Схема существования персонажа.
Система персонажей | Уровень персонажей | |
Поверхностная структура Уровень 4 (представление) | Исполнители С С1 С2 | Персонаж воспринимаемый через исполнителя |
Уровень 3 (текстовая поверхность) | а1 а2 Актеры а а Роли а1 а2 а3 | Дискурсивная структура (мотивы, темы, интриги) |
Глубинная структура Уровень 2 (синтаксис повествования) | Актанты А1А2А3 А | Нарративная структура (логика действия) |
Уровень 1 (логическая структура) | Логические операторы Логический квадрат ГРЕЙМАСА | Элементарные структуры значения |
Уровень 1. Это уровень элементарных структур значения. Отношения противоположности, противоречия между различными универсумами смысла образуют логический квадрат или семиотический квадрат Греймаса.
Логический квадрат
А противные (контрарные) Е
I субпротивные (субконтрарные) O
А - общеутвердительные, Е - общеотрицательные, I - частноутвердительные, О - частноотрицательные суждения. Противоречащие, контрарные суждения (А и О; Е и I) не могут быть одновременно истинными и ложными. Если одно из них истинно, то другое ложно. Противные суждения (А и Е) могут оба оказаться ложными. Суждения, находящиеся в отношении подчинения (А , I и Е, О) отличаются тем свойством, что при истинности общих суждений соответствующие им частные, так же являются истинными. Логический квадрат помогает на логическом уровне простроить или найти ошибку в элементарных структурах значений. Это самый глубинный уровень и любая ошибка здесь грозит катастрофой любому дальнейшему построению.
Уровень 2. Это уровень актантов общих сущностей, не антропоморфных, но и не фигуративных. Например: Эрос, Любовь, Власть, Мир и т.д.
Уровень 3. Уровень актеров в «техническом» смысле, а не в смысле «исполнитель» персонажа в традиционном смысле.
Промежуточный уровень между 2 и 3. Уровень роли, одушевленных фигуративных единиц, но общих, назидательного типа. Например, Благородный отец, Плут, Предатель, Любовник, Бретер, Ловелас и т.д. Рольодновременно присутствует и в нарративной структуре, и в текстовой поверхности.
Уровень 4. Уровень «режиссуры», актеров (в значении исполнители). Это внешний уровень по отношению к уровню персонажа.
Говоря об актантах необходимо заметить, что актанты «не могут быть идентифицированы с персонажем потому что:
· актант может быть абстракцией (Общество, Эрос, Бог, Свобода) или коллективным персонажем (античный хор, солдаты) или собранием многочисленных персонажей;
· персонаж может брать на себя одновременно или последовательно различные актантные функции;
· актант может быть сценически отсутствующим и его текстовое присутствие может быть описано в дискурсе других сюжетов;[166]
При исполнении, т.е. непосредственно театральной представлении пьесы может происходить демультипликацияили синкретизм персонажа.
Демультипликация.
Актантпредставляется многими актерами, например: в «Мамаше Кураж…» актант «выживания» воплощается Матушкой Кураж, поваром, солдатом, священником и т.д.; в «На дне» Сатин, Бубнов, Настя т.е. вся ночлежка это воплощение одного актанта. Один исполнитель играет двух персонажей и случаи двойной роли одного исполнителя.
Синкретизм.
Два исполнителя играют одного персонажа или воплощают разные (особые) грани его характера. Сюда относится весьма распространенный прием раздвоения.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 350;