К экзистенциальному выбору
По словам Ж.-П. Сартра, человек не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя сделал»[5]. Человек, по словам философа, это существо, которое устремлено к будущему, он прежде всего проект, который переживается субъективно. Это есть согласно Ж.-П.Сартру первый принцип экзистенциализма.
Несмотря на различия философских взглядов экзистенциалистов, общее, что их объединяет, это акцент на понимании человеком самого себя и доминирующее влияние этого понимания на формирование личностных качеств и развитие его индивидуальности.
Для понимания экзистенциального подхода к педагогике необходимо обратиться к трудам известного психолога В. Франкла, который пытался рассмотреть важнейшую категорию экзистенциальной психологии - смысл человеческого существования. Свобода в понимании В. Франкла - это прежде всего свобода стать другим.
Говоря о смысле человеческого существования, он указывает на наличие сверхсмысла, который превосходит познавательные способности человека и который все же доступен и представляет собой идеальные смыслы и ценности. Именно поэтому смысл нельзя выдумать, а можно только найти. Смысл также нельзя дать, так как «при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда преходяща. ...Смысл должен быть найден, но не может быть создан»[6].
Человеку предстоит самостоятельно осуществить поиск смысла и на том основании, что смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», адресованное конкретному человеку. Каждая ситуация предполагает новый смысл, и каждого человека ожидает свой смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку.
В.Н. Дружинин в своей книге «Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии» высказал важные для понимания педагогического аспекта экзистенциализма концептуальные идеи.
Он справедливо считает, что мы должны благодарить «судьбу и случай, который забросил нас в этот крохотный участок «пространства-времени», в эпоху, когда можно - я надеюсь - думать, говорить и действовать в соответствии со своими желаниями испособностями, не рискуя многим, когда можно созидать свою уникальную жизнь»[7].
Основной идеей экзистенциального подхода к воспитанию является выделение следующей идеальной цели - формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего смысл жизни и реализующего себя в соответствии с этим выбором.При этом важно отметить, что воспитание должно быть направлено не только на развитие личностных качеств человека, но и развитие его индивидуальности.
Достижение этой цели возможно только через педагогическое влияние на жизнь ребенка, которая состоит из определенных значимых для него событий. Чтобы событие способствовало позитивным изменениям в человеке и создавало бы в его личности новообразования, необходимо педагогическое сопровождение события, которое обеспечивает включенность ребенка в данное событие и стимулирует его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.
1.6. Цели воспитания
Одной из фундаментальных проблем педагогики является определение целей воспитания. Спор об этом предмете имеет достаточно давнюю историю. Каждая эпоха, каждое государство ставили свои задачи перед образовательными учреждениями. Цель определялась, исходя из доминирующих идеологических воззрений, и формулировалась в виде социального заказа. Государство и общество всегда рассматривали цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому формулировка цели чаще всего вбирала в себя постулаты, которые, по мнению правящей элиты, обеспечивали бы сохранение существующего строя и системы социальных отношений. В то же время в качестве основных аргументов выдвигалась забота о будущем подрастающего поколения.
Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 355;