Понятие социальной структуры общества


Социальная структура – анатомический скелет общества. Термин «структура» (от латинского struere - строить) ввел в социологию Г.Cпенсер. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутренне строение объекта. Когда речь идет о социальной структуре, прежде всего, имеется в виду общество – сложное, составное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми существуют объективно обусловленные связи и отношения (социально-экономические, политические, духовные). Только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Дарендорф и другие социологи.

Такое понимание общества фигурирует везде, где речь идет о классах, нациях, социальных слоях, институтах и других составляющих частях общества, связанных между собой стабильными отношениями.

Таким образом, социальная структура общества – совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

Социальная структура придает групповому опыту целенаправленностью и организованность. Благодаря социальной структуре мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта в единые объекты, называя их, например, «семья», «церковь», «дом».

Социальная структура дает нам ощущение того, что жизнь организованна и стабильна. Рассмотрим, например, социальную структуру университета. Каждую осень в университет приходят новые студенты, и каждое лето еще одна группа заканчивает учебу. Деканаты управляют учебным процессом. Все время новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. Но несмотря на то, что конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно также семья, армия, коммерческая компания, религиозная община – это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

Социологи рассматривают социальную структуру общества как социальный факт из тех, которые описывал. Э.Дюркгейм. Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Следовательно, социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло. Так, поступив в университет, первое время вы чувствуете себя неловко, потому что еще не вписались в новое окружения. Традиции и обычаи университета – это социальная структура, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.

Социальная структура – это устойчивая связь элементов в социальной системе. Социологи не выработали единого мнения относительно того, что именно считать «элементами» общества, связи между которыми образуют социальную структуру. Одни социологи считают, что такими элементами являются просто люди, другие – что это не люди, а социальные роли, которые они выполняют, третьи – что это социальные институты.

Поскольку в социологии понятие социальной структуры является одним из основных и им пользуются все социологи, оно приобрело многозначность различные смысловые оттенки, определяющие серьезные концептуальные различия.

Английский антрополог и социолог А.Радклифф-Браун, представитель структурного функционализма, связывает по смыслу понятие социальной структуры с понятием функции. Для него все компоненты социальной структуры выполняют свою необходимую функцию, и непрерывное существование каждого компонента связано функциональной зависимостью с существованием других. Он определяет социальную структуру как соответствие моделям, или «нормальные», социальные отношения, как систему статусных позиций, занимая которые, индивид устанавливает отношения с другими людьми.

Т.Парсонс показал, что структуру образуют именно модели, или образцы поведения, которые, будучи относительно постоянными в данном обществе, обеспечивают единообразие и стабильность социальной жизни.

В другом понимании термин «структура» используется для того, чтобы отличить главное от второстепенного, существенное от несущественного, первичное от производного. Так, для К.Мангейма «структура» обозначает совокупность элементов социальной системы – материальные элементы общества, которые являются базисными и оказывают определяющее влияние на все остальные; исходя из них должны объясняться его идеальные элементы. Такая трактовка напоминает схему строения общества, предложенную К.Марксом, в которой фигурируют базис – экономические (материальные) отношения и надстройка – идеальные, духовные отношения.

Таким образом, понятие «социальная структура» содержит в себе идею о том, что некоторые комплексы социальных отношений являются базисными, необходимыми для существования и функционирования всех форм социальной жизни. Какова же во всем этом роль индивида?

С точки зрения функционализма и исторического материализма социальная структура является фактором, определяющим и действия, и мысли, и настроения людей. Понимание этого тезиса знаком нам по отечественной истории: многие были уверены в том, что выходцы из пролетарской среды уже только в силу классового происхождения обладают верным знанием жизни и лучше ориентируются в социальной действительности, чем представители интеллигенции и других классов.

С точки зрения конфликтологии все в обществе определяют групповые интересы и отношения господства и подчинения, то есть и здесь социальные отношения стоят над индивидом.

Попытки интегрального подхода к пониманию социальной структуры и его элементов предпринимались Э.Гидденсом, Ю.Хабермасом, Дж. Хомансом и другими учеными.

В основе развития социальной структуры общества лежит общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

Общественное разделение труда обуславливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру.

Общественное разделение труда и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении различных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О.Конт и Э.Дюркгейм, русские мыслители М.М.Ковалевский, П.А.Сорокин и другие.

Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, в том числе в развитии социальной структуры общества, содержится в социально-экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.

К элементам социальной структуры можно отнести:

· классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким направлением согласны социологи разных направлений;

· жителей города и деревни;

· представителей умственного и физического труда;

· сословия;

· социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение и т.д.);

· национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Социальный институт – это исторически сложившийся и закрепленный, устойчивый вид социальных взаимодействий, призванный удовлетворить те или иные человеческие нужды.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествуют по меньшей мере пять групп фундаментальных социальных институтов, которые предназначены для удовлетворения важнейших жизненных потребностей коллектива:

· институт семьи и брака (потребности воспроизводстве рода);

· политические институты (потребности в безопасности и социальном порядке);

· экономические институты (потребности в добывании средств существования);

· институт образования, включая науку и культуру (потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров);

· институт религии (потребности в удовлетворении духовных проблем, смысла жизни).

Таким образом, в качестве элементов социальной структуры выступают индивиды, социальные группы и общности разных типов, социальные институты. Данные элементы соединены между собой устойчивыми связями. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является социальной системой со своими подсистемами и связями. Базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.

Социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом не только социологов, но и представителей такой науки как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они буду действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

 



Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 497;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.012 сек.