Колонны дорического (1), ионического (2) и коринфского (3) ордеров.


Самой древней разновидностью ордера является дорический.Он назван по одной из главных ветвей эллинской народности — дорийцам, обитателям Пелопоннеса; другой ос­новной ветвью были ионийцы, которые населяли Центральные Бал­каны, в том числе Афины, а затем пе­реселились на Малоазийское побе­режье и частично на острова. Дорика традиционно связывалась с мужест­венным, суровым стилем, ионика — с женственным, мягким и изнежен­ным. Так и в ордере: дорические по­стройки были низкие, тяжеловес­ные и приземистые, ионические -лёгкие, стройные и изящные. Одна­ко ионический ордер распространился лишь в V в. до н. э., а дориче­ский использовался очень широко уже в VII—VI вв. до н. э. До сих пор уцелели фундаменты и семь стоящих колонн храма Аполлона в Коринфе. Они свидетельствуют о том, что в до­рическом ордере колонны ставили прямо на стереобат без подставок, эти колонны резко сужались кверху и обычно имели утолщение в цент­ре — энтазис (чтобы подчеркнуть неимоверную тяжесть, которую приходится нести опорам здания); ко­лонны также имели обычно двадцать желобков — каннелю'р. Зрительно каннелюры облегчали вес массив­ных опор и подчёркивали устрем­лённость их кверху.

В Южной Италии, куда с VIII в. до н. э. выселялись греческие коло­нисты, чтобы основывать новые го­рода, сохранилось несколько дори­ческих храмов. Они находятся в Пестуме (греческое название — Посейдония). У них сохранились не только обходные колонны — птеромы, но частично и стены храмов, а также огромные, тяжелейшие пе­рекрытия, готовые, кажется, разру­шить опоры. Греческие мастера с удивитель­ным мастерством вписывали храмы, посвящённые разным богам, в при­родный ландшафт в соответствии с их функциями и образами: одни строили на равнинах, другие — на возвышенностях, третьи — на опуш­ках лесов, недалеко от рек или свя­щенных ущелий.

Затем к дорическому («мужествен­ному») ордеру присоединился ионический («женственный»), а в конце V в. до н. э. и коринфский («девиче­ский»), пропорции которого упо­доблялись девическому телу. Тогда зодчие стали выбирать ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийского авторитета божест­ва. Так впоследствии будет предписы­вать древнеримский архитектор Витрувий в своём труде «Десять книг об архитектуре», который он напишет в конце I в. до н. э.

 

 

ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА

Ордер (от лат. ordo — «поря­док», «строй») предполагал при строительстве зданий использо­вать единый модуль (мерку) — пяль, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ор­дерной системе в архитектур­ном сооружении уравновешива­лись противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были осно­вания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а также стоящие на нём опоры (колон­ны). Несомые части — вся верх­няя часть здания, кровля с ан­таблементом — перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчинённых частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опи­ралась на стереобат — ствол, состоявший из нескольких по­ставленных друг на друга бара­банов, и завершалась «гла­вой» — капителью, в которой выделялись «подушка» — эхи'н и лежащая на нём сверху квадрат­ная плита — абак.



Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 2933;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.