Типология поступков (по Р.Мертону)
Способ адаптации | Социально одобряемые цели | Социально одобряемые средства | Примеры |
Конформизм | + | + | финансовый успех, получаемый законными средствами |
Инновация | + | _ | финансовый успех, получаемый незаконными средствами |
Ритуализм | – | + | бюрократ |
Ретритизм (бегство от действительности) | – | – | монахи, отшельники, бродяги, наркоманы, алкоголики |
Бунт | – /+ | – /+ | реформаторы, революционеры |
В системе Мертона конформизм предполагает согласие и с целями общества, и со средствами их достижения. Например, общепризнанным мерилом успеха в американском обществе (а в последнее время также и в украинском) считается достижение богатства. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, поступление на работу и построение карьеры. Но далеко не все люди могут получить хорошее образование, лучшие фирмы принимают на работу достаточно ограниченное количество специалистов. Когда люди сталкиваются с невозможностью достичь финансового успеха социально одобряемыми средствами, они могут прибегнуть к незаконным способам.
Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Примерами инновации являются шантаж, ограбления, растрата чужих денег, мошенничество и пр. Данный вид девиантного поведения возникает в том случае, когда индивид сталкивается с ограниченным доступом к ресурсам, с одной стороны, и сильным желанием выглядеть успешным в глазах общества – с другой.
Ритуализм предполагает игнорирование целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Примером может выступать бюрократ, фанатично преданный своему делу, который тщательно заполняет бланки, проверяет их соответствие всем инструкциям, регулярно подшивает их к делу и т.д., но не осознает, для чего все это делается.
Ретритизм предполагает отрицание, как целей данного общества, так и средств достижения этих целей. Другими словами, человек дистанцируется от общества. К этой разновидности девиации можно отнести монахов, отшельников, с одной стороны, и наркоманов, алкоголиков и самоубийц – с другой.
Бунттакже выражается в отрицании и целей общества, и средств их достижения. Но в отличие от ретритистов, бунтовщики не отходят от общества, а пытаются предложить ему новые цели и новые средства их достижения. К этому виду девиантов можно отнести реформаторов и революционеров.
Культурологические теории акцентируют внимание на анализе культурных ценностей. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Идентификация с субкультурой происходит в ходе общения с носителями этой культуры. Важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами (законодательными органами, церковью и т.д.), а повседневное общение – в школе, дома, «на улице». На интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей оказывают влияние частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность. Важную роль играет и возраст: чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.
Рассмотренные теории основаны, главным образом, на анализе социальных и культурных факторов, способствующих девиации. Последующий ряд социологических теорий основное внимание обращают на тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам, а также на то, как обращаются с индивидом, которому приклеен ярлык девианта.
Теория стигмации (клеймения). Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность не является свойством, внутренне присущим какому-либо социальному поведению, а предстает следствием социальной оценки (стигматизации) определенного поведения как девиантного. Девиация объясняется способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям определенные стандарты, ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. С человеком могут обращаться так, как будто он нарушил правило, даже если он этого не делал, только потому, что другие утверждают, что он это сделал. Так, поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Во время крестового похода против алкоголизма – сухого закона – создавалась новая система правил и новые девианты.
Анализ причин девиантного поведения направлен в данном случае на изучение процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписывание статуса девиантности поведения и статуса девианта индивидам, т.е., исследованием того, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.
Конфликтологический подход. Данная теория не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. С данной точки зрения, законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы, владеющие средствами производства, используют против тех, кто лишен их. Более того, сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле».
Новейшие теории намного более критичны существующему социальному устройству, они доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 473;