Драматическое и сценическое.
Драматургия - именно литература театральных возможностей, она не род литературы, не литературно-художественная форма и уж тем более не высшая форма поэзии.
Для более точного понимания места драмы в театральном процессе необходимо рассмотреть структурную модель театрального процесса или представления во взаимоотношении пьеса (текст) / труппа / зритель и др. элементы. Возьмем за основу структурную модель театрального представления:
АизображаетВна глазах уС
Эта модель представляет театр как таковой, т.е. модель первого пратеатрального действа, которое и стало впоследствии театром. Но непосредственно театральное представление включает в себя еще несколько элементов, а именно:
Драматург - пьеса - труппа - зритель
Труппа в ходе развития театра обрела здание, техническое оснащение, художественное оформление и т.д., еще через некоторое время появляется режиссер, который координирует все представление в едином художественном замысле. Попробуем выразить весь этот процесс графически.
1. Возникновение театра:
А | изображает В | на глазах у С |
2. Древнегреческий театр:
актеры А | изображают пьесу Р | на глазах у С |
2.1.
драматург D | с помощью актеров A | представляет трилогию Р Р Р | на суд зрителей С |
3. Западноевропейский театр Нового времени:
театр Т | представляет спектакль S | зрителям С | и на суд критиков К |
4. Начало ХХ века:
режиссер и драматург R D | помогают актерам A | изображать В | на глазах у зрителей С |
5. Конец ХХ века:
режиссер с помощью R | Аактеров; Рпьесы; Т техники сцены | транслирует свой замысел V | зрителям С |
Таким образом, мы наглядно наблюдаем эволюцию не только драматургии, но и всего искусства театрального представления - от мистериально-ритуальной основы к доминирующему положению драматурга, что впоследствии привело к отождествлению театра с драмой, а саму драму - с литературой и поэзией. Затем с появлением театрального здания в Европе, и сцены-коробки, в частности, довлеющее значение приобретает театр как некая совокупность различных искусств («синтетическое искусство» Р. Вагнера). Но драматург по-прежнему один из главных действующих лиц в театре. С появлением режиссуры происходит постепенное оттеснение на второй план драматурга и драматургии, а затем и актера. Драматург переходит в подчиненное положение (см. «Театральный роман» Булгакова), а драма становится, по определению Волькенштейна, «литературой театральных возможностей». Так драма с места «примы» переходит в разряд «статисток». И нам кажется, спор о том, что наиболее важно в определение драмы - текст или представление, всегда будет существовать. Каждый раз любой человек будет выбирать в пользу той или иной стороны в зависимости от вкуса или цели.
Эту модель соотношения текста и представления в театре Анн Юберсфельд[7], выразила так:
Т П
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 368;