от многих факторов и прежде всего от назначения костюма.

В связи с формой костюма он несет большой объем информации и в определенном смысле выполняет функции знака.

Цвет в костюме зависит от окружения, предметно-пространственной среды, фактуры, формы самого костюма, звуков, движения человека в костюме, т. е. всего многообразия факторов, связывающих человека с его окружением.

Гармония цветовой композиции костюма во многом определяется тем, насколько этот костюм сливается с образом человека, его индивидуальными особенностями, такими, как цвет волос, кожи, глаз. Костюм может повторить цветовые характеристики, например, голубое платье подчеркивает цвет голубых глаз, темно-коричневое — оттенки каштаново-медных волос и т. д. Цветовые оттенки кожи довольно разнообразны и сложны: есть люди белокожие, темнокожие, с кожей лица желтоватого оттенка и др. Цвет костюма должен обязательно учитывать эти нюансы и гармонировать с ними по принципу контраста или подобия.

Цветом может быть выражена сезонность одежды. Известно, что летние костюмы отличаются яркостью цветовых сочетаний, обилием светлых и белых тонов, гармонирующих с яркой зеленью, синим небом, морем, желтым песком и т. д. Зимняя одежда основывается в своем композиционном решении на светлотных отношениях, сочетаниях темного и светлого, тяжелых, теплых цветов. Весна — пробуждение природы, появление первых нежных голубовато-зеленых ростков, серовато-зеленоватых почек и тончайших оттенков оживающей коры деревьев. Этот нежный колорит весны отличается от зимней своей легкостью, свободой сочетаний, необычностью. Осень как своеобразный итог активной деятельности сил природы характеризуется красновато-коричнево-охристой гаммой. Однако в повседневной осенней одежде используются более спокойные пастельные тона, а в нарядной — цвета контрастные.

На решение нарядного костюма в значительной степени влияют индивидуальные особенности человека, определяющие колорит костюма. В эстрадном костюме цвета усилены блестящими дополнениями и вышивкой, рассчитанной на дальность зрительного восприятия. Цвет одежды играет немаловажную роль в возрастном различии. Для одежды детей характерны нежные и светлые пастельные тона, подростки предпочитают более контрастные цвета, взрослым людям присуща одежда глубоких цветовых тонов. Сигнальную функцию цвета используют широко в производственной среде. Цветом выделяют наиболее опасные участки, группу однородных машин. Цвет рабочей и защитной одежды разрабатывается с учетом конкретных условий производства, среды, количества работающих вместе людей, освещенности помещения, характера движений работающего. Известны оранжевые блузоны дорожных рабочих или цвет одежды хирургов — бледно-зеленый, который помогает хирургу при операции, не утомляет глаз и не слепит, как, например, белый.

Мы знаем, что цвет дает первое представление об образе. В моде часто цвет рекомендуют, не определяя его тона или светлоты, а в самом названии углубляют понятие образа. Например, в моде 1987—1988 гг. были популярны такие цвета, как «цвет пудры», которые дают как бы ключ к дополнительным цветам — бледно-серо-зеленым и двум сине-зеленым; «цвет туши для ресниц», «цвет верблюжьей шерсти», «цвет тонов косметики для глаз», по которым рекомендуется определять желто-оранжевый, зелено-желтый, розовый, цвет цикламена и т. д. Цвета могут быть заимствованы из литературы и других видов искусств; они опосредованы восприятием человека и связью его с каким-либо предметом. Например, цвета «лирика» ассоциируются с поблекшими средневековыми фресками: цвет розового дерева, коньяка, бежевые, соломенно-желтые, которые могут быть оживлены эффектом сочетания цветов шерсти природных тонов. Художник, стремящийся донести свой образ до зрителя, в наибольшей полноте ищет прообразы своих цветов в природе, истории, окружении. Мода как бы собирает цветовые предложения всех стран и формулирует их в виде четких определенных «цветовых атмосфер», средства для достижения цветового эффекта у всех разные. Цвет связан в восприятии человека с формой.

 

Правильно ли надеть на себя все одного цвета, допустим красные сапоги, красный берет, красны плащ, красный шарфик? Нет. В одежде должно быть два, максимум три предмета ведущего тона. Если вы надели черный костюм, к нему желательно надеть черные туфли и должна быть еще какая - нибудь деталь черного цвета, например сумка.

Вечерний наряд женщины выполняется из тканей разных оттенков в зависимости от времени года: для осени, зимы – из более темных, для весны, лета – из более светлых. Не рекомендуется вечерний туалет из набивной, яркой, пестрой или в цветочек ткани. Ткань для вечернего туалета должна быть гладкой, либо с не очень броской выработкой.

В рабочее время принято носить более светлые костюмы, чем на приемах, причем тона костюмов в летнее время должны быть светлее, чем в зимнее время. Костюмы ярких тонов, как правило, в рабочее время не носят. Цветовая гамма делового костюма отличается строгостью, хотя, безусловно, она разнообразнее, чем в мужской деловой одежде. Как правило, используются синие, черные и серые цвета тканей для делового женского костюма. Лучше всего выбирать костюмы классических цветов – серого или синего, но и оттенки зелёного, бежевого и бордового тоже вполне допустимы. Зимой используются в основном тёмные, более холодные тона, а летом – тёплые и светлые. Возможны неброские фоновые рисунки, клетка и полоска. Рисунок на ткани не должен быть пёстрым. Классический вариант – полоска, клетка или ёлочка.

Выбирайте блузки светлых тонов из непрозрачной ткани. Блузки для офисного костюма также строгие, покрой близкий к мужской сорочке, цвета неброские, спокойные. Блузка должна гармонировать со стилем костюма и его цветом.

Сейчас в моде - насыщенные цвета, однако не каждая женщина умеет правильно носить яркую одежду.

При неправильном использовании яркая одежда вполне может замаскировать Вас, то есть - Вы потеряетесь среди ярких цветов. Одежду видно, а Вас - нет.

Не думаю, что Вы хотите добиться именно такого эффекта, поэтому давайте запомним несколько правил, которые позволят подчеркнуть Вашу яркую индивидуальность с помощью одежды.

1. Добавьте цвета через аксессуары

Основная задача цвета – подчеркнуть образ, добавив ярких штрихов. Поэтому аксессуары – наилучшие «проводники» цвета, позволяющие отразить настроение.

Например, одни лишь яркие бусы способны преобразить даже самый скучный образ. Ярко-синие, зеленые украшения смогут себе позволить даже те, кто с особой настороженностью относятся к ярким оттенкам. Такие цвета отлично впишутся в дневной гардероб и дополнят вечерний и даже клубный.

2. Ограничьтесь одной яркой вещью

Даже одна яркая вещь выполнит свою основную функцию – привлечет к тебе внимание окружающих. А вот две яркие вещи уже могут сделать Вас похожей на цыганку.

Особенно это относится не к аксессуарам, а к основной вещи – платью, брюкам, жакету.

Так, блузку цвета сочной лесной зелени лучше сочетать с нейтральными брюками в светлой гамме. Цикламеновую блузку – с юбкой в серых тонах. В данном случае и крой вещей лучше выбирать классический - яркая вещь скажет все за него.

3. Учитывайте свой природный цветотип!

В случае с яркой одеждой основные козыри - у обладательниц смуглой кожи. Чем темнее ее оттенок, тем больше импровизаций с цветом Вы можете себе позволить. Тем более, что пастельные оттенки на фоне смуглой или загорелой кожи часто проигрывают, выглядят выцветшими.

Обладательницам светлой кожи подойдут яркие, но чуть более приглушенные, благородные оттенки, но ни в коем случае не блеклые.

4. Работайте «под прикрытием»

Если Вам все-таки кажется, что пронзительно-яркая маечка – это слишком, наденьте поверх нее тонкий вязаный жакет нейтрального оттенка. Яркий акцент в вашем гардеробе присутствовать будет, но не в режущей глаз концентрации.

5. Используйте близкие тона

Если Вам хочется надеть несколько ярких цветных вещей одновременно, следуйте простому правилу: оттенки должны быть «из одной семьи».

Например, яркий цвет бус может перекликаться с принтами того же тона на платье. Смотрится красиво и дорого.

Полным следует избегать слишком теплых и светлых красок и крупных узоров.

Функционирование цвета в системе проектировании костюма.Функционирование цвета как объекта дизайна вызывает необходимость рассмотрения проблематики цветового проектирования в системе "культура – социум-производство". Анализ взаимодействия аспектов цвета в сфере культуры, потребления и производства позволит свести многозначные и многоуровневые проблемы цвета в блоки, определяющие содержание проектной деятельности.

На стыке социума и культуры решаются проблемы моды, на стыке производства и культуры - проблемы технологии и технического прогресса, на стыке производства и социума решаются проблемы торговли.

По отношению к социуму проектирование выступает как организующее начало. Причем проект может не стать объектом реализации в производстве, а превратиться в элемент системы культуры, приобретая статус культурной ценности. Проектирование вследствие этого является средством совершенствования и обогащения культуры.

Социум предопределяет, регулирует как развитие культуры, так и развитие производства, выступая как главный заказчик и потребитель, воспринимая и осваивая конечный продукт проектирования и производства, а также побуждая к созданию новых проектов, новых продуктов производства.

Освоение моды потребителем как культурной ценности происходит на выставках и демонстрациях коллекций одежды. Потребление моды как продукта производства происходит после ее промышленного внедрения.

Рассмотрим проблематику цвета с трех точек зрения: - социально - культурной; - социально - потребительской; - производственно - технологической.

Это позволит сгруппировать проблемы цвета в три основных комплекса, определяющие его функционирование в системе проектирования.

В социально-культурном комплексе ключевым аспектом является модная цветовая гамма костюма, на ней завязываются все основные проблемы комплекса, она определяет степень проявления в костюме всех остальных аспектов. Модная цветовая гамма определяет символическое и ассоциативное звучание колористического образа современного костюма, на ее основе выделяется доминирующий тип колористической гармонии и терминологический словарь моды.

Но основные тенденции модной цветовой гаммы могут корректироваться и видоизменяться при влиянии на них регионально-обусловленной палитры, которая в свою очередь складывается под воздействием принятой в регионе символики цвета, традиций и обычаев цвета, стереотипов его потребления. Значительное влияние на регионально обусловленную палитру оказывает сырьевая база региона, то есть те пигменты и красители, а также естественные и искусственные материалы, которые добываются или выпускаются местными промышленными предприятиями.

Таким образом, видно наличие взаимосвязи и взаимозависимости проблем цвета внутри одного комплекса, а также влияние одного комплекса на другой.

В социально-потребительском комплексе ключевым аспектом являются цветовые предпочтения потребителя, которые складываются исходя из традиций и обычаев цвета, стереотипов его потребления. Существенное влияние на цветовые предпочтения оказывают наиболее типичные внешние данные потребителей данного региона. Модная цветовая гамма, в свою очередь, оказывает влияние на развитие и формирование цветовых предпочтений потребителя, изменение традиций и обычаев цвета, формирование стереотипов потребления. При решении в проекте проблем социально-потребительского комплекса следует учитывать также необходимость создания комфортных условий восприятия цвета в костюме.

В производственно-потребительском комплексе все представленные аспекты определяются во многом свойствами красителей и материалов. Именно характер пигментов и красителей, а также ассортимент и свойства применяемых материалов обуславливают выбор рецептуры цвета и технологию его получения. Результаты крашения корректируются исходя из нормативов цвета. Нормативы цвета должны соответствовать технологии крашения и рецептуре цвета, а также необходимости создания комфортных условий восприятия цвета. Все три комплекса проблем цветового проектирования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из комплексов представляется равно важным, то есть невозможно решение только одного комплекса проблем проектирования без учета двух других. В таком случае проектирование цвета будет лишено полноты и системной целостности.

Необходимость комплексного решения перечисленных выше проблем возникает не только при анализе ситуации, а также в процессе реализации проектных идей. Комплексная организация проблем цветового проектирования костюма позволяет обеспечить единство различных сторон проекта, сохранить многозначность цвета, а также адекватно отразить сложность и специфику деятельности колориста.

Стиль и цвет в современном костюме.Сегодня, когда остро встают вопросы стиля в современном костюме, очень важным является выбор цветовой гаммы в соответствии с общей стилистикой костюма. Конечно, цвет не существует сам по себе, он воспринимается одновременно с формой костюма. Но следует учитывать, что глаз человека прежде всего реагирует на цвет, а потом уже воспринимает форму. Поэтому при создании индивидуального стиля костюма выбор цвета иногда играет решающую роль.

Сегодня существует огромное количество самых разнообразных стилей в одежде, мода легко манипулирует их названиями, однако все это разнообразие можно свести к трем основным направлениям: классическое, фантазийное и спортивное. Они сложились уже давно, и их корни уходят в историю костюма.

Классический современный костюм происходит от пуританского английского костюма, зародившегося в свое время как деловая одежда буржуа. Это был суконный костюм сдержанных малонасыщенных цветов (оттуда же идет понятие "джентльменский серый" цвет) с боковыми карманами и лацканами, в котором допускался спокойный классический орнамент. В эпоху романтизма в середине Х1Х века он стал больше использоваться в черно-белой более контрастной и официальной гамме и окончательно сложился в начале ХХ века, как костюм делового человека. В целом для него характерны следующие черты: строгость внешнего вида (отсутствие украшений и излишеств), презентативность, функциональность.

Спортивный стиль в костюме сформировался на основе одежды для спорта, которая появилась в начале ХХ века, но некоторые его традиции оформления идут из военного, охотничьего и дорожного исторического костюма. Современный спортивный стиль в одежде не имеет такого законченного вида, как классический, так как у него много исторических источников. Поэтому в каждом конкретном случае при определении характерных черт стиля следует точно найти его исторический адрес, чтобы сохранить цельность и законченность костюма. Для этого стиля характерны прежде всего функциональность и свобода движения. Цветовая гамма определяется ассортиментом изделий, так в одежде джинсового стиля как правило превалирует синий и голубой, в одежде стиля "сафари" – песочный и оливковый, в одежде "олимпийского" стиля – синий, красный, белый, в одежде стиля "водолаз" – черный и т.д.

Фантазийный стиль в современной одежде также не имеет четкого "лица" и представляет собой в большей степени собирательный образ, который сложился на основе представлений о сказочности, необычности и экстравагантности. Источником стиля в основном являются средневековые идеалы, характерные для романского периода. Характерными чертами являются: декоративность, театральность, пикантность, экзальтация. Для цветовой гаммы свойственны контрастные решения, сочетания светлых, нежных цветов с темными, строгими, или ярких, насыщенных – с ахроматическими.

В конце 70-х годов сформировался так называемый «диффузный стиль», который представляет собой смешение различных стилей в одном костюме.

Соответственно ему свойственны эклектичность, некоторая экстравагантность, отсутствие цельности. Своеобразие его строится именно на противоречии элементов, взятых из различных стилей.

В современной моде постоянно рождаются и умирают разнообразные мелкие стили и направления, создавая для непосвященных иллюзию калейдоскопа новых идей. Однако более внимательное изучение их характерных признаков позволяет свести все многообразие стилей к рассмотренным выше трем основным, что позволит Вам, как специалистам, в дальнейшем свободно ориентироваться в процессах, происходящих сегодня в моде.



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 264;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.019 сек.